Программа самообразования педагога на 2018-2019 год.
рабочая программа по художественной литературе

Алмазова Екатерина Игоревна

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovania_pedagoga_na_2018.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования педагога на 2018-2019 год.

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

                                                                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                                                                   Яковлева Е.И.

                                     Санкт-Петербург 2018 год

Тема: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Цель работы по теме самообразования:

Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Ожидаемые результаты:

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Разработка и внедрение системы работы с детьми по ___

- создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)

- Обогащение предметно-пространственной среды.

Этапы работы по самообразованию:

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценкаподготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические наработки (разработка практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)

5. Подведение итогов самообразования(обобщение накопленного опыта и его распостранение).

План работы по самообразованию на 2018-2019 год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

1.Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

2. Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Октябрь

Драматизация произведения                              К. И.Чуковского: " Телефон"

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Декабрь

Чтение и рас-е иллюстраций к  рус. нар. сказкам: «Волк и козлята», «Зимовье»

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Февраль

Драматизация русской народной сказки ««Лисичка-сестричка и волк»».

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

3. Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Ноябрь

Рекомендации: «Как организовать уголок книголюба дома»

Декабрь

Рекомендации: «Рецепты составления домашней бибилиотеки»

Январь

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Февраль

Беседа: «Книги, которые вы читаете дома».

Апрель

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка».

День открытых дверей

4.Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Доклад и презентация по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/border_3.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gifhttps://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/border_3.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gifhttps://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gifhttps://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/border_3.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gifhttps://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif

https://ssl.gstatic.com/s2/oz/images/stars/po/bubblev1/spacer.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога на 2018-2019 уч.г.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в группе раннего возраста общеразвивающей направленности для детей 1,6-2 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательн...

Рабочая программа педагога - психолога 2018-2019 учебный год

Рабочая программа педагога - психолога 2018-2019 учебный год...

рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года

рабочую программу деятельности воспитателя на  2018-2019, 2019-2020 учебные года...

рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года

рабочую программу деятельности воспитателя на  2018-2019, 2019-2020 учебные года...

рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года

рабочую программу деятельности воспитателя на  2018-2019, 2019-2020 учебные года...

Рабочая программа педагога-психолога 2018 -2019 уч. год.

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуа...