Проблема профессионального выгорания. Программа самообразования педагога.
материал на тему
В условиях современного общества любой специалист со временем сталкивается с проблемой профессионального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_professionalnogo_vygoraniya._programma_samoobrazovaniya_pedagoga.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях современного общества любой специалист со временем сталкивается с проблемой профессионального выгорания.
Я работаю педагогом более 20 лет и, естественно, что эта проблема коснулась и меня. Постоянные стрессы, большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, необходимость быть все время в «форме»,- всё это приводит к высокому эмоциональному напряжению и, как следствие, к тревожности, подавленности, разочарованию, хронической усталости. Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними.
Поэтому я задумалась над решением этой проблемы. Я изучила литературу по этому вопросу и решила, что работа должна вестись в следующих направлениях:
- Формирование профессиональных компетенций.
Профессиональное развитие и самосовершенствование: Изучение литературы, методических разработок, интернет ресурсов, обмен опытом с коллегами внутри коллектива и вне его, курсы повышения квалификации, участие в конференциях и семинарах, тренингах, участие в профессиональных конкурсах мастерства.
- Формирование навыков самоконтроля.
Развитие умения тщательно планировать свою деятельность, придерживаться составленного плана, ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей помогает поверить в свои силы и повышает долгосрочную мотивацию.
Развитие профессиональных таких качеств как организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат.
- Сохранение психоэмоционального здоровья.
Овладение умениями и навыками саморегуляции с помощью аутотренинга, дыхательных упражнений, арттерапии, музыкотерапии.
Для обеспечения психического и физического благополучия очень важно уметь правильно отдыхать от работы и других нагрузок. Активный отдых даёт нам новые впечатления, эмоции, настрой и силы для дальнейшей работы. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
Эмоциональное общение с другими людьми помогает отвлечься, в процессе общения могут быть решены многие проблемы.
Создание зоны психологического комфорта на рабочем месте, т.е. в коллективе детей. Упражнения и игры с детьми на релаксацию, на сплочение коллектива, на положительное отношение друг к другу. Работа с родителями: анкетирование, консультации, нетрадиционные формы проведения родительских собраний.
Программа самообразования педагога
Направления в работе | Цель | Мероприятия | |
Сентябрь | 1 Развитие навыков самоконтроля. 2 Взаимодействие с родителями. | 1 Способствовать сохранению спокойствия в трудных, эмоционально-напряженных ситуациях. 2 Поиск новых путей, средств, технологий эффективного взаимодействия с родителями. | 1 Подбор и изучение литературы, интернет-ресурсов, посещение веб-семинаров. 2 Анкетирование родителей, выявление и изучение проблемных зон. |
Октябрь | 1 Взаимодействие с детьми. 2 Взаимодействие с родителями | 1 Установление позитивных отношений с детьми 2 Использование методов и средств для психолого-педагогического просвещения родителей. | 1 Игры и упражнения с детьми на создания комфортного микроклимата в группе. 2 «Круглый стол» для родителей. Обсуждение актуальных вопросов воспитания, обмен опытом. |
Ноябрь | 1 Взаимодействие с детьми. 2 Взаимодействие в коллективе. | 1 Установление позитивных отношений детей друг с другом. 2 Способствовать эффективному взаимодействию с коллегами. | 1 Упражнения на сплочение детского коллектива, создание ситуаций успеха. 2 Участие в педсовете, открытых мероприятиях, представление собственного опыта |
Декабрь | 1 Развитие навыков самоконтроля 2 Взаимодействие с детьми. | 1 Развивать педагогическое мышление, умение принимать решения в различных педагогических ситуациях. 2 Оказывать эмоционально-психологическую поддержку детей в разных ситуациях. | 1 Посещение семинаров, изучение литературы, 2 Создание ситуаций успеха, упражнения на снятие эмоционального напряжения |
Январь | 1 Развитие навыков самоконтроля 2 Взаимодействие в коллективе. | 1 Способствовать сохранению спокойствия в трудных, эмоционально-напряженных ситуациях. 2 Находить продуктивные пути разрешения конфликтов | 1 Создание позитивного настроения, желания работать с помощью аутотренинга, дыхательных упражнений, музыкотерапии. 2 Совместные проекты, работа в творческих группах. |
Февраль | 1 Взаимодействие с детьми. 2 Взаимодействие с родителями. | 1 Находить продуктивные пути разрешения конфликтов между детьми. 2 Способствовать эмоциональному сближению родителей и детей. | 1 Упражнения на сплочение детского коллектива, создание ситуаций успеха. 2 Совместные проекты, участие родителей и детей в городских и всероссийских конкурсах. |
Март | 1 Развитие навыков самоконтроля 2 Взаимодействие с детьми. | 1 Развивать способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов. 2 Установление позитивных отношений детей друг с другом. | 1 Планирование своей деятельности, рациональная организация своего рабочего пространства. 2 Упражнения на сплочение детского коллектива, создание ситуаций успеха. |
Апрель | 1 Взаимодействие с родителями. 2 Взаимодействие в коллективе. | 1 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения 2 Способствовать эффективному взаимодействию с коллегами. | 1 Консультации родителей по актуальным вопросам, участие в родительских конференциях 2 Обмен опытом с коллегами, использование современных средств ИКТ |
Май | 1 Развитие навыков самоконтроля 2 Взаимодействие с детьми. | 1 Способствовать сохранению спокойствия в трудных, эмоционально-напряженных ситуациях. 2 Оказывать эмоционально-психологическую поддержку детей в разных ситуациях. | 1 Создание позитивного настроения, желания работать с помощью аутотренинга, дыхательных упражнений, музыкотерапии. 2 Создание ситуаций успеха, упражнения на снятие эмоционального напряжения |
Список литературы
1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.
2. Васюкова А.Н., Клименко Л.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 147–151.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - СПб., 2005.
4. Емельянова, М. Н. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления/ М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 7. - С.30-40. - Библиогр.: с. 40 (10 назв. ) Аннотация: Комплексная работа над проблемой профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
5. Иванова Н., Голубева Е. Психологическое самочувствие воспитателя // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 11,12.
6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6 – Загл. с экрана.
7. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И, Бабич. Волгоград: Учитель, 2009.
8. Советы экспертов по профилактике эмоционального "выгорания" // Современный детский сад. - 2013. - № 7. - С.25. Аннотация: Рекомендации педагогическим работникам по преодолению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ» ПАМЯТКА для педагогов
ПАМЯТКА для педагогов «Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ»...
Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Консультация для педагогов «Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»
laquo;Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»...
Программа самообразования педагога на 2018-2019 год.
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....
Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...
Индивидуальная программа самообразования педагога
Презентация индивидуальной программы самообразования педагога "Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русской народной сказки"...
2024 г Выступление на форуме педагогов-методистов по теме "Профессиональное выгорание и здоровьесбережение педагогов"
Физическая активность играет огромную роль в жизни педагога.Двигательная активность может помочь предотвратить профессиональное выгорание педагогов.Она позволяет:снять эмоциональное напряжение;восстан...