Дидактическое пособие «Студия журналистов» как средство ранней профориентации старших дошкольников
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Дидактическое пособие «Студия журналистов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_studiya_.docx | 486.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Студия журналистов»
как средство ранней профориентации старших дошкольников
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Это касается не только выпускников школ. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Ребенок- дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно
берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
В своей работе со старшими дошкольниками я использую профориентационную сюжетно-ролевую игру «Студия журналистов».
С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
Кроме того, через журналистику и интервьюирование дети знакомятся с другими профессиями взрослых.
Цель игры: расширять знания детей о профессиях, формировать коммуникативные навыки и творческую активность.
Задачи:
- Знакомить воспитанников с разнообразием мира профессий;
- Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- Закреплять навыки ведения диалога с использованием опорных карт- схем;
- Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
- Способствовать использованию невербальных средств общения;
- Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу. Оборудование: фотоаппарат, микрофон, блокнот с кармашками для карт-
схем, карандаш, опорные карточки-схемы для ведения интервью (пиктограммы), бейджики с именами.
Методические рекомендации
Перед каждой игрой с детьми проводится предварительная работа:
- Беседа.
- О чем корреспондент может спросить у гостя студии?
- Чем будет заниматься фотограф?
- Как он обратится к гостю с предложением сделать фотографию?
- Что может сказать фотограф после окончания своей работы?
Координатор (воспитатель) предлагает для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Воспитатель договаривается с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносит его в карточку.
Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.
- Распределение ролей.
Учитывается желание детей, а также конкретные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.
- Эмоциональная разминка.
Воспитатель предлагает детям сделать злое, затем грустное, затем веселое выражение лица. По ходу делает уточнения, комментирует положение губ, бровей и т. д.
- Как выдумаете, обрадуются ли гости, если мы придем к ним с такими выражениями на лицах?
- «Творческая командировка» или «интервью в студии»
Двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у гостей. Игровые задания:
- Творческие отчеты о проходящих в детском саду праздниках, выставках, экскурсиях, встречах;
- Интервью с гостями, родителями, сотрудниками детского сада.
Карточки-схемы для ведения диалога в форме интервью
№ п/п | Картинка-символ | Тема речевого высказывания | Варианты речевых обращений |
1 | Вход в диалог Приветствие |
|
- Представьтесь, пожалуйста. | |||
2 | Цель |
-Не могли бы Вы ответить на мои вопросы? -Мне хотелось бы услышать ваше мнение… | |
3 | Рассказ о работе (профессии) |
| |
4 | Обучение |
| |
5 | История появления | - Как появилась идея… | |
6 | Отношение к чему- либо |
|
7 | Рассказ о достопримечательност ях, музеях, театрах |
| |
8 | Исторические сведения | - Как было раньше… | |
9. | Фото на память | - Разрешите с Вами сфотографироваться на память? | |
10 | Выход из диалога. Выражение благодарности. Прощание |
| |
11 | Помощь | - Кто помогал делать… | |
12 | Вопрос |
|
В результате использования дидактического пособия «Студия журналистов» дети не только приобрели знание о различных профессиях, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в
реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас по теме
«Профессии», а также он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Даже родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, по окончании работы не скрывали чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство ранней профориентации старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"
Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями...
Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство ранней профориентации старших дошкольников
С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческо...
Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается использование технологии интервьюирования в экологическом воспитании старших дошкольников...
Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.
Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...
Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"
laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...
Картотека дидактических игр "Ранняя профориентация старших дошкольников"
Картотека дидактических игр«Ранняя профориентация старших дошкольников»«Кто где работает?»Задачи: Формировать представления детей о том, где работают люди разных профессий, как...
Дидактические пособия по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов нашего ДОУ, новое и еще неизученное (до некоторых пор) направление дошкольной педагогик...
- Мне нравится (2)