Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Киреева Марина Михайловна

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx107.69 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Организация совместной познавательно-исследовательской  деятельности в рамках проекта»

«Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

 дай попробовать и я пойму»

                                                                          (китайская пословица) 

Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «любознаек». Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.

Если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность переходит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:       

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий. 

Работа над проектом начинается  с алгоритма работы и  состоит их трех этапов.

Первый – подготовительный: интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера. Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для  познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос: «На  чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?» В результате обсуждения вместе с детьми мы сформулировали цели и задачи исследовательской деятельности, разработали план действий. Например:  В процессе  беседы  мы с детьми фиксировали свои идеи в виде  плана – схемы последовательности этапов работы, таким образом, дети учились замещать,   моделировать,  овладевая символической деятельностью. IMG_0190

Например, в проекте «Волшебница вода» перед ребятами встал вопрос «Есть ли форма у воды?».  Далее, дети вместе с педагогом и друг с другом вырабатывали разные гипотезы. Следующий этап, дети предлагали возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмотреть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Четвертый этап работы – решение проблемы через экспериментирование. Дети проводили опыты в лаборатории «Хочу все знать!». Затем, дети обобщали вместе с педагогом полученные результаты и знания. Заносили все в дневники наблюдений.

Второй этап проекта –  собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

Экспериментальна часть проекта, начинается с  инструктирования  детей, с закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации  труда.  При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта, оказывает дифференцированную помощь.   В дальнейшем, приобретая навыки экспериментирования, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предложенного оборудования, то,  что пригодится в эксперименте.

Третий – заключительный: обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов.  На этом этапе важно обсудить с детьми результаты хода работы, действий каждого, выяснить причины успехов и возможных неудач, и главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. Например: в результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту «Воздух невидимка», были опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили  для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

  В ходе  беседы дети могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему?

Результаты дети могут фиксировать  графически, оформлять,  в виде  альбома, плаката, экологической газеты. Например, в проекте «Путешествие с капелькой» дети, представили результаты эксперимента в виде рисунков  на стенде «Гусеница - Всезнайка», таким образом, познакомив со своими открытиями родителей и сверстников из старших групп.

В своей работе можно использовать следующие формы детских проектов.

Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти» и т.д..

Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде»,  «Домашние животные».

Творческие: создание альбома «Большая книга сказок о природе», создание «Красной книги животных и растений», создание музея «Петушка».

Игровые: «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые.

Зачастую к детской проектной деятельности с удовольствием подключается вся семья – возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями. Вместе они помогают в сборе нужной информации, оформляют альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. Проектная работа дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

В результате проектной деятельности дети учатся самостоятельно находить темы для исследований. Совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, оформлять результаты исследований в определённый продукт, делать ему презентацию, смело высказывать свои суждения о предметах и явлениях. У детей обогащаются  и расширяются представления об окружающем мире, повышается наблюдательность, любознательность.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – Айрис Пресс, Москва, 2008 г.
  2. Н.В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» - Детство - пресс, Санкт-Петербург, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».

17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....

«Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями)»

Опыт работы с родителями «Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с...

Совместная театрализованная интегрированная деятельность музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре, воспитателя в рамках проекта «Театр олицетворения» «Сторителлинг о Руси»

Одной из форм нашего проекта является сторителлинг  -  это донесение поучительной информации через повествование мифов, сказок, притч, былин, которые вызывают у человека эмоции и мышления. С...

Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ

Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов « Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников».

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педа...