Конспект занятия по окружающему миру . Тема: "Сравнение металла и стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гульнара Сабировна Алмаканова

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и металла.

Задачи: учить детей находить предметы из стекла и металла, сравнивать их; уточнить представления о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; развивать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklo.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим

 в средней группе

Тема : «сравнение металла и стекла »

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и металла.

Задачи: учить детей находить предметы из стекла и металла, сравнивать их; уточнить представления о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; развивать любознательность; познакомить с профессией людей, работающих со стеклом и металлом.

Материалы и оборудование: предметы из стекла – стеклянная банка, колбочка, тарелочка, фигурка животного; из металла - ложка, кастрюля, кружка, чайник, скрепки, гайки; два камешка, деревянная палочка.

Словарная работа и активизация словаря. Тяжелый-легкий, деревянный, мягкий-твердый, звонкий-глухой, тонет- плавает,разбивается.

Ход занятия

  1. Вводная часть

На столе у воспитателя разложены предметы, сделанные из стекла (аквариум, стеклянная банка, стакан, тарелочка, колбочка, фигурка животного, из металла (ложка, кастрюля, кружка, чайник, скрепки, гайки).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти предметы, что вы можете о них рассказать?

Дети: Они разные: одни железные, другие стеклянные.

Воспитатель: Правильно. Мы сегодня с вами будем работать в научной лаборатории, будем определять свойства предметов, выполненных из стекла и металла.

  1. Основная часть

Воспитатель: Давайте рассмотрим аквариум. Что вы в нем видите?

Дети: В нем лежит камешек.

Воспитатель: Каким свойством обладают стеклянные предметы?

Дети: Аквариум сделан из стекла, он прозрачный. Всё, что в нем находится видно.

Воспитатель: Правильно. А где ещё люди применяют стекло, чтобы использовать это свойство - прозрачность?

Дети: Моя бабушка носит очки, стекла прозрачные.

- Витрины магазинов сделаны из стекла, можно все рассмотреть.

- В автомобиле стекла тоже прозрачные, водителю хорошо все видно.

Воспитатель: Правильно, ребята. У нас в группе на окнах прозрачные стекла. А если стекла были бы темными?

Дети: Мы бы не видели, что происходит на улице. В группе было темно, не было бы света и солнца.

Воспитатель: А теперь я возьму в руки кастрюлю. Что в ней лежит, вы видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: В кастрюле тоже лежит камешек (показывает). Почему вы его не видите?

Дети: Кастрюля железная, она не прозрачная.

Воспитатель: Запомните это свойство - предметы, сделанные из металла непрозрачные.

Посмотрите, что произойдет с металлическим предметом , если она упадет на пол (роняет коробку на пол). Она разбилась?

Дети: Нет

Воспитатель: Приходилось ли вам нечаянно ронять на пол ложку, стакан? Что происходило с ними?

Дети: Стакан стеклянный разобьется, а ложка нет.

Воспитатель: Значит, стекло обладает ещё одним свойством, оно хрупкое (повторяет с детьми). Воспитатель: Металлические предметы прочные, твердые (повторите).

Давайте с вами проведем небольшой эксперимент. Опустим в таз с водой небольшое стеклышко и ложечку, что вы видите?

Дети: Они утонули.

Воспитатель: А теперь я опушу в воду деревянный карандаш. Что произошло?

Дети: Он плавает.

Воспитатель: Карандаш плавает, потому что он какой?

Дети: Легкий.

Воспитатель: Правильно, а стеклышко и ложка какие? (тяжелые). Запомните еще одно свойство стекла и металла: они тяжелые (повторяет с детьми).

(Воспитатель предлагает детям постучать палочкой по стакану и по кастрюле). Отличается ли звук от этих предметов?

Дети: Если постучать по металлическим предметам, то услышим звонкий звук, а по стеклянным - тихий, глухой.

Воспитатель: Потрогайте предметы из стекла. Какие они на ощупь? (гладкие). Если ложка сделана из стекла, то она какая? (стеклянная, из металла (металлическая). Какими ложками мы обедаем за столом? Почему? (металлическими, они хорошо моются, не бьются.)

- Кто из вас с родителями был на рыбалке? Уху варили в каком ведерке? Почему? (в металлическом, потому что оно прочное).

Воспитатель предлагает детям налить воду в стеклянную банку и металлическую кастрюлю. Вытекает вода из них или нет? Вывод: стекло, и металлы обладают еще одним свойством – водонепроницаемостью (повторяет с детьми). Для сравнения налить воду в бумажный стаканчик, что вы видите?

- Что произойдет, если в стакан и кастрюлю нальем горячей воды? (дети трогают руками).

Дети: Они нагреются.

Воспитатель: Они обладают теплопроводностью. Металлические предметы можно нагреть до высокой температуры и придать им нужную форму. Это свойство применяют в своей работе кузнецы.

Воспитатель: Может ли человек обойтись без стеклянных и металлических предметов?

Дети: Нет. Они нужны нам каждый день.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сейчас мы не представляем нашу жизнь без этих предметов. Все они необходимы нам. Но так было не всегда. Давным-давно люди не знали, что это такое. У них не было таких домов, как у нас с вами, не было посуды. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленную лаву. Эта гора называется вулкан. Лава извергалась и разбрасывала далеко раскаленные камни. Человек заметил, что камни остывали и становились очень твердыми. Из этих камней он постепенно научился делать прочные ножи, топоры. С этими орудиями труда древний человек научился ходить на охоту и добывать зверя. Этот материал был назван металлом.

(Воспитатель показывает современную доменную печь, кузнеца). С металлом в настоящее время работают кузнецы, сварщики, токари, металлурги.

Стекло люди научились добывать очень давно. К песку добавляли специальные добавки, расплавляли их, и получалась прозрачная масса. Из нее затем вытягивали листы. Эти прозрачные листы мы видим и сейчас в оконных рамах. Кто вставляет стекла в рамы?

Дети: Стекольщики (рассматривают иллюстрации). у меня папа вставляет окна.

Воспитатель: Ещё одна профессия связана со стеклом, это стеклодувы. Из раскаленного стекла, они выдувают различные изделия: игрушки, фигурки животных, вазы. У нас в группе имеются такие игрушки, посмотрите на них (показывает).

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Со свойствами каких предметов мы познакомились сегодня? Давайте назовем их.

Воспитатель: С какими профессиями мы познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"

  Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрачное, цветное, прочное, хрупкое, гладкое)....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: «В мире стекла»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе.Тема: «В мире стекла»Цель: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное,прочное, хрупкое, гладкое)Материалы и обор...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Задачи:1.     Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).2.     Развивать любознательность. 3....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Цель: познакомить детей со свойствами стекла....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему:«В мире стекла». Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, цветное, гладкое, толстое, тонкое, хрупкое)...