"Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование набора "Дары Фрёбеля"
учебно-методический материал
Дары Фрёбеля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
МАСТЕР-КЛАСС
на тему
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование
набора «Дары Фрёбеля»
Выполнила:
воспитатель
Громова Юлия Геннадьевна
г.о. Электрогорск
2020
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Сенсорное развитие-это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Период первых трёх лет- период наиболее интенсивного физического и психологического развития ребёнка. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.
Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.
Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
Модуль № 1 – «Текстильные мячики».
12 штук – 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги).
С помощью данного модуля:
- тренируется мелкая моторика рук;
- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;
- дети изучают цвета и формы;
- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т.д.);
- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;
- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ
Цель: формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.
Упражнение 1: найди мяч нужного цвета, цветной мячик.
Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей
1. Воспитатель показывает ребенку мяч и предлагает найти мяч такого же цвета (найти дружочка, братика);
2. Воспитатель называет цвет и предлагает показать мяч такого же цвета
Упражнение 2: какого мяча нет
Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей
Воспитатель выкладывает 6 мячей разного цвета. Поочередно с детьми называют все цвета мячей, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч. Предлагает открыть глаза и сказать, мяча какого цвета не стало. Если дети не разговаривают, то им предлагается принести или показать в ряду оставшихся мячей, мяча какого цвета не стало.
Упражнение 3: путешествие цветных мячиков
Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей
1. Воспитатель берет мячик и говорит детям, что он очень любит путешествовать (гулять) и находить себе «дружочков» такого же цвета. Предлагает погулять вместе с ним, взяв один из мячиков.
2. Воспитатель предлагает детям выбрать себе мячик любого цвета и самостоятельно погулять с ним по группе и найти мячику «дружочков» (игрушки такого же цвета)
В процессе выбора мячика и нахождения игрушек закрепляется знание цветов.
ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ
Цель: ознакомление детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.
Упражнение 1: пила
движения вперёд-назад
Воспитатель берет мячик, кладет его на горизонтальную поверхность и начинает катать вперед-назад. Проговаривая стихотворение:
«Я пила, пила, пила,
Всё пилю, пилю, пилю,
Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»
Далее, упражнение предлагается повторить детям
Упражнение 2: скачут мячики
движения вверх-вниз
Воспитатель берет мячик и бросает его на любую горизонтальную поверхность. Мячик отскакивает. Можно действия сопровождать словами: «Мячик скачет: прыг-скок»
Далее повторить упражнение предлагается детям.
Упражнение 3: часики
маятниковые движения (используется мячик на веревочке)
Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскачивать в воздухе из стороны в сторону, приговаривая: «Часики идут: тик-так, тик-так»
Далее повторить упражнение предлагается детям.
Упражнение 4: я весёлая лиса
круговые движения вокруг себя (используется мячик на веревочке)
Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскручивать в воздухе, приговаривая:
«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»
Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
Упражнение 5: рыбка
плавательные движения (используется мячик на веревочке)
Воспитатель берет мячик за веревочку, кладет на вертикальную поверхность и тащит: сначала по прямой, потом зигзагообразно, приговаривая:
«Рыбка плавает в пруду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Рыбка плавает всегда.
Да-да-да, да-да-да!»
Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
Упражнение 6: голуби
летательные движения (используется мячик на веревочке)
Воспитатель берет мячик за веревочку, и подбрасывает вверх. Веревочку не отпускает. Мячик летит.
Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ
Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета; развивать координацию движений.
Упражнение 1: «Как меня зовут?»
имя собственное ребёнка (используется мяч без веревочки)
Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель поочередно бросает ребенку мячик, спрашивает при этом: «как тебя зовут?». Ребенок бросает мяч обратно, называя свое имя.
Упражнение 2: «Как тебя зовут?»
имя сверстников (используется мяч без веревочки)
Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель берет мяч, дает в руки одному из детей и говорит: «Дай мяч (например) Саше». Ребенок с мячом подходит к Саше и отдает ему мяч. Воспитатель при этом спрашивает: «как зовут мальчика, которому ты отдал мячик? Ребенок называет имя: Саша. Далее, предлагается Саше передать мяч другому ребенку. Упражнение повторяется.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического и эстетического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».
Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...
Долгосрочный проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запа...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель мастер - класса :Показать приёмы работы с «Дарами Фребеля» для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета,...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Методы и приёмы работы с детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...