Духовно – нравственное воспитание дошкольников. (из опыта работы)
учебно-методический материал на тему
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ushanova_noyabr_2014.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание дошкольников.
(из опыта работы)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ДОУ
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания;
- Дни открытых дверей;
- Консультации;
- Совместные акции;
- Вечера отдыха;
- Выставки;
- Праздники;
- Спортивные мероприятия;
Анкетирование
Остановимся на некоторых формах более подробно .
Организация выставок совместного творчества.
Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Многие родители не задумываются об этом и не понимают простую истину – какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не о количестве, а качестве этого времени. Можно, к примеру, на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но так и не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной деятельности, останется в памяти у ребёнка навсегда.
В течение года проходят интерактивные семейные выставки: рисунки на тему «Осень», «Краски осени» - были представлены семейные работы из природного материала;
«Зимняя сказка» - аппликация.
Планируется выставка "Мы правнуки твои, Победа!" Дети с родителями подготовят совместные рисунки, которыми поздравят ветеранов с праздником Днем Победы.
Родители с удовольствием посещают такие выставки, обмениваются опытом, приобретают полезную информацию по воспитанию и развитию детей.
Организация семейных конкурсов
Но особый интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в родительских уголках заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей.
Индивидуальная работа с родителями
В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, починить игрушку, помочь оформить помещение к празднику. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию.
Трудовой десант
Родители всегда откликаются на просьбу помочь в благоустройстве детского сада.В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей .
Участие в благотворительных акциях
таких как «Белый цветок», «Рождественское чудо»
Проведение совместных массовых мероприятий
Это могут быть ярмарки, спортивные праздники, тематические праздники. Мы проводили вместе с инструктором по физкультуре мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», провели праздник «День матери».
Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями.
Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Кстати, специалисты до сих пор не выяснили, кто получает больше удовольствия от детских игр непосредственно дети или родители, в чей душе ещё сохранилось ребячество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности актуальности проблемы духовно- нравственного воспитания детей. Из опыта работы с дошкольниками.
ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспита...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Представленный материал является результатом работы по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно - нравственном воспитании дошкольников....
Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)
Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...
Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "
В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...
"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).
Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Учитывая ее актуальность, нами был разработан проект, целью которого было организовать эфф...