Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
материал (старшая группа) на тему
2
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………..
2. Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования……………………………………………………………………..
3. Выводы по работе………………………………………………………………
4. Список используемой литературы…………………………………………….
3
Введение
Актуальность:
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший федеральный государственный образовательный стандарт.
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.
Развитие ребенка в дошкольный период - это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы
окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя – давать свою оценку понятого, изобретать, творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь, каждый день на новую ступень развития.
И рядом с ребенком, конечно, находится взрослый, который выступает для ребенка предметом подражания, взрослый для ребенка – это помощник, защитник, источник знаний. Поэтому совместная деятельность взрослого и ребенка дает свои плоды. А именно - ребенок получая новые знания, учится их анализировать, систематизировать, планировать свои дальнейшие действия, прогнозировать события, контролировать себя и управлять своим поведение и т.д. главным условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс.
4
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и
обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Введение ФГОС наметило доминирование подхода в дошкольном образовании, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, уважение личности ребёнка). А также реализации образовательной программы дошкольного образования – формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».(А. Асмолов)
Качество дошкольного образования -это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе
способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка.(С.В.Кузьмин)
Модель дошкольного образовани ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода.
5
Содержание образовательной программы дошкольного образования отражает следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
· предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
· характер взаимодействия со взрослыми;
· характер взаимодействия с другими детьми;
· система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
А также отражает основные принципы дошкольного образования:
· полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· сотрудничество Организации с семьёй;
· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
· формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
· учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание дошкольного образования включает в себя такие
6
образовательные области как:
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется
целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное
развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а
именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:
· уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
· использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
· построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
7
· поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
· поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
· возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
· поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание
образовательной среды, которая:
· гарантирует охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей;
· обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
· способствует профессиональному развитию педагогических
работников;
· создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного
образования;
· обеспечивает открытость дошкольного образования;
· создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Также одно из условий, необходимой для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
8
создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проведённый теоретический анализ позволяет сформулировать проблему, которая строится на противоречии: с одной стороны ФГОС ДО предлагает вовлекать родителей в образовательный процесс, с другой стороны– родители не готовы стать участниками образовательного процесса.
Решением данной проблемы может стать совместная деятельность воспитателей, детей и родителей.
Взаимодействие воспитателей и детей осуществляется с учётом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
Форма работы | |
Совместная деятельность педагога с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные | Совместная деятельность родителей с детьми: индивидуальные |
НОД | Наблюдение |
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительные). | Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). |
Экспериментирование | Изготовление поделок |
Рассматривание различных объектов природы, быта, картин. | Походы (в театр, зоопарк, кино). |
Проектная деятельность | Прогулки (в лес, парк). |
Тематические досуги | Проектная деятельность |
Изготовление подарков, атрибутов для игр, декораций. | Рассматривание разных объектов |
Выставки различных работ |
|
9
2. Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Направление деятельности педагога по реализации темы:
« К нам весна шагает быстрыми шагами».
Тема нашей презентации: «К нам весна шагает быстрыми шагами». Зачитываются цели и задачи. Загадка: Я раскрываю почки в зелёные листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня…(весна). | |
Работа в книжном уголке. Рассматривание фотоиллюстраций весенней природы. Проводим с детьми сравнительный анализ: в чём отличия между ранней весной и весенними приметами апреля – мая. Вспоминаем с ребятами названия весенних месяцев и запоминаем ключевое «весеннее» слово: мам – март, апрель, май. | |
Утренняя беседа с детьми. Вопросы к беседе Какие признаки наступившей весны вы заметили на своей улице, на участке детского сада, на воскресной прогулке в парке? Вспоминаем приметы Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Март не верен: то плачет, то смеётся. Апрель тёплый, май холодный – год хлебородный. Где грачу ни летать, а к весне опять прибывать. |
Дидактические игры « Придумай предложение» - для развития быстроты мышления и речевой активности (поиск ассоциативных связей), связной речи. «Подбери слово» - для развития сообразительности, мышления, воспитания умения подбирать нужные по смыслу слова. «Четыре стихии» - для развития внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов. | |
Помимо ухода за комнатными растениями устраиваем с ребятами комнатный сад. Учим детей готовить землю для посева семян, запоминать названия травянистых растений, правильно поливать рассаду. | |
Дети охотно делают пальчиковую гимнастику. У детей развивается координация движения и мелкая моторика рук. |
Дети с удовольствием выходят на прогулку. Там мы и наблюдаем и экспериментируем. Учимся делать выводы о закономерностях и зависимостях в живой и неживой природе. Развиваем наблюдательность. Под влиянием впечатлений существенно меняется отношение к природе. Появляется любовь к природе. | |
Развиваем ловкость, быстроту. Воспитываем справедливость при оценке поведения в игре.
Поддерживаем порядок на своём участке. | |
Расширять знания о характерных признаках весны; о связи между явлениями живой и неживой природы; о прилёте птиц; о весенних изменениях в природе ( тает снег, разливаются реки, прилетают птицы и т. д.) |
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. И один из способов – это способ «по мокрому». | |
Формировать у дошкольников чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким; Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания; | |
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре. Знакомить детей с различными знаками. |
Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия. | |
В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя игры и занятия, чередовать их в течение дня. | |
Дети удовольствием и желанием играют в разные сюжетно-ролевые игры: это и больница, семья, детский сад, путешествие в сказку. |
Взаимосвязь педагога с родителями. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования. | |
Создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности | |
Вовлечение семей в различные мероприятия. |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов. | |
| |
|
|
15
3. Вывод по работе:
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет
значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
- Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах:
Образовательная деятельность должна гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. Нацелено на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательности, мотивацию в достижении успеха
16
Список литературы:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
2. Н.В. Лободина. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2013г.
3. С.Н. Новосёлова»Развивающая предметная среда». – М.: Феникс, 2005г.
4. В. А. Петровский «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Наука,2003г.
5. К.А. Лыкова «Цветные ладошки». Старшая группа»,2005г.
6. Т.Г. Кобзева,Т.С. Александрова, И.А. Холодова «Организация деятельности детей на прогулке». Старшая группа. – Изд.2-е. –Волгоград: Учитель,2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_do.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Введение
Актуальность:
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший федеральный государственный образовательный стандарт.
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.
Развитие ребенка в дошкольный период - это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы
окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя – давать свою оценку понятого, изобретать, творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь, каждый день на новую ступень развития.
И рядом с ребенком, конечно, находится взрослый, который выступает для ребенка предметом подражания, взрослый для ребенка – это помощник, защитник, источник знаний. Поэтому совместная деятельность взрослого и ребенка дает свои плоды. А именно - ребенок получая новые знания, учится их анализировать, систематизировать, планировать свои дальнейшие действия, прогнозировать события, контролировать себя и управлять своим поведение и т.д. главным условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и
обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Введение ФГОС наметило доминирование подхода в дошкольном образовании, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, уважение личности ребёнка). А также реализации образовательной программы дошкольного образования – формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Модель дошкольного образовани ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода.
Содержание образовательной программы дошкольного образования отражает следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
А также отражает основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание дошкольного образования включает в себя такие
образовательные области как:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется
целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание
образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических
работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного
образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Также одно из условий, необходимой для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проведённый теоретический анализ позволяет сформулировать проблему, которая строится на противоречии: с одной стороны ФГОС ДО предлагает вовлекать родителей в образовательный процесс, с другой стороны– родители не готовы стать участниками образовательного процесса.
Решением данной проблемы может стать совместная деятельность воспитателей, детей и родителей.
Взаимодействие воспитателей и детей осуществляется с учётом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
Форма работы | |
Совместная деятельность педагога с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные | Совместная деятельность родителей с детьми: индивидуальные |
НОД | Наблюдение |
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительные). | Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). |
Экспериментирование | Изготовление поделок |
Рассматривание различных объектов природы, быта, картин. | Походы (в театр, зоопарк, кино). |
Проектная деятельность | Прогулки (в лес, парк). |
Тематические досуги | Проектная деятельность |
Изготовление подарков, атрибутов для игр, декораций. | Рассматривание разных объектов |
Выставки различных работ |
3. Вывод по работе:
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет
значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
- Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах:
Образовательная деятельность должна гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. Нацелено на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательности, мотивацию в достижении успеха
Список литературы:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
- Н.В. Лободина. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2013г.
- С.Н. Новосёлова»Развивающая предметная среда». – М.: Феникс, 2005г.
- В. А. Петровский «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Наука,2003г.
- К.А. Лыкова «Цветные ладошки». Старшая группа»,2005г.
- Т.Г. Кобзева,Т.С. Александрова, И.А. Холодова «Организация деятельности детей на прогулке». Старшая группа. – Изд.2-е. –Волгоград: Учитель,2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
В последнее время существенно изменились приоритеты дошкольного образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ребенка, формирование его умений, навыков, достижение при ...
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО. Проект«Потешки-лучшие друзья»
Проект для работы с младшем возрастом ....
"Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО" Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, пресыщения удобствами, снижение внимания к формированию трудолюбия (...
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Выступление на районном семинаре...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность....