Развитие речи и коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность. Использование технологии "Сторисек"
методическая разработка по развитию речи

Кузнецова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

« Развитие речи и коммуникативных способностей

детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием инновационной технологии «Сторисек».

Представление опыта работы. Кузнецова Татьяна Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад

1 слайд

В современном мире гаджеты всё больше вытесняют книги. Наблюдая за детьми, мы видим, что уже в дошкольном возрасте многие дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеороликов, компьютерные игры. 

Прививать детям любовь к книге мне помогает использование инновационной технологии «Сторисек». Её основная цель: получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения. Суть технологии: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач.

2 слайд

Первоначально «сторисек» задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели.   Формирование  интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.

На практике я увидела, что дети лучше запоминают сказки, фамилию автора произведения, если мы не просто рассказываем и читаем, а создаём театр и разыгрываем сказочный сюжет.

3 слайд

«Что такое сторисек»?

В переводе с английского это «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель технологии англичанин Нейл Гриффитс. Используется настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т.д. Мешок можно заменить чемоданом, рюкзаком или красочной коробкой.

Я использую яркую коробку с названием «Сундучок историй». С «сундучком историй» всегда приходит сказочный герой, у нас это мышонок.

4 слайд

Формы работы с технологией «Сторисек» разнообразны. Кроме предложенных на слайде, я использую форму проектной деятельности.

ИДЕЯ технологии заключается в получении удовольствия от совместного чтения вслух ребёнка и родителей или воспитателей. Сначала взрослые, а потом сами дети «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению.

А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений (дети, родители, педагоги) с учетом их возможностей, инициативы и интересов.

5 слайд

Рассмотрим ЭТАПЫ РАБОТЫ по технологии «Сторисек» 

I этап – подготовительный включает в себя:

Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек». Подготовка комплекта материалов:

- книги, соответствующие возрасту детей и с качественными иллюстрациями.

игрушки, являющиеся прообразами героев выбранного произведения; они помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев.

научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению; она расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке.

- аудиокнига по выбранному произведению; с 4-х лет, позволяет детям прослушать книгу несколько раз, многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.

DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.

- дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, расширяют словарный запас. Также это могут быть: конструктор, раскраски, пластилин, краски, карандаши, то есть те предметы, которые помогают детям в творческой деятельности создавать театр своими руками.

6 слайд

II этап - продвижение.

На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий (подготавливаются объявления мероприятий, раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка, приглашаются родители для «вводной беседы»); 

III этап – Основной (реализация проекта)

Чтение книги, беседа по прочитанному, подготовка и показ театрализованного представления или оформление выставки.

7 слайд

В итоге  совместного создания сказочных образов и декораций  может получиться театр на подоконнике.

8 слайд

Или оформленный своими руками центр активности.

9 слайд

Устроить театрализацию сказки мы можем не только в группе, но и на улице, где уже природа подготовила для нас декорации.

10 слайд

IV Завершающий этап.

- Передать «Сторисек» на дом: родители с детьми могут взять элементы наполнения «Сундучка историй» домой на выходные, например послушать аудио-сказку или ещё раз прочитать книгу и рассмотреть иллюстрации, поиграть дома с семьёй в театр, потом всё возвращают обратно. Можно пригласить родителей на театральное представление.

- Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»

- Обогащать содержание игровой, продуктивной(рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности по инициативе детей и родителей.

Также можно пригласить на театральное представление детей других возрастных групп детского сада.

Создавая презентацию, я задалась вопросом: С какого возраста можно использовать технологию «сториск»?

Как вы думаете?

11 слайд

Использовать технологию можно уже с ясельной группы.

Знакомясь с задачами и содержанием образования, обучения и воспитания Содержательного раздела Федеральной образовательной программы дошкольного образования, мы видим, что уже от 1 года  можно использовать технологию для развития речи и коммуникативных способностей; и с 2-х лет – для развития театрализованной деятельности.

Технология «Сторисек» многофункциональна, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечивает развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе реализации проекта.

12 слайд

Посмотреть материалы «Сундучка историй» из моей практики можно по ссылкам или на ютуб канале, перейти на него можно по ссылке на страничке моего сайта в нспортале социальной сети работников образования.

И сегодня любознательный мышонок пришёл к нам в гости и принёс в «Сундучке историй» сюрприз для вас. Если вас заинтересовала данная технология, то этот буклет поможет вам в её применении на практике.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Что такое «Сторисек»?

В переводе с английского это «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году англичанином Нейлом Гриффитс.

Суть технологии: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач.

Задачи технологии: чтение хороших книг;

расширение кругозора; пополнение и расширение словарного запаса; развитие навыков осмысленного чтения; развитие навыков обсуждения художественного произведения; развитие социальных навыков (формы и способы поведения в отношениях, умение сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций; стимулирование интереса к книге.

ИДЕЯ заключается в получении удовольствия от совместного чтения вслух ребёнка и родителей или воспитателей. Сначала взрослые, а затем сами дети «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению.

А самое главное работа над созданием «Мешка историй» является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений (дети, родители, педагоги) с учетом их возможностей, инициативы и интересов.

Что из себя представляет мешок историй?

Это настоящий полотняный мешок, который можно украсить  пуговицами, вышивкой и т.д. Мешок можно заменить чемоданом, рюкзаком или красочной коробкой. С «Мешком историй» обязательно приходит сказочный герой.

Этапы реализации технологии «Сторисек».

I этап – подготовительный включает в себя:

Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Мешок историй». Подготовка комплекта материалов:

- детские книги, соответствующие возрасту и с качественными иллюстрациями;

- игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), это главные герои художественной книги. Помогают изучить образ героев, развивают понимание прочитанного;

- дополнительные реквизиты (бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды). Помогают «оживить» книгу, помогают лучше понять прочитанное;

- научно-популярная литература, близкая к художественному произведению, дополняет его научно-познавательными фактами;

- DVD-диск с аудио-сказкой (используется с 4 лет), мультфильмом, сказкой по произведению. Многократное прослушивание и проигрывание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания;

- дидактические, словесные, языковые игры с содержанием художественной книги, расширяют словарный запас.

II этап - продвижение.

Подготавливаются анонсы мероприятий по «Мешку историй» (объявления мероприятий, раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка, приглашаются родители для беседы»).

III этап – Основной 

Работа с художественным произведением

- Работа с книгой предполагает чтение вслух в группе детей.

- Организация беседы до, вовремя и после прочтения книги. Обсуждение с детьми: Как будут держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.

- При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.

- Проведите игру  с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

- Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

- Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например,  о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы). Рассмотрите обложку, содержание, иллюстрации; покажите, как нужно ориентироваться в книге. Красиво оформите иллюстрации, рисунки и раздайте их родителям, чтобы развесить на приметных местах в доме.

- Просмотр мультфильма. Слушание аудиозаписи. Организовать коллективное прослушивание с одновременным, предваряющим, завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.

Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексики, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;

«Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге;

«Айболит» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;

«Найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;

Организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.

В итоге в каждом «Мешке историй» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр, соотнесённых с книгой.

Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя - автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «Мешка историй», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.

Красочно оформляется опись готового «Мешка историй».

IV Завершающий этап.

- Передать «Мешок историй» на дом: родители с детьми могут взять элементы наполнения домой на выходные, например послушать аудио-сказку или ещё раз прочитать книгу и рассмотреть иллюстрации, поиграть дома с семьёй в театр, потом всё возвращают обратно. Можно пригласить родителей на театральное представление.

- Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»

- Обогащать содержания игровой, продуктивной (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности по инициативе детей и родителей.

Формы работы с «Мешком историй» разнообразны:

- ООД по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;

- кружковая работа;

- культурные практики;

- культурно-досуговая деятельность совместно с родителями, экскурсия в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, игровая деятельность;

- проектная деятельность и др.

Ссылка на личный сайт: https://nsportal.ru/kuznetsova-tatyana-aleksandrovna-1512

Составила: Кузнецова Т.А., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад.

РПГ «Театрализованная деятельность»

1.02.2024 г.

Инновационная технология

«СТОРИСЕК»

D:\2024 РАБОТА\РПГ\Сторисек технология\1 б.jpg

D:\2024 РАБОТА\РПГ\Сторисек технология\2.jpg

Многофункциональная технология, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечивает развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе реализации проекта. Помогает реализовать задачи и содержание пяти образовательных областей и работу с родителями. Технологию можно использовать с ясельной группы (с 1 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.

Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....

Коммуникативные способности детей через театрализованную деятельность.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственноезвено в общей системе народного образования. Овладение родным языкомявляется одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...

План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».

Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...

Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» на 2020 – 2021 учебный год.

План работы по самообразованию на тему:«Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность»...