Духовно – нравственное воспитание дошкольников. (из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Ушанова Людмила Николавна

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ushanova_noyabr_2014.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

            Духовно – нравственное воспитание дошкольников.

                                       (из опыта работы)

 

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

         Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование духовности  дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и ДОУ
  • обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

   

Формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Дни открытых дверей;
  • Консультации;
  • Совместные акции;
  • Вечера отдыха;
  • Выставки;
  • Праздники;
  • Спортивные мероприятия;

Анкетирование

Остановимся на некоторых формах более подробно .

Организация выставок совместного творчества.

 Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Многие родители не задумываются об этом и не понимают простую истину – какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не о количестве, а качестве этого времени. Можно, к примеру, на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но так и не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной деятельности, останется в памяти у ребёнка навсегда.

 В течение года проходят интерактивные семейные выставки: рисунки на тему «Осень», «Краски осени» -  были представлены семейные работы из природного материала;

 «Зимняя сказка» - аппликация.

Планируется выставка "Мы правнуки твои, Победа!" Дети с родителями подготовят совместные рисунки, которыми поздравят ветеранов с праздником Днем Победы.

Родители с удовольствием посещают такие выставки, обмениваются опытом, приобретают полезную  информацию по воспитанию и развитию детей.

Организация семейных конкурсов

 Но особый интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в родительских уголках заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей.

Индивидуальная работа с родителями

 В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, починить игрушку, помочь оформить помещение к празднику. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию.

 Трудовой десант

 Родители всегда откликаются на просьбу помочь в благоустройстве детского сада.В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей .

Участие в благотворительных акциях

таких как «Белый цветок», «Рождественское чудо»

Проведение совместных массовых мероприятий

 Это могут быть ярмарки, спортивные праздники, тематические праздники. Мы проводили вместе с инструктором по физкультуре мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», провели праздник «День матери».

Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями.

 Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Кстати, специалисты до сих пор не выяснили, кто получает больше удовольствия от детских игр непосредственно дети или родители, в чей душе ещё сохранилось ребячество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности актуальности проблемы духовно- нравственного воспитания детей. Из опыта работы с дошкольниками.

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ          Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспита...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Представленный материал является результатом работы  по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно - нравственном воспитании дошкольников....

Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...

Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...

"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).

Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Учитывая ее актуальность, нами был разработан  проект, целью которого было организовать эфф...