Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство ранней профориентации старших дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.Также через журналистику и интервьюирование дети знакомятся с другими профессиями взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_posobie_studiya_zhurnalistov_v_proforientatsii_doshk.docx | 547.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Студия журналистов»
как средство ранней профориентации старших дошкольников
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Это касается не только выпускников школ. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
В своей работе со старшими дошкольниками я использую профориентационную сюжетно-ролевую игру «Студия журналистов».
С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
Кроме того, через журналистику и интервьюирование дети знакомятся с другими профессиями взрослых.
Цель игры: расширять знания детей о профессиях, формировать коммуникативные навыки и творческую активность.
Задачи:
- Знакомить воспитанников с разнообразием мира профессий;
- Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- Закреплять навыки ведения диалога с использованием опорных карт-схем;
- Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
- Способствовать использованию невербальных средств общения;
- Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу.
Оборудование: фотоаппарат, микрофон, блокнот с кармашками для карт-схем, карандаш, опорные карточки-схемы для ведения интервью (пиктограммы), бейджики с именами.
Методические рекомендации
Перед каждой игрой с детьми проводится предварительная работа:
- Беседа.
- О чем корреспондент может спросить у гостя студии?
- Чем будет заниматься фотограф?
- Как он обратится к гостю с предложением сделать фотографию?
- Что может сказать фотограф после окончания своей работы?
Координатор (воспитатель) предлагает для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Воспитатель договаривается с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносит его в карточку.
Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.
2. Распределение ролей.
Учитывается желание детей, а также конкретные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.
3. Эмоциональная разминка.
Воспитатель предлагает детям сделать злое, затем грустное, затем веселое выражение лица. По ходу делает уточнения, комментирует положение губ, бровей и т. д.
- Как выдумаете, обрадуются ли гости, если мы придем к ним с такими выражениями на лицах?
4. «Творческая командировка» или «интервью в студии»
Двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у гостей.
Игровые задания:
- Творческие отчеты о проходящих в детском саду праздниках, выставках, экскурсиях, встречах;
- Интервью с гостями, родителями, сотрудниками детского сада.
Карточки-схемы для ведения диалога в форме интервью
№ п/п | Картинка-символ | Тема речевого высказывания | Варианты речевых обращений |
1 | Вход в диалог Приветствие | - Здравствуйте! | |
2 | Цель | - Разрешите задать Вам несколько вопросов? -Не могли бы Вы ответить на мои вопросы? -Мне хотелось бы услышать ваше мнение… | |
3 | Рассказ о работе (профессии) | - Где (кем) Вы работаете? - Чем Вы занимаетесь? - Какие инструменты Вам нужны? | |
4 | Обучение | - Где учились …? | |
5 | История появления | - Как появилась идея… | |
6 | Отношение к чему-либо | - Любите ли вы свою профессию? - А как Вы считаете? - Как Вы думаете? | |
7 | Рассказ о достопримечательностях, музеях, театрах | - Какие достопримечательности есть в Вашем городе? - В вашем городе есть музей (театр)? - Где он находится? - Расскажите о внешнем облике здания - Посещали ли Вы … - Какие экспонаты выставляются? - Какие мероприятия проводятся? | |
8 | Исторические сведения | - Как было раньше… | |
9. | Фото на память | - Разрешите с Вами сфотографироваться на память? | |
10 | Выход из диалога.
| - Вы очень интересно рассказали … - Спасибо за то, что Вы ответили на мои вопросы - Благодарю за ответы - Мы много узнали из ваших ответов… | |
11 | Помощь | - Кто помогал делать… | |
12 | Вопрос | - А знаете ли Вы… - А как Вы считаете? - Как Вы думаете? |
В результате использования дидактического пособия «Студия журналистов» дети не только приобрели знание о различных профессиях, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас по теме «Профессии», а также он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Даже родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, по окончании работы не скрывали чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство ранней профориентации старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"
Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями...
Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.
Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...
Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"
laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...
Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»
Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...
Картотека дидактических игр "Ранняя профориентация старших дошкольников"
Картотека дидактических игр«Ранняя профориентация старших дошкольников»«Кто где работает?»Задачи: Формировать представления детей о том, где работают люди разных профессий, как...
Дидактическое пособие «Студия журналистов» как средство ранней профориентации старших дошкольников
Дидактическое пособие «Студия журналистов»...
Возможности дидактической игры как средства ранней профориентации дошкольников
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является дидактическая игра. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о...