"Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование набора "Дары Фрёбеля"
учебно-методический материал

Громова Юлия Геннадьевна

Дары Фрёбеля

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

            Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

                                    МАСТЕР-КЛАСС

                                       на тему 

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование

                                 набора «Дары Фрёбеля»

                                                                                              Выполнила:

                                                                                              воспитатель

                                                                  Громова Юлия Геннадьевна

                                         г.о. Электрогорск

                                                     2020 

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

 Сенсорное развитие-это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Период первых трёх лет- период наиболее интенсивного физического и психологического развития ребёнка. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.

Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.

Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.

 

Модуль № 1 – «Текстильные мячики».

12 штук – 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги).

С помощью данного модуля:

-  тренируется мелкая моторика рук;

- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

- дети изучают цвета и формы;

- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т.д.);

- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.  

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ                                                                                                        

Цель: формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 1: найди мяч нужного цвета, цветной мячик.

Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей

1. Воспитатель показывает ребенку мяч и предлагает найти мяч такого же цвета (найти дружочка, братика);

2. Воспитатель называет цвет и предлагает показать мяч такого же цвета

Упражнение 2: какого мяча нет

Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей

Воспитатель выкладывает 6 мячей разного цвета. Поочередно с детьми называют все цвета мячей, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч. Предлагает открыть глаза и сказать, мяча какого цвета не стало. Если дети не разговаривают, то им предлагается принести или показать в ряду оставшихся мячей, мяча какого цвета не стало.

Упражнение 3: путешествие цветных мячиков

Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей

1. Воспитатель берет мячик и говорит детям, что он очень любит путешествовать (гулять) и находить себе «дружочков» такого же цвета. Предлагает погулять вместе с ним, взяв один из мячиков.

2. Воспитатель предлагает детям выбрать себе мячик любого цвета и самостоятельно погулять с ним по группе и найти мячику «дружочков» (игрушки такого же цвета)

В процессе выбора мячика и нахождения игрушек закрепляется знание цветов.

ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель: ознакомление детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 1: пила

движения вперёд-назад

Воспитатель берет мячик, кладет его на горизонтальную поверхность и начинает катать вперед-назад. Проговаривая стихотворение:

«Я пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

Далее, упражнение предлагается повторить детям

Упражнение 2: скачут мячики

движения вверх-вниз

Воспитатель берет мячик и бросает его на любую горизонтальную поверхность. Мячик отскакивает. Можно действия сопровождать словами: «Мячик скачет: прыг-скок»

Далее повторить упражнение предлагается детям.

Упражнение 3: часики

маятниковые движения (используется мячик на веревочке)

Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскачивать в воздухе из стороны в сторону, приговаривая: «Часики идут: тик-так, тик-так»

Далее повторить упражнение предлагается детям.

Упражнение 4: я весёлая лиса

круговые движения вокруг себя (используется мячик на веревочке)

Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскручивать в воздухе, приговаривая:

«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»

Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

Упражнение 5: рыбка

плавательные движения (используется мячик на веревочке)

Воспитатель берет мячик за веревочку, кладет на вертикальную поверхность и тащит: сначала по прямой, потом зигзагообразно, приговаривая:

«Рыбка плавает в пруду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Рыбка плавает всегда.

Да-да-да, да-да-да!»

Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

Упражнение 6: голуби

летательные движения (используется мячик на веревочке)

Воспитатель берет мячик за веревочку, и подбрасывает вверх. Веревочку не отпускает. Мячик летит.

Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

 ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета; развивать координацию движений.

Упражнение 1: «Как меня зовут?»

имя собственное ребёнка (используется мяч без веревочки)

Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель поочередно бросает ребенку мячик, спрашивает при этом: «как тебя зовут?». Ребенок бросает мяч обратно, называя свое имя.

Упражнение 2: «Как тебя зовут?»

имя сверстников (используется мяч без веревочки)

Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель берет мяч, дает в руки одному из детей и говорит: «Дай мяч (например) Саше». Ребенок с мячом подходит к Саше и отдает ему мяч. Воспитатель при этом спрашивает: «как зовут мальчика, которому ты отдал мячик? Ребенок называет имя: Саша. Далее, предлагается Саше передать мяч другому ребенку. Упражнение повторяется.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического и эстетического воспитания детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».

Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...

Долгосрочный проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запа...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

Цель мастер - класса :Показать приёмы работы с «Дарами Фребеля» для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета,...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Методы и приёмы работы  с  детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...