«Развитие сенсорного восприятия и познавательной активности детей с ОВЗ с использованием технологии «Дары Фрёбеля»
материал

Сергеева Татьяна Юрьевна

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_mk_dary_fryobelya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Татьяна Юрьевна

Учитель – дефектолог МБДОУ г. Иркутска детского сада № 77

Сценарий мастер – класса для педагогов

«Развитие сенсорного восприятия и  познавательной активности детей с ОВЗ с использованием технологии «Дары Фрёбеля»

Направление: коррекционно-развивающее.

Цель мастер – класса: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • Озвучить актуальные проблемы в системе образования детей с ОВЗ и пути их решения с применением игрового набора «Дары Фребеля».
  • Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
  • Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер – класса.

Ход мастер – класса:

  1. Теоретическая часть:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие сенсорного восприятия и  познавательной активности детей с ОВЗ с использованием технологии «Дары Фрёбеля»

В нашем детском саду дети с ОВЗ получают образование, как в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности посредством инклюзивного образования.

Как показывает практика, наибольшую сложность вызывают вопросы организации адаптированной предметно-развивающей среды.

– нехватка современных, инновационных практико-ориентированных технологий, учитывающих специфику нарушений детей.

– нехватка специального дидактического игрового оборудования, для работы с детьми с ОВЗ.

Преодоление этих трудностей и обогащение опыта работы с детьми с ОВЗ ставит перед педагогами задачи поиска новых современных инновационных форм работы.

В результате поиска новых современных подходов, форм, методов работы мы обратили внимание на игровой набор «Дары Фрёбеля», поставили перед собой задачу – адаптировать и использовать его в своей работе. Почему именно он?

Игровой набор «Дары Фрёбеля» – это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.

Данный игровой набор стал для дефектологов настоящим помощником в решении как образовательных так и коррекционных задач в разнообразных формах работы.

В условиях Лекотеки мы широко используем данный игровой набор в образовательной деятельности. Например, детали конструктора удобно применять на занятиях по формированию элементарных математических представлений: пересчитать, отсчитать, сравнить, сгруппировать по цвету, форме, величине, построить цифру, расположить на плоскости, формируя пространственные представления.

В образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, после знакомства с той или иной лексической темой в конце занятия предлагаем детям сконструировать объект. Создание построек животных, деревьев, транспорта и т.п., расширяет представления, формируя зрительный образ предмета и помогает правильно видеть и воспринимать окружающий мир. Анализируя созданные постройки, устанавливая причинно-следственные связи, дети учатся отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, что развивает и связную речь, и мыслительные процессы.

  1. Практическая часть

Задание 1 Раскладывание цветных фишек по картинке + плоскостная лепка

-Представьте, что лексическая тема в детском саду на этой неделе «Зима».

Педагоги выполняют задание.

- А сейчас предлагаю вам по такой же карточке выполнить плоскостную лепку.

– Все справились с заданием.

– У вас возникли какие-нибудь трудности при выполнении задания?

(педагоги делятся своими впечатлениями )

– Представьте, что это задание выполняет ребенок с ОВЗ, у которого имеется недоразвитие процесса восприятия, мыслительной деятельности, зрительно-пространственной ориентировки.

-Как вы думаете, возникнут ли у него трудности при выполнении этого задания? (ответы участников).

– Поэтому при использовании «Даров Фрёбеля» в работе с детьми данной категории целесообразно использовать помощь в виде образца, алгоритмов построения. При использовании Даров Фрёбеля в коррекционной работе с детьми данных категорий, у нас возникла необходимость дополнительного оснащения игрового набора дидактическими материалами: карточки-образцы (построек из наборов), карточки с теневыми и контурными изображениями объектов для наложения.

Задание 2 Построение объекта по карточке-образцу.

– А сейчас предлагаю вам построить из деталей по карточке-образцу

Педагогам раздаются карточки – образцы

– Как вы думаете, какие коррекционно-развивающие задачи решаются в процессе выполнения этого задания?

(Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, образное мышление, пространственную ориентировку, зрительную память, внимание).

Такой вариант задания можно использовать на индивидуальном занятии, решая несколько задач сразу: формирование целостного восприятия предмета, его свойств, цвет, величину, форму, пространственные отношения, развитие мелкой моторики, воображения, расширение словаря (предметы, части предметов, признаки, действия, выполняемые с этим предметом), развитие связной речи (составление описательного рассказа по сконструированному объекту).

Таким образом, игровые комплекты «Дары Фрёбеля» предоставляют возможности для решения комплекса коррекционно-развивающих задач.

Список литературы:

  1. Букин А. П. Википедия — свободная энциклопедия.
  2.  Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. – Москва : Владос, 2004. – 126 с. : табл. – (Специальная психология). – Библиогр.: с. 122-126. – ISBN 5-691-01124-3.
  3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Представление опыта работы  в образовательном процессе  по  развитию логико-математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля&raq...

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей по развитию познавательной активности детей подготовительной группы с использованием технологии экспериментирования

Материал направлен на повышение педагогической компетенции родителей при использовании технологии экспериментирования в совместной деятельности с ребенком (в том числе и в условиях дистанционного обра...

«Использование игровой технологии «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для развития творческого мышления у одаренных детей»

Цель: представление опыта работы по использованию игровой ткхнологии «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детейЗадачи:-познакомить педагог...

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Посещая дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребенок, являясь участником образовательного процесса, получает море впечатлений, ведь он общается, получает новые знания, умения и навыки и применя...

Конспект сюжетной игры в магазин с использованием технологии «Дары Фрёбеля» для детей 5 лет.

Конспект сюжетной игры в магазин с использованием технологии «Дары Фрёбеля» для детей 5 лет.   Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возрас...