Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
материал (старшая группа) на тему
В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу). Представлена система работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста по двум направлениям: развитие интеллектуальных способностей и развитие художественных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhdanova_n.n._tezisy.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Жданова Надежда Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 6» г. Верещагино
Верещагинский МР
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
С введением ФГОС ДО, педагогические коллективы ДОУ самостоятельно определяют содержание и формы образовательной работы.Здесь сразу возникает множество вопросов. Вот некоторые из них: Как выявить одаренного дошкольника? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду?
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.(Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998, 2003.)
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Существуют следующие виды одаренности (В.В. Щорс):
- художественная одаренностьв свою очередь делится на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники и основывается на эмоциональной сфере;
- творческая одаренностьпроявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении;
- социальная (лидерская) одаренность -исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- интеллектуальная и академическая одаренностьспособность анализировать, мыслить, сопоставлять факты, ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению;
- двигательная (психомоторная) одаренность - исключительно спортивные способности;
- духовная одаренность - связана с моральными качествами, альтруизмом;
- практическая одаренностьпроявляется в том, что люди с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни.
Характерные признаки одаренного ребенка:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминает услышанное или прочитанное;
- решает сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задает много вопросов, интересуется многим и часто спрашивает;
- оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое, неожиданное.
Принципы обучения одаренных детей:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
3. Принцип учета возрастных возможностей.
По результатам наблюдений и педагогической диагностики в группе было выявлено 3 ребенка, имеющих высокие результаты развития в разных направлениях деятельности. У них определены следующие виды одаренности: художественная и интеллектуальная.
Перед собой я поставила цель: создание условий для развития художественной и интеллектуальной одарённости у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:
1. Организовать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;
2. Пополнить развивающую предметно – пространственную среду развивающими играми, нестандартными материалами для изобразительной деятельности, а также художественной и познавательной литературой.
3. Мотивировать детей и родителей на участие в мероприятиях разного уровня (ДОУ, район, край)
4. Оказать помощь родителям в развитии индивидуальных возможностей и способностей детей.
В нашей группе были созданы специальные условия:
- В детском саду создана атмосфера доброжелательности и заботы по отношению к каждому ребенку, формирующая чувство собственной значимости, поощряющая проявление его индивидуальности.
- Введена система психолого- педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживание их дальнейшего развития.
- В работе используются различные нетрадиционные методы и приемы, современных образовательных технологий, в том числе игровых.
- В детском саду работают высококвалифицированные педагоги: «узкие» специалисты, воспитатели.
- Создана развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая все виды деятельности ребенка (развивающие игры, нестандартные материалы для изобразительной деятельности, художественная и познавательная литература)
- Дети включены в деятельность кружков, согласно их интересов, увлечений и способностей.
- Дети принимают активное участие в праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, конкурсах, фестивалях.
- Осуществляется сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности детей.
Поскольку выявлена одаренность детей 2-х видов, то и система работы по развитию детской одаренности выстроена соответственно в 2-х направлениях – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Блок работы по развитию интеллектуальных способностей включает в себя следующее:
- Игротека «Развивайка»;
- Вечер развивающих игр (еженедельно), таких как «Танграм», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Фигура из треугольников», «Палочки Кюизенера», «Колумбово яйцо», «Игры Воскобовича», вкладыши Монтессори;
- Разработка детской исследовательской работы, её презентация на уровне ДОУ;
- Участие в районном конкурсе ДИР «Фиксики» в марте 2018 года.
- Выставка поделок из разных видов конструктора «Мое изобретение».
Блок работы по развитию художественных способностей включает в себя следующее:
- Участие в праздничной программе ко Дню пожилого человека (разучивание стихов, исполнение песни);
- Подготовка и участие в фестивале сказок «Там на неведомых дорожках…» - это возможность исполнения детьми главных ролей в постановке сказки «Заюшкина избушка», результат –I место на уровне ДОУ, IIместо – на уровне района;
- Участие в муниципальном конкурсе чтецов, посвященному творчеству К.И. Чуковского «Поэтическое кафе»,результат – выход в финал конкурса;
- Участие в районном конкурсе «Моя малая Родина», результат - II место;
- Участие в районном конкурсе «Символ года 2018»;
- Участие в районном конкурсе «Пожарная тревога»;
- Организация персональных выставок рисунков «Моё творчество»;
Методы и формы работы с одаренными детьми достаточно разнообразны. В своей работе я использую как групповые, так и индивидуальные формы работы. Такие дети должны обучаться в группах вместе с другими воспитанниками, что позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации и для выявления скрытой до определенного времени одаренности.
На групповых занятиях я поручаю ребенку со способностями выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий, объединяю детей с разными типами одаренности для работы над этими заданиями. При освоении более сложного программного материала назначаю их проектировщиками (консультантами) в помощь другим детям.
Результаты развития детской одаренности прослеживаются через результативноеучастие детей в конкурсах, фестивалях, а также положительную динамику движения ребёнка в «Базе одарённых детей» Верещагинского муниципального района (количество и качество участия в конкурсах различного уровня – муниципального, краевого, Российского).
Библиографический список
- Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998, 2003.
- Щорс В. В. Организация работы с одаренными детьми / В. В. Щорс // Технология. Все для учителя! – № 11. – 2014. – С. 2-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...
Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: 2015 г. - 2018 г.)
Вашему вниманию предоставляется Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: ...
Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
Краткая аннотация.Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.Введение.Федеральный государственный образоват...
Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» «Нейроумки»
Проект«Использование нейроигр и упражненийв работе с детьми старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»«Нейроумки»Проект«Использование н...