Программа по самообразованию педагога
рабочая программа (старшая группа)
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В программе сделан акцент на то, как педагог может помочь ребёнку усвоить математический материал. Реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием сказки, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_nr_2016-2017g.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №89 «ЖУРАВЛЁНОК» г.УЛАН-УДЭ»
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Дамбаевой Надежды Романовной
2 -
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Влияние сказки на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
2017-2018 (учебный год)
Старшая группа
г.Улан-Удэ,
2017г.
Содержание
I.РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………2
1.2.Цели и задачи……………………………………………………………………4
1.3.Принципы построения программы……………………………………………5
1.4. Ожидаемые результаты………………………………………………………...5
II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по программе…………….6
2.2. Формы, методы, способы и средства реализации рабочей программы…….6
III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Примерное проблемно-календарное планирование…………………………..6
Список литературы ………………………………………………………………...10
I. РАЗДЕЛ - ЦЕЛЕВОЙ
1.1.Пояснительная записка
Срок реализации программы – 1 год (2017-2018 учебный год)
Сказка учит нас открывать своё сердце добру. Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. А сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Помочь ребёнку стать чутким, отзывчивым человеком, различать добро и зло, само реализоваться, проявить свою индивидуальность в разных видах творческой деятельности. Наверное, нет такого психологического, в жизни использования сказки. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказка - естественная форма общения и передачи опыта.
Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством.
Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Использование сказки даёт возможность приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам. Дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями и как в жизни ищут пути решения проблем, которые встают перед ними. Таким образом, сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.
Актуальность.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В программе сделан акцент на то, как педагог может помочь ребёнку усвоить математический материал. Реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием сказки, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Инновационная направленность.
Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством сказки: различными методами моделирования сказки, (пространственный, мнемотехнику, через математические понятия - форма, величина, использование условной мерки и др.), использование детьми своего жизненного опыта в придумывании сказок.
Проблема, на мой взгляд, состоит в определении и создании условий способствующих успешному использованию сказки как средство формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. С развитием массового телевидения, различных гаджетов читать детям стали значительно меньше. Современные гаджеты и телевидение в этом поединке с книгой без труда вышли победителями: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Творческая направленность:
1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
2) обучение в увлекательной игровой форме;
3) мотивация к самостоятельному выполнению;
4) включение фольклора в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность).
Интеграция образовательных областей:
Социализация, здоровье, познание, художественное творчество..
Полезность:
Одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально-нравственной действительности.
Целевые ориентации:
1) Формирование потребности в приобретении знаний в области математики: “Хочу быть умным”.
2) Приобретение нравственных качеств: “Я знаю, как поступить”.
3) Воспитание уверенности в собственных знаниях: “Я справлюсь с любой задачей”.
Практическая значимость
Представленная программа может быть рекомендована для внедрения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях различного вида. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений города и родителей.
1.2.Цели и задачи.
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
Задачи:
1.Развивать интерес к познанию математики в дошкольном возрасте.
2.Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления).
3.Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
1.3.Принципы построения программы.
- Принцип развития отражает четкое влияние поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и соответствующей воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования математических представлений и нравственных чувств ребенка в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип стимулирования активности, способствующей обеспечению практического применения полученных знаний.
1.4.Ожидаемые результаты
При реализации программы формирования элементарных математических представлений посредством сказки будут достигнуты следующие результаты:
- Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
- Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
- Повысится уровень математических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
- Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
- Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
- Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством сказки.
- Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению сказок в формировании элементарных математических представлений детей.
II. РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по программе.
Программа предполагает развитие интересов детей к сказкам; любознательности и познавательной мотивации; формирование элементарных математических представлений; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.);
Основная цель:
Развитие познавательных интересов и способностей детей посредством сказки.
Задачи познавательного развития:
1.Развитие интересов детей к сказкам;
2.Формирование познавательных действий, становление сознания;
3.Развитие воображения и творческой активности.
Основные направления работы по познавательному развитию:
1.Формирование элементарных математических представлений посредством сказки.
