Выступление на семинаре "Развитие и совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО"
консультация по развитию речи на тему
"Сочиняем загадки" (эффективный способ развития старших дошкольников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinyaem_zagadki.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 5 «Теремок»
142190, Россия, г. Москва, г. Троицк, ул. Лесная, д.2, т: 51-50-52; т/ф: 8(495) 851-34-498(495) 851-34-49, e-mail: 5teremok
Выступление на семинаре
«Развитие и совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с учетом требования ФГОС ДО»
«Сочиняем загадки»
(эффективный способ развития старших дошкольников)
Подготовила и провела:
воспитатель МАДОУ Детский сад №5 «Теремок»
Дмитриева В.О.
21.02.2016г
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования познавательной активности детей. Следует отметить, что развитие познавательной активности в процессе обучения детей отгадыванию и составлению загадок не нашло должного места в практической работе ДОУ: работа с загадками основывается в основном на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. При таком обучении не может быть и речи об успешном развитии познавательной активности.
В основе всех определений лежат схожие признаки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
- как правило, описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.
Учитывая эти признаки, загадку можно определить так:
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.
В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.
Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.
Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.
Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.
Метафорические загадки. Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.
Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.
Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Доступность загадки для ребенка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.
Если образ создан словами в их прямом значении, то отгадывание максимально облегчается. Дети также успешно отгадывают загадки с использованием художественного приема сравнения, если это сравнение близко, понятно, если этим сравнением пользуются в речевой практике.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни; они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными, растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.
Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.
В "чудесный мешочек” воспитатель помещает четыре-пять хорошо знакомых предметов, поочередно предлагает детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей, рассматриваются его признаки, свойства и функциональная принадлежность. Все предметы выставляются на стол так, чтобы они хорошо были видны детям. Затем воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают загадку и доказывают отгадку.
Занятие заканчивается тем, что воспитатель спрашивает, какая из загадок понравилась детям больше всего, просит ее повторить, помогает ее вспомнить.
Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна. На этих же занятиях можно привлекать детей к загадыванию известных им загадок; повторять старые загадки, но уже без наглядности.
Занятия по обучению детей составлению загадок на первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале обучения для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда "покупатель” описывает предмет, а "продавец” должен отгадать его, в виде игры "отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра "Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей дошкольного возраста. Обучение должно идти следующим образом:
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? | Что бывает таким же? |
|
|
|
|
Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой объект по цвету? Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой объект по действиям? (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
По цвету | |
По действиям | |
По форме |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР.: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". После освоения модели, "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений.
Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
|
|
|
|
|
|
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Составление загадки с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Составление загадки с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
|
|
|
|
|
|
По окончании работы проводиться выразительное чтение загадки
Совместно с детьми мы составили альбом «Загадочный теремок». Сначала провели беседу об истории возникновения и развития загадки. Дети слушали с большим интересом. По окончании рассказа активно задавали вопросы. При составлении альбома мы использовали знакомые детям загадки, предложенные ими. Кроме того, дети получили возможность взять альбом домой, и с помощью родителей записать в нём новую загадку.
Для развития у детей умения понимать образное сравнение мы провели беседу на тему «Из чего состоит загадка?». В ходе беседы мы подробно рассмотрели структуру загадки, сделали анализ языка загадки.
Параллельно нами была организована работа, направленная на формирование и развитие умения аргументировано и грамотно объяснить свой ответ на заданную загадку. Мы организовали комплекс игр соревновательного характера «Кто правильнее докажет», «Кому я больше верю?» «Кто точнее?.
Мы использовали в работе эти модели, и в дальнейшем выявили уровень познавательной активности детей при обучении отгадыванию и составлению загадок.
Работа велась в 2 этапа.
Цель первого этапа – выявление уровня познавательной активности у старших дошкольников.
Показателями познавательной активности является включенность ребенка в решение поставленной задачи и умение выйти за пределы ситуации, понять суть причины происходящего.
Цель второго этапа – выявление уровня развития мыслительных операций старших дошкольников при отгадывании и составлении загадок.
Задание №1
Цель - выявить уровень умений детей узнавать загадку среди произведений других жанров.
Детям были прочитаны четверостишья вслух и дано задание найти среди четверостиший загадку.
Задание №2
Цель - определить уровень умения детей выделять признаки и свойства предметов и явлений;
Задание №3
Цель – определить уровни умений отгадать загадку и объяснить отгадку.
Каждому ребенку было предложено отгадать загадку и объяснить отгадку, ответы сразу записывались. Была предложена такая загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Задание №4 – определить уровни умений детей сочинить загадку самостоятельно.
Проанализировав полученные данные этапа, мы пришли к выводам:
- дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять над включенной в нее проблемной задачей;
- невнимательно слушали, не учитывали все названные признаки, торопились дать ответ, учитывая один из признаков;
- выделив один признак из целого описания, дети не связывали его с другими признаками, давали неправильную отгадку;
- доказательство отгадки начинали с тезиса, после чего подтверждали его признаками;
- когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;
- вопросы педагога помогали ребенку увидеть признаки предмета, осознать существенные и несущественные, понять суть сравнения как средства осознания признаков предмета;
- особенно ценны вопросы, обращенные к опыту детей, побуждающие их мыслить по аналогии;
- из показателей лучше всего владели обобщением, сравнением;
- для того чтобы загадки способствовали формированию познавательной активности, заставили ребенка умственно напрячься, необходима методика загадывания и отгадывания, которая направляла бы детей на полное вычленение признаков загаданного предмета и установление существенных связей между ними, на понимание образных сравнений.
Анализ опытно - экспериментальной работы выявил следующие особенности и трудности детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения:
- недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении;
- невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок;
- частое непонимание образных сравнений или их игнорирование;
- неумение анализировать и проводить синтез известных признаков, свойств и качеств предмета или явления;
- нечеткая, неясная формулировка доказательств;
- неумение делать выводы, обобщения.
Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок, позволила сделать вывод, что загадки как средство развития познавательной активности детей будут эффективны при условии:
- применения их в качестве педагогического средства на всех этапах обучения;
- предоставления возможности детям самостоятельно составлять загадки на любую тематику;
- применения их как средства ознакомления детей с новыми предметами и явлениями окружающей действительности;
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что загадки могут быть действенным средством развития познавательной активности дошкольников, если при этом будет происходить обучение отгадыванию и составлению загадок.
Если организована систематическая работа со старшими дошкольниками, то детям будут доступны и понятны способы отгадывания и составления загадок. Использование обучения отгадыванию и составлению загадок осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
Таким образом, при использовании методики обучения отгадыванию и составлению загадок происходит развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам
Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...
Развитие и совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ходе восприятия художественных картин, художественного слова.
Презентация для воспитателей по совершенствованию связной речи....
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме « Защитники Отечества.»
Подгрупповое логопедическое зантие с применением информационно-коммуникативной технолоии....
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Выступление на ПС "Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста"
quot;Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста" ...
Социализация детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.
Старший дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребен...