Организация игр – драматизаций с детьми старшего дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО и ФОП ДО
методическая разработка (старшая группа)

Цель данной работы познакомить педагогов с особенностями организации игр - драматизаций с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Ясли – сад №337 г. Донецка»

Ст. воспитатель Супрун М.Н.

Организация игр – драматизаций с детьми старшего дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО и ФОП ДО

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Среди творческих игр у детей значительный интерес вызывают театрализованные игры, сюжетом которых являются известные сказки, рассказы или театральные спектакли. Среди всех видов театрализованных игр педагоги отдают предпочтение игре – драматизации, где дети, а не куклы или игрушки, изображают героев литературных произведений.

Цель данной работы – ознакомить педагогов с особенностями организации игры – драматизации как видом игровой деятельности дошкольников.

Актуальность работы: игра – драматизация является одним из инструментов для создания благоприятных условий развития детей, развития их способностей и творческого потенциала (в соответствии с задачами, обозначенными ФГОС ДО), приобщения детей к театральному искусству, знакомства детей с разными видами театрализованной деятельности. Игра – драматизация направлена на:

  • развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений театрального искусства;
  • становление эстетического и эмоционально – нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;
  • формирование элементарных представлений о театре как об одном из видов искусства;
  • формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности;
  • освоение разнообразных средств художественной выразительности;
  • реализацию художественно – творческих способностей ребенка;
  • развитие самостоятельной творческой деятельности детей.

Таким образом, игра – драматизация занимает важное место в эстетическом воспитании детей. Это обусловлено ее созвучностью с театральным искусством, которое требует компетентности в разных сферах художественной деятельности: литературной, изобразительной, драматической, музыкальной.

Особенности игры – драматизации как вида игровой деятельности детей.

Игра – драматизация подобна сюжетно – ролевой игре. Между ними есть как схожесть, так и различие. И в тех и других видах игр дети берут на себя определенные роли и действуют соответственно тому, как развивается содержание игры. Но в сюжетно – ролевой игре дети отображают представления, полученные непосредственно из окружающей действительности, а в играх – драматизациях – впечатления от литературных произведений, спектаклей, где жизнь отображается в художественных образах.

В игре – драматизации инициатива и творчество детей направлены на лучшее исполнение взятой на себя роли. Тут важно не только, что изображает ребенок, а и то как он это делает. Так как в игре – драматизации важным является результат деятельности. Действия, которые выполняют дети в игре – драматизации, сложнее, чем в сюжетно – ролевой игре: ребенку необходимо отобразить не только какой – либо объект, который встречается в жизни, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного произведения. При драматизации литературного произведения дети активно действуют, создавая образы персонажей, что вызывает у них приятные переживания, игровое настроение, чувство увлеченности. Текст произведения подсказывает, какие действия необходимо выполнять, но в нем нет указаний о способах их исполнения – движениях, мимике, интонации. Сохраняя замысел автора и основную идею литературного произведения, дети привносят в игру свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Следует отметить, что перевоплощение и создание соответствующих образов вообще возможно при условии, что у ребенка сформированы довольно крепкие знания о тех объектах и явлениях окружающей действительности, о которых повествуется в художественном произведении.

Роль художественной литературы в организации игры – драматизации.

Весомая роль в организации игр – драматизаций принадлежит художественной литературе, которая содержит огромный потенциал для умственного, морального и эстетического развития детей. Специфическая функция художественной литературы – формирование эмоционально – ценностного отношения к изображенным в ней явлениям и событиям. Переживания, которые возникают у детей во время слушания литературных произведений, являются чувственной основой, на которой базируется воспитательное влияние художественных образов. Без этой основы, без эмоционального отношения к тому, о чем повествуется в произведении, искусство как инструмент развития и воспитания теряет свою ценность и силу влияния.

Максим Горький, вспоминая свое детство, писал, что читая книгу, он представлял, как разговаривают герои, видел их лица, жесты. Такое умение воспринимать художественные произведения желательно формировать у детей с дошкольного возраста. Язык художественного произведения имеет особенные качества – образность, выразительность, он захватывает чувства, вызывает эмоциональный отклик, переживания, связанные с содержанием произведения. Перед воспитателем стоит задача – научить детей воспринимать художественные произведения так, чтобы у них возникал яркий образ объекта или явления, о котором говорится в том или ином произведении, и формировалось определенное отношение к нему.

Подбирая литературные произведения для драматизации, прежде всего, необходимо учитывать тематику поточной образовательной работы с детьми, их интересы, знания, опыт, которые они уже имеют .Ассоциативные связи обеспечивают четкость и глубину восприятия художественного произведения и тем повышают его воспитательную и образовательную ценность.

Иногда позитивного результата можно достигнуть и за счет новизны, которая дает возможность педагогу переключить внимание детей на новую тему, предупреждая однообразие образовательного процесса и понижение интереса детей к основной тематике.

