Программа по экологии "Жизнь вокруг нас"
материал
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования экологической направленности
«Жизнь вокруг нас»
для детей 5 – 6 лет
Выполнила: Агаева Н.Р.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа дополнительного образования дошкольников экологической направленности "Жизнь вокруг нас" |
Исполнитель программы | Педагоги ДОУ |
Целевая группа. | Дети дошкольного возраста 5-6 лет |
Составитель программы. | Агаева Нурана Руслановна |
Цель программы | Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. |
Задачи программы | - формировать освоение экологических представлений; - научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; -Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. - развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы; - воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. |
Сроки реализации программы | Программа рассчитана на 1 год |
Режим занятий | 1 раз в неделю по 25 минут. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания; - самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний; - проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу; - стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе; - пытаться самостоятельно оценивать свое поведение; - использовать полученные знания в повседневной жизни. |
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка __________________________________ 5
1.2. Цель и задачи реализации программы _____________________ 9
1.3. Мониторинг___________________________________________11
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план _________________________________________15
2.2. Учебно-тематический план ______________________________17
2.3. Планируемые результаты освоения программы _____________27
3.1. Список литературы____________ ________________________ 28
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
«Жизнь вокруг нас»» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Программа составлена на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы», ФГОС а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А.Воронкевич.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке программы, опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования, их внутренние характеристики.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.
В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.
Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка.
Ребёнок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональное (выражение своих чувств), саморегуляции. Ребёнок оказывается способным к над ситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно – образным
мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.
Актуальность программы заключается в том, что она:
1.Выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 3-8 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
2.Способствует ранней социализации детей 5-8 лет обозначенный в ФГОС;
3.Соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
4.Формирует у ребенка 5-8 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
5.Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.
- дети, возрастом, 6-8 лет, должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.
Объем программы: 36 часов
Формы организации работы:
С детьми:
∙ Групповые занятия
∙ Выставки, конкурсы
∙ Просмотр мультимедийных презентаций
С родителями:
∙ Консультации
∙ Мастер – классы
∙ Конкурсы, выставки
Методы проведения:
- рассматривание картин;
- демонстрация фильмов;
- труд в природе;
- коллективный труд;
- индивидуальные поручения.
Срок освоения программы: один год
Режим занятий:
Дети старшего дошкольного возраста.
Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.
Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности –1 раз в неделю.
1.2. Цель работы:
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
- формировать освоение экологических представлений
- развивать познавательные умения
- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Ожидаемые результаты:
- Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение; - использовать полученные знания в повседневной жизни.
Мониторинг знаний дошкольников по разделу «Жизнь вокруг нас»
Мониторинг осуществляется два раза в год (в сентябре, мае).
Содержание задания: выявить уровень знаний по разделу «Мир вокруг нас».
Методика выполнения задания: изучение знаний детей осуществляется в виде проведения индивидуальных бесед и игр.
Схема изучения знаний детей 5-6 лет
Подраздел | Оборудование | Содержание | Методика обследования | |
ЖИВОТНЫЕ | Картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическая игра «Зоологическое лото» | 1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные). 2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов. 3. Знают ли, как обеспечить уход за животными. 4. Могут ли определить стадии роста и развития животных. 5. Относят ли животных к живым существам, и по каким признакам. 6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни. 7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». | Беседа с детьми по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». 3. Найди модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил птиц (рыб) в одну группу животных. 5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом. 6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом. 7. Почему это происходит. | |
РАСТЕНИЯ | Картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа» | 1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. 2. Знают ли органы растений и их функции. 3. Знают ли стадии развития и роста растений. 4. Знают ли их потребности. 5. Называют ли лекарственные растения. 6. Устанавливают ли природно-следственные связи между природными явлениями (исчезнут насекомые – растения не дадут семян). | 1. Назовите растение. 2. Где растет? 3. Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль. 4. Что нужно делать, чтобы растение росло? 5. Что бывает с растениями весной, летом, зимой? 6. Почему это происходит? 7. Какие лекарственные растения вы знаете? 8. Что произойдет с растениями, если исчезнут шмели и пчелы? Организовать игру «Путаница». Задания: а) разложи части растения правильно; б) почему части растения нужно расположить именно так? в) зачем растению листья, стебель, корни, цветки? Задание «Подбери модели» Разложи растения по группам: «травы», «деревья», «кустарники». | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | Картинки с изображением времен года, воды, песка, снега | 1. Знают ли о чередовании времен года, частей суток, их характеристиках. 2. Знают ли, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. 3. Знают ли,что человек часть природы и что он должен беречь, защищать и охранять природу. 4. Знают ли о значении солнца и воздуха в жизни природы и человека. 5. Устанавливают ли природно-следственные связи: сезон – растительность – труд людей. | 1. Как происходит смена времен года, дня и ночи? 2. Как человек использует песок и глину? 3. Какие бывают камни? 4. Как природные материалы используются в жизни, в быту? 5. Как надо относиться к природным материалам? 6. Какова роль солнца в жизни человека? 7. Какие изменения происходят в природе и в жизни человека весной (летом, осенью, зимой). |
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№ п/п | Тематика | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка | 2 | 1 | 1 |
3. | Куда исчезают насекомые? | 1 | 1 | |
4. | Что нам осень принесла? | 1 | 1 | |
5. | Вырастим цветок | 1 | 1 | |
6. | Участок детского сада | 1 | 1 | |
7. | Осенние хлопоты человека | 1 | 1 | |
8. | Где живут дикие животные? | 1 | 1 | |
9. | Жизнь домашних животных | 1 | 1 | |
10. | Дорога к доброму здоровью | 1 | 1 | |
11. | Какие разные деревья | 1 | 1 | |
12. | Хвойные деревья: сосна | 1 | 1 | |
13. | Птицы | 1 | 1 | |
14. | Как узнать птиц | 1 | 1 | |
15. | Волшебница-зима | 1 | 1 | |
16. | Комнатные растения | 2 | 1 | 1 |
17. | Человек - живой организм | 1 | 1 | |
18. | Органы дыхания человека | 2 | 1 | 1 |
19. | Кто такие рыбы? | 1 | 1 | |
20. | Весна-красна | 2 | 1 | 1 |
21. | Для чего нужна Красная книга? | 1 | 1 | |
22. | Зеленая аптека | 2 | 1 | 1 |
23. | Кто такие насекомые? | 1 | 1 | |
24. | Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями | 2 | 1 | 1 |
25. | Земля - наш общий дом | 1 | 1 | |
26. | Экологическая тропинка | 1 | 1 | |
27. | Кто больше всего радуется весне? | 1 | 1 | |
28. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого занятий за год | 36 | 21 | 15 |
\
2.2. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению к природе. | Рассматривание иллюстраций «Что хорошо, что плохо» Наблюдения за живой и неживой природой |
«Осень - припасиха » (беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях | Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Беседа «Что растет на грядке?» Чтение стихотворения «Здравствуй, осень!» Е.Благинина Д/ игра «Узнай на вкус» | |
Октябрь | "Куда исчезают насекомые. (беседа) | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Беседа о насекомых Дидактическая игра «Четвертый лишний» |
«Что нас лечит от простуды » | Уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока, Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. | |
«Вырастим цветок» | Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение). – Анализ схемы «Растения». – Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле. – Работа в дневнике наблюдений. – Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»). | |
«Участок детского сада» | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы | – Наблюдение за осенними изменениями участка детского сада. – Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п. – Сбор листьев для гербария. – Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов. – Труд на участке детского сада. – Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза» | |
Ноябрь | «Осенние хлопоты человека» | Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму. | Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой» Отгадывание загадок об овощах и фруктах Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью» |
«Где живут дикие животные» | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание. – Чтение познавательной литературы о диких животных. Рассматривание схемы-модели «Звери». | |
«Жизнь домашних животных» | Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм »Жизнь домашних животных» – Чтение художественной литературы. – Беседы о кроликах и утках. – Рассматривание схемы-модели «Животные». | |
«Дорога к доброму здоровью» | Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам. | – Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены» – Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом) | |
Декабрь | «Какие разные деревья» | Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы | Рассказ Лесовичка о лесе, - рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" |
«Хвойные деревья: сосна» | Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | - Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе. – Рассматривание иллюстраций. – Разучивание стихов и чтение рассказов. Игра Найди такой же" | |
« Птицы» | Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения. - Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.» -Рассматривание иллюстраций. – Чтение детской природоведческой литературы. – Рассматривание схемы-модели «Птицы». – Отгадывание загадок. | |
«Как узнать птиц» | Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек и вынос их на участок. – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" | |
Январь | «Волшебница- зима» | Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой. | Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы. Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме |
«Зимняя красавица - ель » | Развивать умения называть характерные особенности строения ели. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки" | |
Февраль | Человек - живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека | Беседа о потребностях человека |
«Органы дыхания человека» | Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье | . Беседа «Для чего нужен нос» Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше» Беседа о носовом платке Игра «Что полезно» | |
«Кто такие рыбы» | Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д. | Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных» Беседа «Среда обитания рыб» Игра "Расскажи и покажи" Рассматривание альбома «Рыбы» | |
Март | «Весна - красна» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" |
«Для чего нужна Красная книга» | Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Мультфильм «Животные Красной Книги» - Игра "Где живут животные" | |
«Всем нужна вода» | Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | -- Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" | |
Апрель | «Зеленая аптека» | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. | Загадывание загадок о лекарственных растениях Дидактическая игра «Айболит» Беседа «Правила сбора лекарственных растений» |
«Кто такие насекомые?» | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. | Видеофильм «Жизнь весной» Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний « - Отгадывание загадок | |
Наблюдение за деревьями | Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства. | Раскрась предметы живой и неживой природы" | |
Май | Земля - наш общий дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими | Рассматривание картины "Семья дома" |
Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | -Беседа | |
«Кто больше всех радуется весне» | Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Слушание стихов о весне Беседа «Кто больше всех радуется весне» Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии |
2.3. Планируемые результаты освоения детьми программы
«Жизнь вокруг нас»
Ребёнок использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно;
Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;
Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы;
Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение;
Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования;
Имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов;
Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
К концу реализации программы дети будут готовы и способны:
Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
Список использованной литературы
- Аксаментова Е. «Мир животных». Серия «Капелька». «Леда» и«Слово А». Смоленск 2010.
- Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом». Изд. «Лайда». Москва 1995.
- Волобуев А.Т. «500 загадок и стихов о животных для детей». ТЦ Сфера». Москва 2009.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». 2-е изд. ДЕТСТВО –ПРЕСС. Санкт-Петербург 2011.
- Е.Ю. Валк «Дошколятам – о животных. Занимательные и справочные материалы». Издательство «Учитель». Волгоград 2012.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Изд. Академия Развития: Академия Холдинг. Ярославль 2002.
- Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников» Учебно-методическое пособие. Педагогическое общество России. Москва 2008.
- Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2010.
- Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду. Сценарий занятия». Творческий центр «Сфера». Москва 2010.
- Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. «Праздник в детском саду». Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону 2000.
- Луконина Н., Чадова Л. «Утренники в детском саду. Сценарии о природе». Изд. АЙРИС-ПРЕСС. Москва 2005.
- Маханева М.Д. «Экология в детском саду и начальной школе» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2009.
- Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». Пособие для воспитателей и учителей. Изд. «Асар». Минск 1997.
- Николаева С.Н. «Система экологического воспитания дошкольников». МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва 2011.
- Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7лет». МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва 2010.
- Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника. Весна». ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург 2009.
- Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника. Лето».ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург 2010.
- Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие». 2-е изд. АРКТИ. Москва 2004.
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002.
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Для занятий с детьми 2-7 лет. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва 2008.
- Составитель Васильева Н.Ю. «Растения России». Школьный словарик. 2-е изд. «ВАКО». Москва 2011.
- Составитель Сотникова Т.Н. «Птицы России». Школьный Словарик. 2-е изд. «ВАКО». Москва 2010.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба, и игра: природоведение». «Академия развития». Ярославль 1997.
- Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе».ДЕТСТВО –ПРЕСС. Санкт-Петербург 2011.
- Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. «Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет. Творческий центр «Сфера». Харьков 2008.
- Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ». Методическое пособие. ТЦ Сфера. Москва 2010.
- Чистякова М. «Времена года. Дни недели. Сутки. Разноцветные Странички. Двенадцать месяцев». Серия «Капелька». «Леда» и«Слово А». Смоленск 2010.
- Шиков Е.В. «Экологические сказки». Дубна 1997.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе». Методические рекомендации. ТЦ Сфера. Москва 2010.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о дальнем востоке». Методические рекомендации. ТЦ Сфера. Москва 2010.
Шорыгина Т.А. «Беседы о домашних и декоративных птицах».Творческий центр Сфера. Москва 2009.
Приложение 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...
Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"
Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом...
Программа кружка "Мир вокруг нас" старшей группы
Цель:Обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животн...
Программа кружка "Мир вокруг нас"
Программа по окружающему миру для детей старшей группы детского сада.Цель - ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.Содержание работы...
ПРОГРАММА КРУЖКА "МИР ВОКРУГ НАС"ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОГРАММА КРУЖКА...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляетс...