Занятие "Предметы из стекла и металла"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание, уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_5.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 4
Тема: Предметы из стекла и металла
Цель: познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание, уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.
Ход занятия
В гости к детям приходит Кузя.
На столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором - из металла.
– Ребята, посмотрите, что Кузьма приготовил нам на столике. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите, (ответы детей)
– Ребята, как вы думаете, почему Кузя положил одни предметы на первый поднос, а другие - на второй?
– Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла, металлические.
– Вы любите играть в прятки? И Кузя тоже очень любит играть. Хотите с Кузей поиграть? Кузя сейчас будет прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться, где он. Смотри, Кузя, прячь хорошо!
Дети закрывают глаза.
– Раз, два, три - шарик скорее найди!
Кузя прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.
– Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?
Дети отвечают, что они увидели шарик.
– А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т.д.)
– Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.)
– Ребята, Кузя опять хочет с вами поиграть. На этот раз, Кузя, постарайся спрятать шарик хорошенько.
Кузя прячет шарик в металлическую коробочку с крышкой.
– Раз, два, три – шарик найди!
Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо – холодно». Находят в коробочке.
– А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел. Металлическая коробочка непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная».
– А теперь, ребята, Кузя просит вас выбрать и взять в руки по одному предмету. И Кузя возьмет себе то, что ему понравилось.
Кузя берег стеклянный предмет и чуть было не роняет его.
– Ой, Кузя, осторожно!
– Ребята, что было бы, если бы Кузя уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился.) Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое.)
А металлическая коробочка тоже хрупкая? (Нет)
Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)
– Стекло – хрупкое, а металл – прочный, твердый.
– Ребята, Кузя захотел попить воды и волнуется, куда же ему лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Он думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Кузе воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть Кузя посмотрит, что будет.
Воспитатель наливает воду.
Смотри, Кузя, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством – водонепроницаемостью.
– Проведем еще один эксперимент. Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянную и металлическую пластинки и опустим их в воду, что с ними произойдет? Правильно, они погрузятся в воду. А если в воду положить деревянную пластинку? (Будет плавать.) Значит, стекло и металл какие? Легкие или тяжелые? (Тяжелые.)
– А теперь проведем рукой по всем стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.)
– А по запаху можно различить их? (Нет)
– А по звуку? (Можно.)
– Вот сейчас Кузя и поиграет с вами в интересную игру «Что звучит?»
Кузя стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.
– И по звуку можно определить металл и стекло.
– Ребята, смотрите, а это еще кто к нам пришел?
Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряенный стеклянный бокал.
– Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла – гораздо больше. Как разрешить их спор? Кто из них прав?
– Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда – за ложку, вторая – за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла.
Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.
– Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были правы. И стекло, и металл – очень полезны и необходимы в жизни человека.
– Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл. И ты, Кузенька, не знаешь? Тогда послушайте интересную историю.
– Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Пытливый и смелый человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого прочною камня можно было сделать топор лучше прежнего, сделанного из обычною камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был тверже. Этот материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются они не всегда. Вот и додумался человек соорудить специальную огромную печь и в ней «варить» металл.
(Воспитатель иллюстрирует свой рассказ: доменном печь, люди, работающие с металлам и т.д.)
– Ребята, а кто-нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с металлом? (ответы детей)
– Правильно, это сварщики, токари, кузнецы, металлурги.
– И стекло, ребята, – это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Археологи но время раскопок нашли стеклянную бусинку, которой уже больше тысячи лет. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляют, хотя песок и добавки непрозрачны, при расплавлении получается прозрачная паста. Из нее вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.
– Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (ответы детей)
– Правильно, стекла вставляют стекольщики. Очень интересная работа у стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы, графины, игрушки, различные фигурки людей и животных, цветы.
Игра «Хорошо – плохо». Дети находят новые хорошие и плохие качества металла и стекла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого
Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...
Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование на стекле) в подготовительной группе "А вот и чудо на стекле."
Нетрадиционное рисование на стекле с детьми старшего дошкольного возраста. Увлекательное творчество с помощью своих пальчиков и пальчиковых красок + стекло. И это все, что вам понадобится для создания...
Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»
Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...
«Свойства стекла и металла»
НОД в старшей группе«Свойства стекла и металла»Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Систематизировать знания детей о свойствах стекла и металла че...
Мастер-класс по рисованию: гуашью на стекле "Волшебное стекло"
Введение: В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс р...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла»....
Конспект занятия "В мире стекла и металла"
Данное занятие познакомит дошкольников со свойствами металла и стекла при проведении опытов с предметами из этих веществ....