После восприятия произведения на внутреннем эмоциональном уровне процесс усвоения требует его активного отображения во внешнем плане, то есть в действенных речевых и двигательных формах, изобразительной деятельности. Переживание содержания литературного произведения в игре – драматизации «объемнее», чем во время его слушания или рассказывания, поскольку игра требует, чтобы ребенок представлял ситуацию детально, после чего перевоплотился в художественный образ.

После такой игры стимулируется познавательная активность, развитие интеллектуальных интересов, формируется чувство сопереживания и взаимодействия в коллективе.

Театр – школа драматической деятельности.

Важное место в подготовке к организации драматической деятельности дошкольников принадлежит театру. Театр объединяет влияние музыки, танца, пластики, речи и изобразительного искусства, обогащает детей представлениями, воспитывает интерес и любовь к литературе, родному слову, закрепляет ранее приобретенные знания.

Просмотр спектаклей «вооружает» детей обобщенными средствами художественной выразительности, знакомит с некоторыми законами сценического искусства, его разными видами, реквизитом и атрибутами.

Театр в жизни ребенка – это праздник: яркие огни рампы, аплодисменты, приветствия, улыбки, цветы. Кто из нас не мечтал в детстве перенестись в сказочный мир: превратиться из Золушки в принцессу, кружиться с принцем в танце на балу, проявлять отважность и храбрость мушкетеров, освободить от злых чар спящую красавицу – и все это возможно в театре. Просмотр театральных представлений помогает осознанию собственного Я, способствуют развитию воображения, побуждает к самовыражению личности. При этом у детей формируются моральные качества и , даже, преодолеваются недостатки: стеснительным детям театр помогает снять нервное напряжение, преодолеть неуверенность в себе, поверить в собственные силы, а неугомонным и неорганизованным – научиться выдержке.

Незадолго до начала представления целесообразно рассказать детям о его содержании, так как маленький зритель, увлеченный движением, жестикуляцией персонажей, не всегда может понять ход и причинность событий, которые происходят на сцене. Следует обратить внимание не только на то, что происходит на сцене , но и на средства выразительности, которые использовали актеры. После просмотра спектакля следует спросить у детей:

  • Что больше всего понравилось в спектакле?
  • Кто из героев больше всего понравился?
  • Изменилось ли настроение после спектакля?

Такие вопросы должны побуждать ребенка к глубокой оценке театрального действия, сравнительной характеристике персонажей.

После просмотра спектакля можно предложить детям нарисовать его положительных и негативных персонажей. Постепенно дети начинают оценивать не только сам образ (хороший – плохой), но и средства его театрального воплощения.

Кроме конкретных знаний, которые обеспечивают определенный уровень представлений о театре и стойкий интерес к нему, необходимо формировать у детей и этические представления, в частности знакомить с культурой поведения в театре.

Таким образом, работа по ознакомлению с театральным искусством, кроме приобщения детей к прекрасному и древнему виду искусства, есть эффективным толчком для организации самостоятельной драматической деятельности детей, способствует их познавательному, моральному, креативному развитию, помогает обогатить палитру их чувств и эмоций, учит внимательнее всматриваться в мир.

Театральное искусство понятно и близко детям, так как его основой является игра – ведущая деятельность для дошкольника.

Подготовка и организация игры – драматизации.

Подготовка к игре – драматизации предусматривает мероприятия, направленные на усвоение литературного текста, который драматизируется, и содержит различные виды детской деятельности.

Начинается подготовка с подбора литературного произведения, которое драматизируется. Важно. Чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные эмоции и переживания, имело простой, но динамичный сюжет, а еще в тексте должен преобладать диалог. В литературном произведении должно быть несколько главных и эпизодических героев, которые активно действуют. Желательно наличие яркой, точной, конкретной характеристики персонажей, которая является основой для создания образа. Анализ текста произведения дает педагогу возможность определить состав участников игры – драматизации, слова, которые они должны произносить, последовательность действий, которые происходят, а следовательно – потребность в создании декораций, атрибутах, подборе соответствующего музыкального сопровождения.

Ознакомление с литературным текстом проводится на занятии по развитию речи либо во второй половине дня. Педагог знакомит детей с содержанием художественного произведения, читая его по книге, отображая на память, либо рассказывая. При этом необходимо правильно расставлять логические ударения на слова, которые содержат основную мысль каждой фразы, сохраняя ритмичность речи. Логическая передача содержания художественного произведения должна быть эмоционально окрашена. Воспитатель не может и не должен оставаться равнодушным к тому, что он читает либо рассказывает детям. Свое отношение к положительным и отрицательным героям, их поведению педагог должен передавать разными средствами выразительности: интонацией, паузой, изменением темпа, ритма речи.

После ознакомления детей с событиями, изображенными в произведении, воспитатель начинает работу по усвоению детьми литературного текста. Для этого используют разнообразные методы. Сначала практикуют повторное чтение или слушание аудиозаписи произведения. Этот вид работы способствует запоминанию последовательности событий, о которых идет речь, диалогов действующих лиц, характерных интонаций. После повторного слушания воспитатель проговаривает текст вместе с детьми, напоминая или исправляя слова, подсказывая мимику, жесты, действия, имитируя испуг, радость, удивление, движения и т. д. Дети повторяют их и запоминают.

Усвоение детьми текста дает возможность перейти к следующему виду работы – обсуждению литературного произведения. Для более глубокого понимания детьми мотивов и поступков действующих лиц воспитатель активизирует их внимание при помощи вопросов по содержанию произведения, объясняет причины определенных поступков персонажей, при необходимости объясняет значение отдельных слов.

Следующим этапом является пересказ литературного произведения. При пересказе произведения от ребенка не требуется знание текста на память. Он должен научиться передавать содержание связно, сохраняя последовательность событий, изображенных в произведении. Некоторые фразы можно передавать дословно, некоторые – своими словами, сохраняя их правильный смысл. И в том и в другом случаях воспитатель развивает у детей память, умение говорить четко, понятно, и выразительно.

Некоторые задания по подготовке игры – драматизации решаются во время наблюдений, слушания музыки, пения, музыкальных, подвижных и дидактических игр, игровых упражнений, занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, самостоятельной художественной деятельности.

Как правило, желание поиграть в героев произведения, которые понравились, возникает у самих детей. А если игра не возникает по инициативе детей, воспитатель может предложить ее сам. При этом он обязательно должен принимать участие при подготовке к игре: помогать распределять роли, подбирать речевой материал, изготавливать элементы костюмов.

Организация игры – драматизации

После подготовительного этапа организуется сама игра – драматизация, которая начинается с распределения ролей. Воспитатель должен тактично руководить этим процессом.

Как правило, большинство детей хотят исполнять роли главных героев, но задача воспитателя – ввести в игру как можно больше участников. Для этого можно использовать статические роли без слов: поскольку декорации условные, их функции (растения, ворота, солнышко) могут исполнять дети. Такие роли требуют активизации воображения не меньше чем роли со словами. Воспитатель должен помочь ребенку задействовать воображение и дать образец действия.

Если у детей достаточно сформированы коммуникативные навыки, они дальше самостоятельно договариваются об оборудовании территории, на которой будут действовать: размещают условные декорации, определяют направление выхода и размещение героев в игре. При необходимости воспитатель не только наблюдает, но и принимает активное участие в организации игры.

Переходя непосредственно к игре – драматизации, дети занимают свои места и по сигналу воспитателя начинают отображать события произведения, Во время первой драматизации произведения воспитатель должен помогать детям: подсказывать нужные слова, жесты, интонации. Во время повторных драматизаций дети могут фантазировать, изменять реплики или сюжетную линию, побуждая партнеров по игре искать соответствующие действия.

Постепенно старшие дошкольники обучаются самостоятельно:

  • выбирать текст или выдумывать самостоятельно;
  • распределять между собой обязанности, договариваться, кто будет режиссером, а кто – ведущим, кто – артистом;
  • обсуждать и готовить нужные атрибуты и декорации.

При распределении ролей важно позаботиться о том, чтобы дети включались в игру в соответствии со своими способностями и возможностями.

Следует знать, что:

Ребенок – «режиссер» обладает хорошо развитой памятью и воображением. Он целеустремленный и владеет организаторскими способностями. Ребенок – «режиссер», как правило, инициирует игру – драматизацию, распределяет роли, определяет «сцену» в соответствии с сюжетом литературного произведения, руководит игрой, ее развитием, регламентирует деятельность всех участников игры, доводит ее до конца.

Ребенок – «актер» наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, игровое взаимодействие. Он не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, обладает развитым самоконтролем (исполняет сюжетную линию, играет роль до конца).

Ребенок – «зритель» наблюдательный, обладает стойким вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, обсуждает его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности – рисунок, слово, игру.

Ребенок – «декоратор» владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует свет, форму передачи образа литературных героев, общий замысел произведения, готов к художественному оформлению спектакля – созданию соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Игра – драматизация, как правило, повторяется несколько раз, и каждый раз дети меняются ролями. Это способствует активизации всех детей и дает возможность каждому проявить свои способности, реализовать желания.

Важным условием успешности детей в игре – драматизации является позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность педагога в развитии игровой деятельности дошкольников даст ему возможность учитывать и развивать индивидуальные возможности детей в игре, а также создавать условия, которые способствуют реализации потребности детей в игре – драматизации.

Игру – драматизацию можно использовать в образовательном процессе как отдельную форму работы с детьми или как элемент занятия, развлечения, праздника.

Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учиться мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...

Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...

«Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

laquo;Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. Одна из основных ли...

«Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

laquo;Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. Одна из основных ли...