Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
консультация по теме

Антонова Анна Жоржовна

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов с элементами деловой игры

«Профстандарт педагога.
Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

 16.12.2016г.

(СЛАЙД 1,2) С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

(СЛАЙД 3)

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

  • Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
  • Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
  • Развитие профессионально значимых компетенций
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению
  • Организация различных видов детской деятельности

(СЛАЙД 4)  

Педагог должен уметь:

  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся,   в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
  • Владеть ИКТ-компетентностями.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

(СЛАЙД  5)

Педагог должен знать:

  • Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
  • Рабочую программу и методику обучения.
  • Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
  • Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

(СЛАЙД 6)

Новые задачи современного педагога

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

(СЛАЙД 7)

Основные педагогические компетентности
педагогов дошкольной образовательной организации

(СЛАЙД 8) Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению  совместно выработанных целей и задач. 

(СЛАЙД 9) Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).

(СЛАЙД 10) Коммуникативная компетентность.  Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

(СЛАЙД 11) Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

(СЛАЙД 12) Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.  

(СЛАЙД 13) Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

(СЛАЙД 14) Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:

  • Общепользовательский
  • Общепедагогический
  • Предметно-педагогический

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

  • Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.
  • Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
  • Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.

Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

 Общепользовательский компонент

  • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
  • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
  • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
  • Клавиатурный ввод.
  • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
  • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
  • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

  • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

- Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

- Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

- Организации образовательного процесса:

  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
  • Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.
  • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
  • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
  • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
  • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

Предметно-педагогический компонент

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
  • литературные тексты и экранизации,
  • исторические документы, включая исторические карты
  • (все предметы).
  • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.
  • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.д..

В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

(СЛАЙД 15) Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

(СЛАЙД 16) Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса;
  • создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  •  умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

(СЛАЙД 17) Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  •  владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

(СЛАЙД 18) Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

(СЛАЙД 19) Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

  • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
  • Работа в методических объединениях, творческих группах.
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность.
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
  • Различные формы педагогической поддержки.
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
  • Обобщение собственного педагогического опыта.
  • Проблемные семинары и вебинары.
  • Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Деловая игра.

Цель: создание образа компетентного педагога.

Задание: педагогам необходимо разделиться на две команды, и каждой команде создать образ компетентного педагога, используя метод «мозгового штурма».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профстандарт педагога. Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО

Слайд 2

Термины и определения применительно к педагогу Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

Слайд 3

Содержание Профстандарта педагога Педагог должен выполнять трудовые действия : Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ) Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению Организация различных видов детской деятельности И т.д.

Слайд 4

Содержание Профстандарта педагога Педагог должен уметь : Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ. Владеть ИКТ-компетентностями. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями И т.д.

Слайд 5

Содержание Профстандарта педагога Педагог должен знать : Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка. Рабочую программу и методику обучения. Закономерности развития ребенка и детской деятельности. Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования. И т.д.

Слайд 7

Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Методологическая компетентность Психолого-педагогическая компетентность Коммуникативная компетентность Презентационная компетентность Информационно-коммуникационной компетентности Акмеологическая компетентность Исследовательская компетентность

Слайд 8

Компетентность Содержание компетентности Методологическая компетентность Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации

Слайд 9

Компетентность Содержание компетентности Психолого-педагогическая компетентность Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса). Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации

Слайд 10

Компетентность Содержание компетентности Коммуникативная компетентность Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги). Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации

Слайд 11

Исследовательская компетентность Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы

Слайд 12

Презентационная компетентность Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

Слайд 13

Акмеологическая компетентность Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Слайд 14

Информационно-коммуникационной компетентности Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

Слайд 15

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной деятельности учебно–методической деятельности социально–педагогической деятельности

Слайд 16

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Показатели компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Слайд 17

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Показатели компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей; умение грамотно интегрировать содержание образования.

Слайд 18

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Показатели компетентности: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Слайд 19

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации). Работа в методических объединениях, творческих группах. Исследовательская, экспериментальная деятельность. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Различные формы педагогической поддержки. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах. Обобщение собственного педагогического опыта. Проблемные семинары и вебинары. Работа по самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Повышение экологической компетенции педагогов».

Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

Семинар для педагогов "Развитие художественно - творческих способностей детей путем повышения компетенции педагогов в изобразительной деятельности"

Одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческой личности.Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Наиболее эффективным средством дос...

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие  реализации  ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...

Семинар – практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить...