Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Выступление на районном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rayonnom_seminare.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Торга»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ:
Тема: Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила: Бембеева С.В.
ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха . (А. Асмолов).
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший Федеральный государственный образовательный стандарт.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детств, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.
Развитие ребенка в дошкольный период – это сложный и многогранный процесс. Каждый ребенок открывает перед собой новые границы окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя – давать свою оценку понятого, изобретать творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь, каждый день на новую ступень развития.
И рядом с ребенком, конечно, находится взрослый, который выступает для ребенка предметом подражания, взрослый для ребенка – это помощник, защитник, источник знаний. Поэтому совместная деятельность взрослого и ребенка дает свои плоды. А именно – ребенок получая новые знания, учится их анализировать, систематизировать, планировать свои дальнейшие действия, прогнозировать события, контролировать себя и управлять своим поведением и т.д. главным условием развитием дошкольника является включение его в целесообразно-организованный образовательный процесс. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Кроме того, это серьезный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Введение ФГОС наметило доминирование подхода в дошкольном образовании, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, уважение личности ребенка). А также реализации образовательной программы дошкольного образования – формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. «Новый стандарт» должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку.
Качество дошкольного образования – это совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка (С.В. Кузьмин).
Модель дошкольного образования ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода. Содержание образовательной программы дошкольного образования отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- Характер взаимодействия со взрослыми;
- Характер взаимодействия с другими детьми;
- Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
А также отражает основные принципы дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество организаций с семьей;
- Приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей;
Содержание дошкольного образования включает в себя такие образовательные области как:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие;
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализоваться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка.)
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспеченны следующие психолого-педагогические условия:
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастных и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к друг другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственную деятельность.
ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направленны на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- Способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Обеспечивает открытость дошкольного образования;
- Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Также одно из условий, необходимой для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.. Решением данной проблемы может стать совместная деятельность воспитателей, детей и родителей.
Взаимодействие воспитателей и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает в себя разнообразные формы и методы работы:
Формы работы | |
Совместная деятельность педагога с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные | Совместная деятельность родителей с детьми: индивидуальные |
НОД | Наблюдение |
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительные) | Игры (дидактические, строительные) |
Экспериментирование | Изготовление поделок |
Рассматривание различных объектов природы, быта, картин | Походы (в театр, зоопарк, кино) |
Проектная деятельность | Прогулки (в лес, парк) |
Тематические досуги | Проектная деятельность |
Изготовление подарков, атрибутов для игр, декораций. | Рассматривание разных объектов |
Выставки различных работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
В последнее время существенно изменились приоритеты дошкольного образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ребенка, формирование его умений, навыков, достижение при ...
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО. Проект«Потешки-лучшие друзья»
Проект для работы с младшем возрастом ....
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………...
"Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО" Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, пресыщения удобствами, снижение внимания к формированию трудолюбия (...
Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность....