Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В статье раскрывается использование технологии интервьюирования в экологическом воспитании старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
studiya_zhurnalistov_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СТУДИЯ ЖУРНАЛИСТОВ»
КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одна из актуальных задач сегодняшнего дня это воспитание у дошкольников ответственность за судьбу родной природы, привлечение их к помощи в охране природы, а так же экологическое воспитание молодого, подрастающего поколения. В процессе экологического воспитания у дошкольников развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творчество. Формируются личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью.
Экологическое воспитание детей осуществляется разными средствами.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе и ее охране.
Основным видом игры в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В процессе сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели поведения, модели межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
В своей работе со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию я использую сюжетно-ролевую игру и дидактическое пособие для нее «Студия журналистов».
Данное дидактическое пособие многофункционально. Оно позволяет решать не только задачи речевого, но и познавательного развития, в т.ч. задачи ранней профориентации и экологического воспитания старших дошкольников.
С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, с особенностями их творческого труда. Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, делать репортажи и фоторепортажи об объектах природы, проведенных экологических акциях, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
Цели игры: формирование ответственного отношения к окружающей среде, формирование коммуникативных навыков и творческой активности.
Задачи:
- Формировать умения по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности через детское фотографирование;
- Развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды через «информирование» сверстников о проведенных экологических акциях;
- Закреплять навыки ведения диалога с использованием опорных карт-схем;
- Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
- Способствовать использованию невербальных средств общения;
- Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу.
В дидактическом пособии «Студия журналистов» я использую фотоаппарат, диктофон, микрофон, блокнот с кармашками для карт-схем, опорные карточки-схемы для ведения интервью (пиктограммы), бейджики с именами.
Современные дети очень рано знакомятся с гаджетами (телефон, фотоаппарат, диктофон). Моя задача - создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью. Они наполняют детскую деятельность новым содержание, а не заменяют её.
Детское фотографирование - способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности, оно позволяет детям выразить себя через фотографию, особенно нравится дошкольникам делать фоторепортажи. Сделанный фоторепортаж позволяет проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат.
В процессе этой игры дошкольники получают новые экологические знания в доступной для их возраста игровой форме, также это способствует сближению воспитанников и педагога.
Перед тем как провести игру, с детьми проводится большая предварительная работа:
- Беседа о работе фоторепортера.
Вместе с детьми обсуждаем, какие объекты природы можно фотографировать и для чего. Тематика фоторепортажей зависит от недельной тематики в соответствии с рабочей программой нашей группы.
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:
- сохранять информацию из разных источников;
- фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
- проводить длительные наблюдения;
- фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.
Важную информацию даёт последующая беседа по фотографиям.
- Беседа о работе журналиста, корреспондента
Вместе с детьми обсуждаем, что корреспондент может спросить у гостя студии:
- что ты фотографировал;
-почему фотографировал именно это;
-как у тебя получилась эта фотография и т.п.
Я предлагаю для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Договариваемся с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносим его в карточку. Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.
3. Распределение ролей.
Учитываю желание детей, а также конкретные задачи, которые ставлю перед собой.
4. «Творческая командировка» или «интервью в студии».
Дети-фоторепортеры ведут репортажи об объектах природы, которые они сфотографировали. Дети-корреспонденты берут интервью у гостей студии-участников экологических акций, беседуют по фотографиям с фоторепортерами.
Например, в начале октября мы изучаем тему «Деревья. Лес». Предлагаю детям сделать фоторепортаж о разных деревьях, узнать, как называется то или иное дерево, где растет, какие у этого дерева листья, плоды. В «Студии журналистов» в виде интервью обсуждаем правила поведения в лесу, вопросы охраны леса и т.д. Не забываем и о работе с родителями. На основе детских фотографий, совместно с родителями, изготовили дидактическую игру «С какого дерева лист?».
Следующая тема, которую мы изучаем – это «Золотая осень». При прохождении этой темы, дети с помощью фотоаппарата фиксируют изменение окраски листьев у деревьев. Далее при прохождении темы «Поздняя осень» дети снова фиксируют с помощью фотографий происходящие изменения с деревьями. Детские фоторепортажи позволяют вести длительное наблюдение за объектами природы.
В результате использования дидактического пособия «Студия журналистов» дети не только приобретают знания о различных природных объектах, охране природы, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций.
Родители, по окончании работы по детской журналистике, также не скрывали чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста или с гордостью рассказывающих о своих фотографиях.
Новое направление в моей работе по экологическому воспитанию старших дошкольников открывает больше возможностей творческого поиска, результатами которого становятся, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...
Семинар--практикум для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию семинар- практикум "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста" На этом семинаре я поделилась...
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....
План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...
Самообразование "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Изучение проблемы использования дидактических игр как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста...