Конспект занятия "В мире стекла и металла"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данное занятие познакомит дошкольников со свойствами металла и стекла при проведении опытов с предметами из этих веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
Конспект занятия на тему: "В мире стекла и металла"
в подготовительной к школе группе
(воспитанники 7-8 лет с нарушением интеллекта)
Лариса Платоновна Гафарова
Учитель-дефектолог
Усолье – Сибирское
2024
Тема: «В мире стекла и металла»
Цель: способствовать актуализации знаний детей, накоплению опыта в совместной партнерской исследовательской деятельности и экспериментировании.
Задачи:
- создавать условия для овладения способами познания свойств стекла и металла;
- создать условия для развития внимания, логического мышления, речи;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
- создать условия для самостоятельности и инициативы;
- создать условия для развития навыков взаимодействия друг с другом.
Оборудование: столы, мольберт.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приёмы: наглядный, словесный, дидактическая игра, проблемная ситуация, экспериментирование.
Материалы и оборудование: два непрозрачных контейнера, в которых находятся предметы из стекла и металла; картинки с изображением стеклянных предметов (стёкла автомашины и окон, аквариум, термометр, очки, лампочки и т.д.); пластмассовый шарик; наряженные металлическая ложка и стеклянный бокал; маленькие шарики из ваты, стекла и металла (по количеству детей); деревянная палочка; листы с пунктирным изображением различных предметов из стекла и металла, простые и цветные карандаши, фломастеры, мелки.
Ход образовательной деятельности
В гости приходят наряженная металлическая ложка и наряженный стеклянный бокал. Герои не знают, из каких материалов они изготовлены и предлагают ребятам помочь им в этом разобраться.
Педагог обращает внимание детей на два стола, на которых стоят непрозрачные контейнеры и предлагает узнать, что в них находится, выбрав один из них. В зависимости от выбора воспитанников, открывают по-очереди контейнеры и рассматривают осторожно стеклянные и металлические предметы и называют их.
Педагог:
- Как вы думаете, почему одни предметы лежат в первом контейнере, а другие – во втором? (В одном контейнере все предметы из стекла, стеклянные, а во втором – все предметы из металла, металлические).
Игра - опыт № 1«Прятки»
Педагог выставляет несколько стеклянных и металлических предметов на стол перед детьми.
Педагог:
- Сейчас вы закроете глаза, а я буду прятать шарик (любой предмет). Вы должны будете догадаться, где он.
- Раз, два, три – шарик скорее найди!
Педагог прячет шарик в стеклянный стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.
- Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик? (Увидели).
- Стекло какое? (Прозрачное).
- А где ещё люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность?
- Из стекла изготавливают стёкла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стёкла вставляют в рамы окон, лампочки и т.д.
(Объяснение сопровождается показом иллюстративного материала).
- Хорошо, что люди придумали стекло. Что было бы, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу).
- Стекло не только прозрачное, ни ещё и хрупкое. Если стеклянный предмет уронить на пол или бросить в стекло что-нибудь твёрдое, например, камень, то они разобьются. (Объяснение сопровождается показом иллюстративного материала).
Педагог предлагает поиграть ещё раз и прячет шарик в наряженный стеклянный бокал. Дети находят предмет в бокале и выясняют, что он сделан из стекла.
Игра продолжается. Педагог прячет шарик в металлическую коробочку с крышкой. Дети находят предмет.
Педагог:
- А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел. Металлическая коробочка непрозрачная.
Опыт № 2
Педагог:
- Как вы думаете, что произойдёт, если мы металлический предмет уроним на пол?
Детям предлагается взять любой предмет из металла и проверить, ранее высказанные предположения, сделать элементарный вывод.
Педагог:
- После удара о пол металлические предметы остались целыми. Металл – прочный, твёрдый.
Игра № 3 «Разложи картинки»
На одном конце ковре перепутаны картинки с изображением предметов из стекла и металла. На другом конце – 2 подноса, рядом с которыми стоят наряженная ложка и бокал. Педагог предлагает детям разложить картинки: рядом с ложкой – картинки с металлическими предметами, рядом с бокалом – картинки с предметами, сделанными из стекла.
Игра - опыт № 4 «Тяжёлый - лёгкий»
Перед детьми на столе находятся шарики из ваты, стекла и металла. Педагог предлагает сравнить по весу шарики и узнать, какие лёгкие, а какие – тяжёлые.
- Положите на ладошку три разных шарика и сдуйте их с руки.
- Какой шарик удалось сдуть? Почему? (Шарик из ваты лёгкий, воздушный).
- Почему не получилось сдуть шарики из стекла и металла? (Тяжёлые).
- А теперь проведите рукой по всем шарикам. Какие мягкие, а какие твёрдые?
- А по запаху можно различить их?
- А по звуку?
Игра № 5 «Что звучит?»
Педагог предлагает ребятам послушать, как звучит стеклянный и металлический предметы, ударяя по ним палочкой. Затем предлагает детям отвернуться или ставит ширму. Педагог стучит по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.
Педагог предлагает постучать по наряженной металлической ложке и дети по звук определяют, что она сделана из металла.
Педагог:
-Ребята, а вы знаете, откуда берёт металл? Тогда послушайте интересную историю.
- Однажды человек увидел таинственную гору, которая выбрасывала огонь и раскалённые камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твёрдыми. Смелый человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого прочного камня можно было сделать топор лучше прежнего, сделанного из обычного камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был твёрже. Этот материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются они не всегда. Вот и додумался человек соорудить специальную огромную печь и в ней изготавливать металл.
(Педагог иллюстрирует свой рассказ презентацией или видео на компьютере).
В конце образовательной деятельности педагог предлагает обвести по пунктиру и раскрасить картинки с изображением стеклянных и металлических предметов. Дети выбирают по желанию картинку с любым предметом и выполняют задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Свойство стекла"
Представляем Вашему вниманию конспект по эксперементированию "Свойства стекла"...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»
познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...
Занятие "Предметы из стекла и металла"
Цель: познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание, уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из сте...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла»....
Конспект в мире стекла
Конспект занятия в мире стекла...
Конспект В мире стекла
Конспект В мире стекла...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».
Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...