Развитие речи и коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность. Использование технологии "Сторисек"
методическая разработка по развитию речи
Представление опыта на РПГ Театрализованная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
« Развитие речи и коммуникативных способностей
детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием инновационной технологии «Сторисек».
Представление опыта работы. Кузнецова Татьяна Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад
1 слайд
В современном мире гаджеты всё больше вытесняют книги. Наблюдая за детьми, мы видим, что уже в дошкольном возрасте многие дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеороликов, компьютерные игры.
Прививать детям любовь к книге мне помогает использование инновационной технологии «Сторисек». Её основная цель: получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения. Суть технологии: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач.
2 слайд
Первоначально «сторисек» задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.
На практике я увидела, что дети лучше запоминают сказки, фамилию автора произведения, если мы не просто рассказываем и читаем, а создаём театр и разыгрываем сказочный сюжет.
3 слайд
«Что такое сторисек»?
В переводе с английского это «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель технологии англичанин Нейл Гриффитс. Используется настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т.д. Мешок можно заменить чемоданом, рюкзаком или красочной коробкой.
Я использую яркую коробку с названием «Сундучок историй». С «сундучком историй» всегда приходит сказочный герой, у нас это мышонок.
4 слайд
Формы работы с технологией «Сторисек» разнообразны. Кроме предложенных на слайде, я использую форму проектной деятельности.
ИДЕЯ технологии заключается в получении удовольствия от совместного чтения вслух ребёнка и родителей или воспитателей. Сначала взрослые, а потом сами дети «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению.
А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений (дети, родители, педагоги) с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
5 слайд
Рассмотрим ЭТАПЫ РАБОТЫ по технологии «Сторисек»
I этап – подготовительный включает в себя:
Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек». Подготовка комплекта материалов:
- книги, соответствующие возрасту детей и с качественными иллюстрациями.
- игрушки, являющиеся прообразами героев выбранного произведения; они помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев.
- научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению; она расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке.
- аудиокнига по выбранному произведению; с 4-х лет, позволяет детям прослушать книгу несколько раз, многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.
- DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.
- дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, расширяют словарный запас. Также это могут быть: конструктор, раскраски, пластилин, краски, карандаши, то есть те предметы, которые помогают детям в творческой деятельности создавать театр своими руками.
6 слайд
II этап - продвижение.
На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий (подготавливаются объявления мероприятий, раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка, приглашаются родители для «вводной беседы»);
III этап – Основной (реализация проекта)
Чтение книги, беседа по прочитанному, подготовка и показ театрализованного представления или оформление выставки.
7 слайд
В итоге совместного создания сказочных образов и декораций может получиться театр на подоконнике.
8 слайд
Или оформленный своими руками центр активности.
9 слайд
Устроить театрализацию сказки мы можем не только в группе, но и на улице, где уже природа подготовила для нас декорации.
10 слайд
IV Завершающий этап.
- Передать «Сторисек» на дом: родители с детьми могут взять элементы наполнения «Сундучка историй» домой на выходные, например послушать аудио-сказку или ещё раз прочитать книгу и рассмотреть иллюстрации, поиграть дома с семьёй в театр, потом всё возвращают обратно. Можно пригласить родителей на театральное представление.
- Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»
- Обогащать содержание игровой, продуктивной(рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности по инициативе детей и родителей.
Также можно пригласить на театральное представление детей других возрастных групп детского сада.
Создавая презентацию, я задалась вопросом: С какого возраста можно использовать технологию «сториск»?
Как вы думаете?
11 слайд
Использовать технологию можно уже с ясельной группы.
Знакомясь с задачами и содержанием образования, обучения и воспитания Содержательного раздела Федеральной образовательной программы дошкольного образования, мы видим, что уже от 1 года можно использовать технологию для развития речи и коммуникативных способностей; и с 2-х лет – для развития театрализованной деятельности.
Технология «Сторисек» многофункциональна, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечивает развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе реализации проекта.
12 слайд
Посмотреть материалы «Сундучка историй» из моей практики можно по ссылкам или на ютуб канале, перейти на него можно по ссылке на страничке моего сайта в нспортале социальной сети работников образования.
И сегодня любознательный мышонок пришёл к нам в гости и принёс в «Сундучке историй» сюрприз для вас. Если вас заинтересовала данная технология, то этот буклет поможет вам в её применении на практике.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Что такое «Сторисек»?
В переводе с английского это «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году англичанином Нейлом Гриффитс.
Суть технологии: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач.
Задачи технологии: чтение хороших книг;
расширение кругозора; пополнение и расширение словарного запаса; развитие навыков осмысленного чтения; развитие навыков обсуждения художественного произведения; развитие социальных навыков (формы и способы поведения в отношениях, умение сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций; стимулирование интереса к книге.
ИДЕЯ заключается в получении удовольствия от совместного чтения вслух ребёнка и родителей или воспитателей. Сначала взрослые, а затем сами дети «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению.
А самое главное работа над созданием «Мешка историй» является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений (дети, родители, педагоги) с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
Что из себя представляет мешок историй?
Это настоящий полотняный мешок, который можно украсить пуговицами, вышивкой и т.д. Мешок можно заменить чемоданом, рюкзаком или красочной коробкой. С «Мешком историй» обязательно приходит сказочный герой.
Этапы реализации технологии «Сторисек».
I этап – подготовительный включает в себя:
Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Мешок историй». Подготовка комплекта материалов:
- детские книги, соответствующие возрасту и с качественными иллюстрациями;
- игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), это главные герои художественной книги. Помогают изучить образ героев, развивают понимание прочитанного;
- дополнительные реквизиты (бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды). Помогают «оживить» книгу, помогают лучше понять прочитанное;
- научно-популярная литература, близкая к художественному произведению, дополняет его научно-познавательными фактами;
- DVD-диск с аудио-сказкой (используется с 4 лет), мультфильмом, сказкой по произведению. Многократное прослушивание и проигрывание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания;
- дидактические, словесные, языковые игры с содержанием художественной книги, расширяют словарный запас.
II этап - продвижение.
Подготавливаются анонсы мероприятий по «Мешку историй» (объявления мероприятий, раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка, приглашаются родители для беседы»).
III этап – Основной
Работа с художественным произведением
- Работа с книгой предполагает чтение вслух в группе детей.
- Организация беседы до, вовремя и после прочтения книги. Обсуждение с детьми: Как будут держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.
- При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
- Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
- Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
- Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы). Рассмотрите обложку, содержание, иллюстрации; покажите, как нужно ориентироваться в книге. Красиво оформите иллюстрации, рисунки и раздайте их родителям, чтобы развесить на приметных местах в доме.
- Просмотр мультфильма. Слушание аудиозаписи. Организовать коллективное прослушивание с одновременным, предваряющим, завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.
Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексики, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;
«Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге;
«Айболит» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;
«Найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;
Организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.
В итоге в каждом «Мешке историй» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр, соотнесённых с книгой.
Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя - автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «Мешка историй», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.
Красочно оформляется опись готового «Мешка историй».
IV Завершающий этап.
- Передать «Мешок историй» на дом: родители с детьми могут взять элементы наполнения домой на выходные, например послушать аудио-сказку или ещё раз прочитать книгу и рассмотреть иллюстрации, поиграть дома с семьёй в театр, потом всё возвращают обратно. Можно пригласить родителей на театральное представление.
- Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»
- Обогащать содержания игровой, продуктивной (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности по инициативе детей и родителей.
Формы работы с «Мешком историй» разнообразны:
- ООД по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;
- кружковая работа;
- культурные практики;
- культурно-досуговая деятельность совместно с родителями, экскурсия в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, игровая деятельность;
- проектная деятельность и др.
Ссылка на личный сайт: https://nsportal.ru/kuznetsova-tatyana-aleksandrovna-1512
Составила: Кузнецова Т.А., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад.
РПГ «Театрализованная деятельность»
1.02.2024 г.
Инновационная технология
«СТОРИСЕК»
Многофункциональная технология, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечивает развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе реализации проекта. Помогает реализовать задачи и содержание пяти образовательных областей и работу с родителями. Технологию можно использовать с ясельной группы (с 1 года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.
Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....
Коммуникативные способности детей через театрализованную деятельность.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственноезвено в общей системе народного образования. Овладение родным языкомявляется одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...
План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...
Программа по самообразованию в старшей группе на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Саморазвитие педагога в работе с детьми старшего возраста...
Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...
План работы по самообразованию на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» на 2020 – 2021 учебный год.
План работы по самообразованию на тему:«Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность»...