семинар для педагогов
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов: « Психологических упражнениях, которые помогут развивать у детей эмоциональный интеллект и выполнить требования ФГОС.»
Я предлагаю вашему вниманию упражнения, которые развивают выразительность движений и артистизм, учатся понимать и выражать свои эмоции, формируют уверенность в себе. Упражнения включают в себя ритмику, пантомимику, игры, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику. Дети сами создают образ, который проигрывают, «проживают» эмоции персонажей.
Упражнения по психопрофилактике можно использовать на физминутках, для ауторелаксации после интеллектуальных нагрузок или чтобы оживить материал по нравственному воспитанию. При необходимости проводите упражнения индивидуально – например, если ребенок слишком возбужден и не может заснуть в тихий час. Упражнения особенно актуальны в дни, когда у детей запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. В этом случае ограничьтесь 2–3 упражнениями. Также упражнения может рекомендовать педагог-психолог при легких задержках психического развития, чрезмерной утомляемости, замкнутости, неврозах у детей.
Важно чередовать разнонаправленные упражнения: те, где дети напрягают или расслабляют мышцы, проигрывают этюды с положительными и отрицательными эмоциями, активно двигаются или отрабатывают приемы ауторелаксации. Чередование упорядочивает психическую и двигательную активность ребенка, улучшает настроение.
Для детей 3–4 лет используйте упражнения, которые развивают выразительность движений и помогают понять свое эмоциональное состояние. Учите их выражать основные эмоции – радость, печаль, гнев, страх, применять простые приемы саморасслабления, формируйте целостный положительный образ тела. Для этого используйте упражнения из картотек, которые я раздам после семинара. Театрализация поможет детям переносить ситуацию в область «как будто», то есть будет развивать правое полушарие мозга.
Для воспитанников 4–5 лет по-прежнему актуальны упражнения, которые развивают способность понимать и выражать эмоции. Когда дети будут их выполнять, они в силу возраста станут сравнивать себя со сверстниками. Поэтому важно учить их делиться своими переживаниями, сопереживать, радоваться успехам товарищей. Продолжайте упражнения на формирование положительного восприятия своего тела, развивайте воображение детей, тренируйте усидчивость и целеустремленность.
Выбирайте упражнения, которые помогают детям научиться верить в свои силы, преодолевать застенчивость. При этом снимайте эмоциональное напряжение, обучайте навыкам релаксации. Для детей 5–7 лет становятся важными личностные качества сверстников. Поэтому усложняйте театрализацию психогимнастических этюдов: расширяйте сюжетные линии, включайте новые эмоциональные состояния, ситуации морально-нравственного выбора.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ. Эти игры одновременно развивают речь и воображение ребенка. «Измени финал знакомой сказки». «Сочини сказку с заданными героями». «Сочини сказку с новым героем». Нового героя можно подсказать или предложить ребенку придумать самому. Также сочиняйте вместе с ребенком новые сказки.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. Эти игры развивают способность размышлять, учат анализировать, наблюдать, находить причинно-следственные связи в окружающем мире. «Обобщение», «Выделение лишнего». Задача – назвать одним словом, обобщить или выделить лишнее в категориях: «грибы», «посуда», «цветы», «мебель», «деревья», «одежда», «транспорт», «головные уборы», «ягоды», «обувь», «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие животные», «домашние животные», «птицы». «Найди общее и различное». Задача – сравнить пары предметов: «огурец–капуста», «ведро–ваза», «арбуз–тыква» и др.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. Эти игры развивают зрительную и слуховую память. «10 предметов». Задача – посмотреть на 10 предметов, а потом назвать, что запомнил. В норме ребенок должен запомнить пять или шесть предметов. Уберите или добавьте один предмет и спросите, что изменилось. В следующий раз поменяйте местами два предмета. Игра тренирует зрительную память и внимание. «Учим стихи». Задача – соединить процесс запоминания. сдвижениями или с картинками. Пример стихотворения: «Осень наступила / Высохли цветы. / И глядят уныло / Голые кусты».
Игра тренирует слуховую память. «Запомни слова». Задача – запомнить как можно больше слов с первого раза. Прочитайте ребенку один раз 10 односложных слов в умеренном темпе, например: сон, кот, дом, лес, лук, шар. В норме он должен запомнить пять или шесть слов. Игра тренирует слуховую память.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРОКИ. Эти игры помогут развить мелкую моторику пальцев рук. Раскраски. Штриховка. Лепка из пластилина и глины. Аппликации. Пазлы и др.
На тренинге после семинара спрашивайте педагогов, на что, по их мнению, направлены упражнения, которые они выполняют, – выразительность движений, улучшение психоэмоционального состояния и т. д.
А теперь я предлагаю вам :
Игра «Парашют»
Цели: развивать ловкость, научить действовать в команде, воспитать эмоциональную отзывчивость.
Ход игры: дети стоят и держат в руках коврик-парашют, воспитатель кидает на коврик-парашют мяч (клубочек) и говорит детям, куда мячику необходимо отправиться. Например, дом, Солнце, зеленый круг (Земля), красный круг (планета Икс), звезда.
Игры с клубочками
1 вариант игры (Г.Д. Черепанова)
Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить детей одному из приемов саморегуляции
Материалы: клубочки плотных ниток.
Ход игры: расшалившемуся ребенку предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом становится больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
2 вариант (Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)
Цели: воспитать чувство принадлежности к группе, безопасности в коллективе, единства, сплоченности; научить действовать согласованно.
Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени, и т. д. Когда песенка заканчивается, все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
«Ковер дружбы» (К. Фопель)
Цель: научить стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий.
Примечание. Наличие «ковра дружбы» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: кусок нетолстого пледа (либо другой мягкой ткани) размером 90 × 150 см или мягкий коврик такого же размера; фломастеры, клей, блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: сядьте все в круг. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Я принесла ковер, который станет для нашей группы «ковром дружбы». Спорящие дети могут сесть на него и поговорить друг с другом, чтобы найти путь мирного решения спора.
Давайте посмотрим, что из этого получится.
(Положите плед в центр круга, а на него красивую книжку с картинками, или какую-нибудь занятную игрушку.)
Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер дружбы», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.)
У кого из группы есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
(После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер дружбы».)
Сейчас мы превратим кусок пледа в «ковер дружбы» нашей группы. Я напишу на нем слова из известного мультфильма, а вы мне поможете разложить и приклеить ваши ладошки.
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер дружбы» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер дружбы» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять его без помощи воспитателя. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер дружбы» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Мешочки настроений
Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Материалы: два мешочка. Один мешочек шьется из светлого материала, и на нем изображено лицо с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй мешочек плохого настроения, он шьется из темного материала и на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязываются шнурками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...
Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"
Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...
Семинар для педагогов "Внедрение Профессионального стандарта педагога-новый шаг к качеству образования"
Внедрение профессионального стандарта педагога в ДОУ...
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....