ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
статья
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Учитывая ее актуальность, нами был разработан проект, целью которого было организовать эффективное взаимодействие между детьми старшего дошкольного возраста и старшим поколением, используя различные виды деятельности, которое поспособствует обогащению личности дошкольников нравственными качествами и духовными ценностями, такими как уважение к старшему поколению, почитание семейных ценностей и традиций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Ознобихина И.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 136
e-mail: detstvo136@mail.ru
С принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2015г. №273-ФЗ) и вступлением в силу Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от 17.10.2013 N 1155), на современном этапе развития общества повышаются требования к качеству образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям современного общества.
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Из числа многих обозначенных задач, Стандарт направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических качеств» (ФГОС ДО 1.6. п.5).
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Однако когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Одна из них - то, что он ещё мало знает об этом мире.
Становление личности ребенка происходит в семье, и ее роль в воспитании духовно-нравственных ценностей самая главная и решающая. Но опыт нашей педагогической деятельности свидетельствует о снижении качества общения большинства детей со взрослыми членами семьи. Одной из причин сложившейся ситуации является дефицит «живого» общения в семье со старшим поколением – бабушками и дедушками детей.
В современной семье, в свободном, часто неограниченном доступе детей, находятся всевозможные гаджеты., использование которых занимает их домашнее времяпрепровождение, общения же со взрослыми детям крайне не хватает. Родители при опросе на данную тему наличие проблемы осознают, зачастую ссылаясь на занятость в быту. Бабушки и дедушки воспитанников нашей группы, возрастная категория которых до 55 лет, также понимают, что общение детей с ними не всегда носит продуктивный характер в силу того, что многие из них работают, не имея возможности часто общаться с внуками и, соответственно отдаляются от их воспитания.
Данные теоретических исследований Жучковой Г.Н., Петровой В.И., Стульник Т.Д. и других позволяют нам утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не придают значения возрасту человека, они играют и общаются со взрослыми, в том числе и с пожилыми людьми, на равных. В старшем же дошкольном возрасте дети уже способны понять возрастную разницу. И для нас важно помочь родителям осознать, что уважение к старшим формируется не сразу, а постепенно. Но, к сожалению, на основании данных, полученных в процессе наблюдений и опроса родителей, приходится констатировать тот факт, что именно в этом возрасте они допускают серьезную ошибку, не корректируя общение детей со старшим поколением в различных ситуациях, происходящих не только дома, но и в детском саду. В результате анкетирования было выявлено, что в приоритете у родителей - воспитать своих детей умными, здоровыми и самостоятельными, а доброта и сочувствие должны, якобы, взяться сами собой. Но при этом они забывают, либо не знают, что нравственные качества формируются, прежде всего, благодаря родителям и окружающим ребенка взрослым членам семьи, конечно, при взаимодействии с педагогами детского сада.
Таким образом, учитывая актуальность данной темы, нами был разработан проект, целью которого было организовать эффективное взаимодействие между детьми старшего дошкольного возраста и старшим поколением, используя различные виды деятельности, которое поспособствует обогащению личности дошкольников нравственными качествами и духовными ценностями, такими как уважение к старшему поколению, почитание семейных ценностей и традиций. Для хорошего результата мы стремились к максимальному использованию всех видов детской деятельности. На занятиях НОД в детском саду мы уделили большее внимание этическим беседам по данной теме, читали соответствующую художественную литературу детям и учили стихи. В изобразительной деятельности формировали у них умение рисовать портреты бабушек и дедушек, учитывая возрастные особенности людей старшего поколения. Вызывали желание изготавливать открытки и подарки из разных материалов не только к праздникам, но и к любому, на их взгляд, интересному событию.
А вот совместные мероприятия взрослых членов семьи и детей были разделены на определенные блоки. Через блок « Родительская школа» деятельность была направлена на осуществление психолого-педагогического просвещения воспитывающих взрослых (родителей, бабушек, дедушек), их участием в мастер-классах «Руки не для скуки», посещении заседаний родительского открытого университета на темы: «Роль семьи в воспитании детей», «Учимся, играя» и т.п. Это в свою очередь, повлияло на гармонизацию внутрисемейных отношений. Мероприятия блока «Семейная гостиная» были нацелены на удовлетворение потребности в общении детей и членов семьи из старшего поколения. Наши бабушки и дедушки, и даже прабабушки, с удовольствием нашли время, и пришли в группу к своим внучатам, читали художественные произведения, общались на различные темы сообщая им интересные знания. Дети с удовольствием слушали поучительные рассказы из жизни родственников старшего поколения, о том, как они праздновали Святки, Пасху и т.п. перенимая у них опыт духовной и исторической памяти. Знакомились с дворовыми играми дедушек и бабушек, пели русские народные песни и узнавали о семейных традициях. Очень радостно и интересно проходила совместная деятельность взрослых и детей в «Мастерской бабули» по изготовлению предметов народно-прикладного искусства и различных атрибутов для игровой деятельности детей в детском саду и дома.
В результате взаимодействия детей со старшим поколением, родители отмечают, что теперь ребята с удовольствием помогают дома стряпать, пытаются научиться вязать; просто ухаживают за своими престарелыми родственниками с большей теплотой и вниманием, а старшие члены семьи больше уделяют времени своим любимым внучатам, о чем свидетельствуют персональные выставки детей.
Итак, можно сделать вывод, что реализация данного проекта позволила нам решить частично актуальные задачи современного образования, а в частности, духовно-нравственного воспитания дошкольников. С уверенностью, можно сказать, что семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Да, их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка крайне необходимо их взаимодействие, поскольку, это создает благоприятные условия для воспитания нравственных качеств детей.
В дальнейшем мы собираемся продолжать работу в этом направлении, так как считаем, что общение со старшими членами семьи помогает ребенку осознать, что он не один в этом мире, позволяет почувствовать неразрывную связь поколений. А самое главное, учит дорожить прошлым, бережно относиться к настоящему и верить в будущее своей семьи, а значит – и своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...
Духовно – нравственное воспитание дошкольников. (из опыта работы)
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Представленный материал является результатом работы по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно - нравственном воспитании дошкольников....
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "
В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...
Выступление на педсовете по теме: " Взаимодействие семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"(из опыта работы с детьми 2 младшей группы)
В выступлении на тему "Взаимодействие семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"представлен опыт работы с детьми ва 2 младшей группе по теме &q...
"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).
Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....