Деловая игра для воспитателей "Знатоки экологии"
методическая разработка
Повышение компетентности педагогов в вопросах экологии в форме активного делового взаимодействия, установить тесное сотрудничество между педагогами детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_delovaya_igra_znatoki_ekologii.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
ДЕЛОВАЯ ИГРА
для педагогов на тему:
«ЗНАТОКИ ЭКОЛОГИИ»
Воспитатель:
Хулхачиева Б.М.
2023год.
Цель:
1. Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.
2. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.
3. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов.
4. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе, способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Ход игры:
Ведущий:
Презентация: «Времена года»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой и никогда человек не потеряет связи с ней.
- Мир природы заставляет нас остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…
Именно на этапе дошкольного детства, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой.
Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой». Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.
Сегодня в рамках нашего семинара проводится деловая игра по экологии. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
Играющие делятся на две команды, выбираются капитаны.
Оценивать выступление будет жюри (представляются члены жюри).
Чтоб игру скорей начать
Надо нам мозги размять
Не руками и не скалкой
Знаниями и смекалкой
1 конкурс. “Придумай название”.
Ведущий. Так как команды не имеют названия, первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется “Придумай название”.
Каждая команда должна придумать название команды и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута. Максимальная оценка данного задания – 2 балла.
2 конкурс. Экологическая разминка.
Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
#1059; какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
#1050;ого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
3. Какое дерево является символом России? (Берёза)
#1050;то такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)
#1063;то ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
#1050;акое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)
7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)
#1050;акая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
#1050;акую траву любят кошки? (Валериана.)
#1057;амая высокая трава? (Бамбук.)
1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
#1051;есной петух. (Глухарь.)
#1063;то означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение.)
4. Трава от 99 болезней? (Зверобой)
#1055;очему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется.)
6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)
#1055;ингвин птица или животное? (Птица.)
#1050;акое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
#1050;то такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц.)
#1050;акая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
3 конкурс. Творческое задание.
Воспитатель- творческая профессия. А какое творчество без фантазии и выдумки. Каждой команде нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
3 конкурс: «Назови словечко по его определениям»
В своей работе педагоги используют творческие способности, фантазию, воображение. А вы? Давайте проверим. Вам нужно назвать слово по его определениям.
(За каждое отгаданное слово команды получают по – 1 баллу).
Для команды «Любители путешествий»:
•Дубовый, кленовый, тополиный (лист)
•Украшение, мужское имя, березовая (сережка)
•Хвойная, швейная, ежовая (игла)
•Тонкая, длинная, изогнутая (ветка)
Для команды «Знатоки леса»:
•Садовые, луговые, лесные (цветы)
•Сочная, спелая, ароматная, лесная (ягода)
•Большой, твердый, земляной, кедровый (орех)
•Съедобный, большой, ядовитый (гриб)
4 конкурс. Простые истины (конкурс капитанов)
Ведущий. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение. Каждой команде дается по 5 минут.
Первая педагогическая ситуация.
Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.
Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?
Вторая педагогическая ситуация.
На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”
Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?
5 конкурс. Методический турнир
Ведущий. А теперь участникам команд предстоит показать свои методические и природоведческие знания. Данный конкурс мы проведем в форме соревнования. Это значит, что командам будет задан один и тот же вопрос. Для обсуждения каждого вопроса будет дано 30 секунд. Та команда, которая первая подготовит ответ, поднимает флажок. Если ответ будет дан неправильный или неточный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”? (С первой младшей группы)
2. Назовите основную цель раздела “Экологическое воспитание”? (Формирование осознанно бережного отношения к живой и неживой природе, формирование начал экологической культуры)
3. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников (уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сады)
4. Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях? (Красная книга) Почему эта книга “Красная”?
5. Какие требования предъявляются к оформлению гербария? (Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)
6. Перечислите составляющие части окружающей среды? (Вода, воздух, лес, почва)
7. Какие природоохранные мероприятия можно проводить в детском саду? (Экологические акции)
8. Назовите парциальные программы по развитию основ экологической культуры. (А.С. Николаева “Юный эколог”, Н.А. Рыжова “Наш дом – природа”, А. Вересов «Мы-земляне», Е. Рылеева «Открой себя», Н.А. Авдеева и Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас», Ж.Л. Васякина-Новикова «Паутинка», Т.В. Попова «Надежда»).
6 конкурс: «Воспитатель – мое призвание»
Вы все работаете с детьми дошкольного возраста. Попробуйте сформулировать для детей: -1 команда – правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями. -2 команда – правила безопасного труда в природе.
Максимальное количество баллов, которое команды могут набрать в этом конкурсе – 3 балла.
7 конкурс: «Профессионалы»
Настало время показать свои профессиональные качества.
-1 команда - Составьте систему вопросов для закрепления знаний детей по теме «Дикие животные».
- 2 команда - Составьте систему вопросов для закрепления знаний детей по теме «Времена года».
Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в «Музыкальный калейдоскоп».
Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:(дается по 3 слова каждой команде).
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к деловой игре "Экология и дети"
ДЕЛОВАЯ ИГРАМБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевскаяст.воспитатель Прапро Е.А.тема: «Экология и дети»ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ экологического образования является формирование экологической ку...
Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»
Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»...
Деловая игра по экологии: «Экологический мост».
Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей...
Педсовет — деловая игра на тему: «Знатоки экологии»
Уточнить знания у педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников....
Деловая игра по экологии. «Пресс – конференция»
Программные задачи: ...
Деловая игра для воспитателей «Экология рядом с нами»
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.Содержание игрыДеловая и...
Деловая игра для педагогов по экологии «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ»
Для педагогов по повышению педагогического мастерства в области экологического воспитания детей "Экологическое ассорти"...