"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"
статья (подготовительная группа) по теме
Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya17.docx | 32.07 КБ |
prezentatsiya_-proforientatsiya.pptx | 395.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями.
Слайд 1
Одной из актуальных задач современной системы образования является социализация и индивидуализация воспитанников. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик).
В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Из практики видно, что посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Профориентации - это один из важнейших факторов социализации подрастающего поколения, это своеобразная форма работы, ориентирующая воспитанников на взрослую жизнь.
Слайд 2
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Слайд 3
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
Слайд 4
Передовой опыт педагогической науки раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов. Одним из эффективных методов – игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Используются занятия и свободная деятельность детей. Формируются знания, интерес, увлечения.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.
Слайд 5
К наиболее распространенным сюжетам игр детей дошкольного возраста можно отнести:
- созидательные сюжеты (создание фабрики, театра)
- сюжеты поиска и открытия («Экспедиция», «Путешествие», «Полеты в космос»)
- сюжеты, связанные с романтикой профессии (в моряков и т.д.)
- военные и военизированные сюжеты (в милицию)
- сюжеты, связанные с искусством (игры в «киностудию», «в цирк», «в театр»)
Новоселова
Игры | Возрастная адресованность (годы жизни детей) | ||||||
Классы | Виды | Подвиды | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Игры-экспериментирования | С животными и людьми | + | + | + | |||
С природными объектами | + | + | + | + | |||
Общения с людьми | + | + | + | + | + | ||
Со специальными игрушками для экспериментирования | + | + | + | + | + | ||
Сюжетные само-деятельные игры | Сюжетно –отобразительные | + | |||||
Сюжетно - ролевые | + | + | + | + | + | ||
Режиссерские | + | + | + | + | |||
Театрализованные | + | + | + | ||||
Обучающие игры | Автодидактические предметные | + | + | + | + | ||
Сюжетно - дидактические | + | + | + | + | + | ||
Подвижные | + | + | + | + | + | ||
Музыкальные | + | + | + | + | + | ||
Учебно - предметные дидактичес-кие | + | + | + | + | |||
Досуговые игры | Интеллектуальные | + | + | + | |||
Забавы | + | + | + | + | + | ||
Развлечения | + | + | + | + | |||
Театральные | + | + | + | ||||
Празднично-карнавальные | + | + | + | + | + | ||
Компьютерные | + | + | + | + | |||
Обрядовые игры | Культовые | + | |||||
Семейные | + | + | + | + | + | ||
Сезонные | + | + | + | + | + | ||
Тренинговые игры | Интеллектуальные | + | + | + | |||
Сенсо-моторные | + | + | + | + | + | ||
Адаптивные | + | + | + | + | + | ||
Досуговые игры | Игрища | + | + | ||||
Тихие | + | + | + | + | + | ||
Забавляющие | + | + | + | + | + | ||
Развлекающие | + | + | + | + | + |
Слайд 6
Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
В дошкольном возрасте поиск и исследование выражаются в игровой и творческой активности. Появляются личностные интересы к той или иной деятельности. Следовательно, заботясь о развитии каждого воспитанника, педагогу необходимо знакомить детей с нормами жизни окружающей действительности.
Слайд 7
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А у детей дошкольного возраста это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папа и мама. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.
Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?»
Слайд 8
Повышение компетентности родителей:
-клуб
-буклеты
-памятки
Семинары
Театрализация
Стена «Наши игры и игры наших родителей»
-Составление « Династии» (в контексте прошлого и будущего), альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя любимая профессия», выпуск каждой семьёй газеты «Наш папа (наша мама) работает …»
Встречи с интересными людьми .
Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие на поезде», «Мир семейных увлечений»,
Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Составление букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Семейное хобби».
Слайд 9
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из актуальных задач современной системы образования является социализация и индивидуализация воспитанников. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта Профориентация – неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Актуальность проблемы
В п остановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Нормативно-правовая база
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий . На данном этапе у ребенка формируется определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, положительное отношение к профессиональному миру, людям труда. Профессиональное развитие
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Ролевая игра –форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, неподчинённая жёстким правилам , неизменяемым условиям. Данный вид игр представляет собой игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение . Значение сюжетно- ролевой игры
К наиболее распространенным сюжетам игр детей дошкольного возраста можно отнести: созидательные сюжеты (создание фабрики, театра) сюжеты поиска и открытия («Экспедиция», «Путешествие», «Полеты в космос») сюжеты, связанные с романтикой профессии (в моряков, путешественников) военные и военизированные сюжеты (в полицию, войну) сюжеты, связанные с искусством (игры в «киностудию», «в цирк», «в театр») Сюжеты ролевых игр
Результаты профориентационной работы в ДОУ ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; называет профессионально важные качества представителей разных профессий; выделяет структуру трудовых процессов(цель, материалы, инструменты, трудовые действия , результат); имеет представление о семейном бюджете и назначении денег. моделирует в игре отношения между людьми разных профессий
Взаимодействие с семьей Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе , профессиональной деятельности. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером . Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать , что представляет собой та или иная профессия , где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает.
Формы работы с родителями Клубы («Все работы хороши, выбирай на вкус»); Буклеты и памятки ( «Герои труда», «Трудовые династии», «Профессии села»); Семинары («Как привить ребенку трудолюбие», «Учиться никогда не поздно»); Театрализация; Стенгазета «Наши игры и игры наших родителей»; Организация настольных игр экономической тематики «Что почем?», «Монополия «Луна-парк »; Проведение тематических праздников «День железнодорожника», «День воспитателя».
Мир профессий в играх с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отн...
Консультация для родителей "Ранняя профориентация старших дошкольников"
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отн...
Консультация для родителей "Ранняя профориентация старших дошкольников"
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к лю...
Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослы...
Консультация для родителей "Ранняя профориентация старших дошкольников"
Дошкольное учереждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий....
Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»
Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»...
Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»
laquo;Ранняя профориентация старших дошкольников»...