ИОМ (программа самообразования педагога)
материал
Предварительный просмотр:
ИОМ
(Программа самообразования воспитателя группы для детей раннего дошкольного возраста)
Середа И.В.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа самообразования |
Основания для разработки программы | Программа развития МБДОУ, ООП МБДОУ “Детский сад № 301”. |
Разработчик программы | Середа И.В., воспитатель |
Цель программы | Обеспечить непрерывное повышение квалификации как условие роста уровня профессиональной компетентности в рамках методической темы: «Эффективность индивидуализации в группах раннего возраста, как эффективное условие полноценного развития личности ребенка». |
Задачи программы | Определение дефицита компетентности, проведение диагностики профессиональных барьеров; Приобретение воспитателем новых педагогических знаний; Изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, обеспечивающих поддержание и развитие индивидуальности дошкольника раннего возраста; Внедрение в практику работы педагога методов и приемов при организации индивидуального подхода в период адаптации к учреждению и при организации воспитательно-образовательной и развивающей работы; Проектирование и организация РППС с учетом индивидуальных особенностей и потребностей дошкольников; Обобщение и распространение своего педагогического опыта. |
Срок реализации программы | 2019 – 2023 - 2024 уч. г.г. |
Основные разделы программы | Паспорт программы. Обоснование программы. Цель и задачи программы. Принципы реализации программы. Направления, содержание и формы реализации программы. План реализации программы. Этапы реализации программы. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы. Управление реализацией программы. |
2. Обоснование программы
Одним из условий Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Адаптационный и воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуализация - важная задача, так как, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит адаптация и качественно реализуются задачи программы. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Индивидуализацию важно поддержать за счет учета личного уровня развития и потребностей каждого дошкольника раннего возраста и планирования соответствующих видов деятельности (в том числе вариативных), которые гарантируют ему возможность организовать любимую деятельность, получить удовольствие от процесса и добиться успеха.
Индивидуальный подход также означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые организующие РППС, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей. Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения.
Ввиду изменения нормативно – правовой базы и заказа общества необходимым является изменение сознания, методов, способов работы педагогов. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования.
Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны — реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями
Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию воспитателем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.
3. Цель и задачи программы
Целью программы является обеспечить непрерывное повышение квалификации как условие роста уровня профессиональной компетентности в рамках методической темы: «Эффективность индивидуализации в группах раннего возраста, как эффективное условие полноценного развития личности ребенка».
Реализация данной цели возможна при условии решения следующих задач:
- приобретение педагогом новых педагогических знаний;
- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
- изучение и использование воспитателем на практике современных способов мониторинга;
- апробация и внедрение в практику работы педагога методов и приемов работы по индивидуализации адаптационного и воспитательно-образовательного процессов;
- проектирование и организация РППС с учетом индивидуальных особенностей и потребностейдошкольников.
- обобщение и распространение своего педагогического опыта.
4. Принципы реализации программы
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:
- всеобщность;
- непрерывность;
- целенаправленность;
- интегративность;
- единство общей и профессиональной культуры;
- взаимосвязь и преемственность;
- доступность;
- опережающий характер;
- вариативность.
5. Направления, содержание и формы реализации программы
- на рабочем месте: участие в методической работе МБДОУ, районного методического объединения; проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов с показом эффективных приемов работы с детьми с опорой на знания, приобретенные в процессе учебы, самообразования; повседневная деятельность по повышению квалификации - каждодневное практическое закрепление теоретических познаний, приобретение нового опыта, поиск оптимальных решений проблем, реализация социально-педагогических инициатив.
- самообразование: изучение методической литературы и передового педагогического опыта, участие в форумах педагогов,
- обучающие мероприятия: предполагает регулярное (не реже одного раза в три года) обучение на проблемных или квалификационных курсах, посещение разнообразных методических семинаров, вебинаров.
Каждое направление программы обеспечивается реализацией разнообразных форм работы по повышению квалификации педагога, наполняется определенным содержанием.
Формы самообразования по направлениям представлены в таблице.
Направление | Формы |
Обучающие мероприятия | Обучение на проблемных или квалификационных курсах. Обучение на методических семинарах, вебинарах. |
На рабочем месте | Участие в методической работе МБДОУ, в работе районного методического. Участие в форумах педагогов и творческой интернет – группе. Участие в конкурсах профессионального мастерства. Разработка рабочей программы и методических материалов. Апробация новых методических, дидактических материалов в практической деятельности воспитателя. Внедрение в практику современных педагогических технологий. Знакомство с опытом работы коллег. Обобщение и оформление опыта инновационной работы. Обобщение опыта результатов педагогической деятельности. |
Самообразование | Изучение методической литературы и передового педагогического опыта. Знакомство с опытом работы коллег. Изучение основных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования. |
6. Примерный план реализации программы
Направления | Планируемые мероприятия | Сроки | Результат |
Обучающие мероприятия | Обучение на курсах повышения квалификации: квалификационных проблемных Обучение (презентация опыта) на методических мероприятиях: ДОУ районных краевых Обучение посредством вебинаров. | 2020 - 2024 уч. г.г. В соответствии с планом методической работы МБДОУ | Повышение уровня теоретической компетентности. Трансляция опыта педагогической общественности. |
На рабочем месте | Индивидуальные консультации; практические семинары, мастер-классы круглый стол (совместное обсуждение новинок научной и методической литературы); консультации; презентации разработок. Проведение открытых занятий. Посещение занятий коллег. Посещение методических мероприятий коллег. Участие в педагогических конкурсах | Трансляция опыта педагогической общественности Повышение уровня методической и практической компетентности Повышение профессиональной самооценки | |
Разработка и корректировка индивидуальных маршрутов. | В теч года | Система индивидуального сопровождения детей с ОВЗ | |
Разработка рекомендаций для родителей. | ежемесячно | Методические рекомендации по учету индивидуальных способностей, особенностей при формировании КГН, приучение к режиму и т.д. | |
Внедрение в практику современных педагогических технологий. | В теч года | В работу внедрены апробированные новых методические, дидактические материалы, вариативные формы организации взаимодействия с дошкольниками. | |
Работа над методическими темами: «Эффективность индивидуализации в группах раннего возраста, как эффективное условие полноценного развития личности ребенка» | В теч года | Пополнение РППС в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями дошкольников Апробированы методы, способы, формы взаимодействия с детьми. Конспекты, фотографии, видео ролики | |
Организовать функционирование мини-сайта. | Трансляция опыта сетевой педагогической общественности. Подведение итогов работы, корректировка программы | ||
Обобщение результатов деятельности | Май ежегодно Январь 2024 | ||
Оформление подписки на профессиональные методические журналы | Один раз в полугодие | Методическая база | |
Самообразование | Изучение методической литературы и передового педагогического опыта. Знакомство с опытом работы коллег. Изучение основных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования. | В теч года | Повышение уровня методической и практической компетентности |
Поскольку программа определяет перспективы самообразования на довольно длительный период, она уточняется, корректируется в ежегодном индивидуальном плане самообразования.
7. Сроки и этапы реализации программы
Первый этап (ноябрь — декабрь 2019г.) | Разработка программы |
Второй этап (декабрь 2019 г. — ноябрь 2024 г.) | Реализация основных направлений программы |
Третий этап (декабрь 2023 - январь 2024 г.) | Оценка эффективности реализации программы; обобщение опыта работы по реализации программы; определение дальнейших путей развития |
8. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы
Ожидаемые результаты:
- Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах организации адаптации, воспитательно – образовательной и развивающей деятельности с детьми в МБДОУ с позиции индивидуализации процесса и консультирования законных представителей дошкольников по данному вопросу;
- Самосовершенствование педагогического мастерства;
- Повышение эффективности работы;
- Обогащение и соответствие развивающей предметно - пространственной среды индивидуальным особенностям и потребностям дошкольников;
- Готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Критерии, по которым оценивается эффективность реализации программы:
- Знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования;
- Знание и активное использование современных педагогических технологий;
- Знание и активное использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- Знание и внедрение в практику работы передового педагогического опыта по организации адаптации, ВОП, созданию РППС с позиции индивидуализации;
- Удовлетворенность собственной деятельностью;
- Готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Эффективность реализации программы оценивается с помощью следующих методов и методик:
- самоанализ;
- педагогическое самонаблюдение;
- самодиагностика с использованием методик оценки уровня профессионального мастерства;
- собеседование с администрацией, коллегами, дошкольниками, родителями;
- мониторинг адаптации и развития дошкольников раннего возраста.
9. Управление реализацией программы
Управление программой осуществляет воспитатель, который:
- разрабатывает программу и вносит в нее необходимые коррективы;
- определяет содержание и формы самообразования;
- обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.
Список использованной литературы
1. Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8.
2. Дьячковская В. М., Осипова О. П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.
3. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение, 2015.
4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., К21 Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. 7.
5. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001.
7. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып.41).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию педагога "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа разработана для младшего дошкольного возраста....
Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Программа по самообразованию педагога
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упоряд...
Проблема профессионального выгорания. Программа самообразования педагога.
В условиях современного общества любой специалист со временем сталкивается с проблемой профессионального выгорания....
Программа самообразования педагога на 2018-2019 год.
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....
Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...
Индивидуальная программа самообразования педагога
Презентация индивидуальной программы самообразования педагога "Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русской народной сказки"...