Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
материал ( группа) на тему
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_zdorovesberezheniyu_2.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический семинар для педагогов по теме:
«Использование педагогом здоровьесберегающих технологий
в работе с дошкольниками»
Цель семинара:
-конкретизация в представлении педагогов понятий: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании”;
-классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам;
-расширение знаний педагогов в применении новых здоровьесберегающих
технологий в образовательно – оздоровительном пространстве ДОУ.
В современном мире в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования– сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является иобеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним изсредств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет.
Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Что такое “технология”? Какие составные части входят в понятие “технология”? (ответы педагогов).
(Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов деятельности.
Что такое здоровьесберегающие технологии? (ответы педагогов).
- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья. Это система программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании? (ответы педагогов).
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова - это специально организованное взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Имеется неоспоримое мнение о том, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.
В чем выражается подобная «встроенность»? Как вы это понимаете? (ответы педагогов).
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологическое просвещение родителей,
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
развитие физическихкачеств,
двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
закаливание,
дыхательная гимнастика,
массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия иформирование правильной осанки,
оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и натренажерах,
воспитание привычки к повседневной физической активности,
заботе о здоровье идр.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятияхи прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цельэтих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно иэффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем
педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии
психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в
педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровомуобразу жизни.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
• направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
• комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
• созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;
• формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального
партнерства.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяетсяодинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах веласьработа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка.
Сегодня педагог-психолог, который занимается с детьми, как в коллективе, так и индивидуально, заметив негативные изменения в поведении ребенка, совместно с воспитателем обязаны поставить в известность родителей и начать активную
работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамоно терапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактическихмероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применениенеобходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанногоотношения к здоровью и жизни).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Использование в режиме дня:
• отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорийдетей;
• различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
• комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
• физкультурных занятий всех типов;
• оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) можно включать в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
д) оздоровительный бег;
е) зрительная гимнастика;
ж) пальчиковая гимнастика;
з) дыхательная гимнастика;
и) гимнастика для ног, ходьба по рефлексогенным дорожкам;
к) релаксационные паузы;
л) точечный массаж;
3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, дляразвития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения. Назовите, в каких физкультурно-массовых мероприятиях участвовали ваши родители в последнее время? (ответы педагогов). В какие мероприятия, еще можно привлечь родителей? (ответы педагогов).
4. Конечные результаты:
• формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
• внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению
здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
• формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности
заботиться о своем здоровье;
• обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
• улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Дополнительные формы работы:
Проектная деятельность. Чтобы выполнение поставленных задач было целенаправленным, был виден промежуточный результат работы, возможно активно использовать проектную деятельность таких проектов как: “К здоровому образу жизни”, “Вместе с семьей – к здоровью”, “Лесенка здоровья”. У каждого проекта свои задачи, но они объединены одной целью – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение психологического комфорта, социальной адаптации детей при
поступлении в школу. Возможно проведение “Праздника подвижных игр”. Эти и другие мероприятия проекта способствуют знакомству детей друг с другом, развитию эмоционального комфорта, подготовку дошкольников к новой социальной роли.
Участие детей в спортивных соревнованиях по подвижным и эстафетным играм «Олимпийские резервы», среди образовательных учреждений района и города, проводимых по инициативе педагогов.
Спортивные досуги “Игровой марафон”, “Зимние забавы”, «Защитник Отечества» проводить в игровой и соревновательной форме с использованием разных видов движений. Спортивные досуги сочетаются и с познавательным развитием (“В королевстве Зубной щетки”, “Мы дружны с водою чистой”, “Как быть здоровыми”).
Дополнительное образование дошкольников по ритмике “Танцевально-игровая
гимнастика”, где инструктор по физвоспитанию решает познавательные и физкультурно-оздоровительное задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.
Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...
Мастер - класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.В последние...
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»Еще В. А. Сухомлинский сказал, что «…забота о здоровье – это важнейший...
Семинар - практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ»
Каждый педагог стремиться к тому, чтобы его воспитанники были здоровы. Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ" поможет воспитателям различать и использов...
Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»
В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"
В помощь педагогам....
Игровой семинар – практикум для педагогов. «Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»
Цель: передача опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ; оптимизация работы по использованию разнообразных технологий для развития двигательной активности и у...