2.2. Формы, методы, способы и средства реализации рабочей программы
Формы | методы | способы | средства |
непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, театрализованная деятельность. | исследовательская, проектная, игровая, практическая деятельность. | наглядные (показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (театрализация, дидактические игры). | Игры, прогулки, индивидуальные работы, самостоятельная деятельность детей. |
III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Примерное проблемно-календарное планирование
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Проведение первичной диагностики | Создание учебной программы. Составление перспективного плана работы. Изучение литературы по теме самообразования | Изготовление масок для героев сказок | |
Октябрь | НОД «Что такое сказка» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Колобок». Драматизация сказки «Колобок» с использованием настольного театра. Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с помощью сказок. (игры «Сложи сказку», «Сложи квадрат») | Консультация «Сказка в жизни ребёнка» | Оформление уголка «Веселой математики» в группе. Изготовление дидактических игр с помощью сказок математического содержания. Оформление фотовыставки для родителей «Математика в мире сказок». | Пополнение книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка» |
Ноябрь | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Теремок». Драматизация русской народной сказки «Теремок» на бурятском языке с использованием кукольного театра Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с помощью сказок. (игры «Составь картинку», «Найди отличия»). | Выставка рисунков «Моя любимая сказка». | Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Консультация «Мама, подари мне сказку» | |
Декабрь | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Три медведя» Драматизация русской народной сказки «Три медведя» с использованием фланелеграф. | Оформление папки-передвижки «На помощь к нам приходит сказка» | Консультация «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений» | |
Январь | Чтение математической сказки «Волк и семеро козлят», анализ и обсуждение сказки. Драматизация русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с помощью сказок. (игры «Составь картинку», «Найди отличия») | Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки» | Приобретения в группу раскрасок с героями сказок. | |
Февраль | НОД с помощью сказки «Царевна лягушка» Викторина сказок | Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка» | ||
Март | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Драматизация Русской народной сказки «Заюшкина избушка» на бурятском языке с использованием фланелеграф | Мастер класс «Порядковый счет на примере сказки «Теремок»». | Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с помощью сказки» | |
Апрель | Чтение и обсуждение сказки «Красная шапочка». Драматизация сказки «Красная шапочка». Математическое развлечение для детей «Путешествие в сказку» | Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | ||
Май | Проведение итоговой диагностики | Оформление документации по отчету о проделанной работе за учебный год. Выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год. | |
Июнь | Выставка детских работ | Организовать работу кружка на следующий учебный год, создать учебную литературу | Консультация «Влияние сказки на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» | |
Июль | ||||
Август |
Список литературы:
1. Литературный материал с математическим содержанием. Михайлова З. А,, Непомнящая Р. Л., Санкт-Петербург 1993 г.
2. Школа 2100. Программа подготовки дошкольников по математике. Л. Г. Петерсон.
3. Раз – ступенька, два – ступенька... Часть 1 и 2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Баласс. – 1998 г.
4. Математика до школы. А. А. Смоленцова, О. В. Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
5. Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В. Г. Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.
6. Математика для малышей. А. Н. Харченко. Краснодар: 1995 г.
7. Праздник числа. В. В. Волина. М: 1993 г.
8. Веселая арифметика. В. В. Волина. Екатеринбург: 1999 г.
9. И учеба, и игра: математика. Т. И. Тарабанина, Н. В. Елкина. Ярославль: 1997 г.
10. Детям о времени. Т. И. Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
11. Обучение с увлечением. С. И. Агеева. М: 1991 г.
12. Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
13. Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
14.Игры, задания и упражнения математического содержания. Л. И. Ермолаева. Иркутск: 2000 г.
15. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова. М: 1990 г.
16. Математическое развитие. Образовательная система «Детский сад 2100» О. В. Матросова . Волгоград :2011
17. Игры с цифрами С. Березина, Москва: 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию педагога "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа разработана для младшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по самообразованию для педагога
Применениемузыкально-дидактические игр и пособий, которые воздейстуют на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в ...
Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Планы и программа по самообразованию педагога на 2019-2023 уч. год
Планы по самообразованию педагога на 2019-2020 уч. год...
Программа по самообразованию педагога
laquo;Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Программа профессионального самообразования педагога «Кинезиологические сказки как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ТНР в группе компенсирующей направленности .» 2021-2022г
Программа профессионального самообразования педагога...
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...