Программа кружка "Мир вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа по окружающему миру для детей старшей группы детского сада.
Цель - ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.
Содержание работы - Расширение кругозора детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие познавательного интереса к природной и социальной среде, формирование начала экологической культуры, детей умения ставить задачи, делать выводы, анализировать свои наблюдения;
развитие коммуникативных качеств ребенка; способствование формированию у детей дисциплинированности, терпения, аккуратности, любви к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир вокруг нас | 69.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1002»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа № 1002 от «____» ______________2017г. Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 1002 _______________Солодуха Е.Г. «___» ____________ 2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Мир вокруг нас»
Возраст дошкольников: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Чупракова Татьяна Юрьевна
Митаева Гульназ Галимзяновна
(воспитатели старшей группы №2)
Москва
2017
Оглавление
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий 4
Содержание учебно-тематического плана 7
Календарно-тематический план 8
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа содержит темы занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста. Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Занятия направлены на развитие личности ребенка в целом ( умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в коррекции отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.
Направленность программы: социально – педагогическая.
Уровень освоения программы: ознакомительный
Актуальность прогнозирование программы состоит в том, что такая программа позволит максимально помочь детям освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же расширить кругозор, познакомить с разновидностями растительного и животного мира, создать условия для формирования любви к природе, родному краю. Формы работы подобраны таким образом, чтобы дети могли приблизиться к более естественным видам деятельности: игре, общению с взрослыми, сверстниками, беседе, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию и т.д. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие.
Занятия построены согласно временам года.
Каждое занятие в данной программе по своей структуре делится на две части. В первой части занятия происходит теоретическое ознакомление с запланированными темами и повторение изученного ранее материала с использованием многочисленного наглядного материала — открыток, плакатов, слайдов, загадок, кроссвордов.
Вторая часть — практическая. Дети правильно учатся общаться с природой и заботиться о ней, получают практический опыт ухода за растительным и животным мира.
Цель и задачи программы
Цель программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.
Задачи программы:
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
- Способствовать формированию у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого человека.
- Развивать в детях познавательный интерес к миру природы с помощью экспериментально – поисковой деятельности.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Методы работы: беседы, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, игровые ситуации, наблюдения, экскурсии, занятия - путешествия, исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты.
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Иметь представление о родном крае.
Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами
Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1год
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма занятий подгрупповая (2 подгруппы), 2 раза в неделю, 2 часа в неделю, 72 часа в год, предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Продолжительность занятий:
Дети (5-6 лет) - 25мин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Дети 5-6 лет
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| ||||
1 | Золотая осень | 1 | 0,7 | 0,3 |
2 | Что такое природа? Живая и неживая природа. | 1 | 1 | 0 |
3 | Цветы на участке осенью | 1 | 0,7 | 0,3 |
4 | Что нам осень подарила | 1 | 1 | 0 |
5 | Ходит капелька по кругу | 1 | 0,7 | 0,3 |
6 | Эти удивительные насекомые | 1 | 0,7 | 0,3 |
7 | Во саду ли в огороде (винегрет) | 1 | 0,3 | 0,7 |
8 | Грибное царство | 1 | 1 | 0 |
9 | Как выращивают хлеб? | 1 | 1 | 0 |
10 | Кто нам хлеб растит | 1 | 1 | 0 |
11 | Домашние птицы | 1 | 1 | 0 |
12 | Лекарственные растения средства оздоровления организма человека | 1 | 1 | 0 |
13 | Путешествие с капелькой | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Солнце — большая звезда | 1 | 1 | 0 |
15 | Птицы на юг улетают | 1 | 1 | 0 |
16 | Как звери к зиме готовятся | 1 | 1 | 0 |
17 | Ветер, ветер, ты могуч… | 1 | 0,7 | 0,3 |
18 | Планета в опасности | 1 | 0,7 | 0,3 |
19 | Дуб и сосна | 1 | 0,7 | 0,3 |
20 | На прогулку в зоопарк | 1 | 1 | 0 |
21 | Домашние животные | 1 | 0,7 | 0,3 |
22 | Природа и человек | 1 | 1 | 0 |
23 | «Волшебная льдинка» опыт | 1 | 0,3 | 0,7 |
24 | Обобщающее занятие «Осень» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| ||||
25 | В гости к зиме | 1 | 1 | 0 |
26 | Кто как зимует? | 1 | 1 | 0 |
27 | Жизнь птиц зимой | 1 | 0,7 | 0,3 |
28 | Зимующие птицы | 1 | 1 | 0 |
29 | Как звери проводят зиму в лесу? | 1 | 1 | 0 |
30 | Хищные животные | 1 | 1 | 0 |
31 | Кто главный в лесу? | 1 | 1 | 0 |
32 | Дикие животные | 1 | 1 | 0 |
33 | В Царстве Снежной королевы | 1 | 0,7 | 0,3 |
34 | Мы – друзья природы | 1 | 0,7 | 0,3 |
35 | Экскурсия в зимний парк | 1 | 0 | 1 |
36 | Вода в природе. Простейшие свойства воды | 1 | 0,5 | 0,5 |
37 | Первые шаги в космосе | 1 | 0,7 | 0.3 |
38 | Новый год у ворот | 1 | 1 | 0 |
39 | Комнатные растения | 1 | 0,5 | 0,5 |
40 | Февраль последний месяц зимы. Изменение в природе поздней зимой | 1 | 1 | 0 |
41 | «Полезные витамины» | 1 | 0,7 | 0,3 |
42 | Животные Севера | 1 | 0,7 | 0,3 |
43 | Животные жарких стран | 1 | 1 | 0 |
44 | Я - Человек | 1 | 0,7 | 0,3 |
45 | Первые сосульки | 1 | 1 | 0 |
46 | Взаимосвязь погоды и основных явлений природы | 1 | 1 | 0 |
47 | «Мороз-удивительный художник» | 1 | 0,5 | 0,5 |
48 | Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?» | 1 | 1 | 0 |
| ||||
49 | Весна пришла | 1 | 1 | 0 |
50 | Международный женский день | 1 | 0,5 | 0,5 |
51 | Март первый весенний месяц | 1 | 1 | 0 |
52 | Здравствуй, маленький цветок! | 1 | 0,7 | 0,3 |
53 | Возвращение перелетных птиц | 1 | 0,7 | 0,3 |
54 | Дикие животные в весенний период | 1 | 1 | 0 |
55 | Кто живет в воде? Что растет в воде? | 1 | 1 | 0 |
56 | Огород на подоконнике | 1 | 0,5 | 0,5 |
57 | Красная книга — сигнал опасности | 1 | 0,7 | 0,3 |
58 | Насекомые весной | 1 | 0,7 | 0,3 |
59 | «Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов) | 1 | 0,7 | 0,3 |
60 | Развлечение «Синичкин праздник» | 1 | 0,5 | 0,5 |
61 | Воздух вокруг нас | 1 | 0,5 | 0,5 |
62 | Как пчелки переносят пыльцу? | 1 | 1 | 0 |
63 | Путешествие по планете | 1 | 1 | 0 |
64 | Как маскируются животные? | 1 | 1 | 0 |
65 | Обитатели подземного царства | 1 | 1 | 0 |
66 | Путешествие в подводное царство | 1 | 1 | 0 |
67 | Кладовая Земли (камни, песок, глина) | 1 | 1 | 0 |
68 | Экскурсия в весенний парк | 1 | 0,3 | 0,7 |
69 | «Отдых на природе» (о правилах поведения в природе) | 1 | 1 | 0 |
70 | Впереди лето | 1 | 1 | 0 |
71 | Обобщающее занятие «Весна» | 1 | 1 | 0 |
72 | Итоговое занятие: «Наш общий дом» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего | 72 |
Содержание учебно-тематического плана
Расширение кругозора детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие познавательного интереса к природной и социальной среде, формирование начала экологической культуры, детей умения ставить задачи, делать выводы, анализировать свои наблюдения;
развитие коммуникативных качеств ребенка; способствование формированию у детей дисциплинированности, терпения, аккуратности, любви к природе.
Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Календарно-тематический план
Первый год обучения (5-6лет)
№ заня-тия | Кол-во учеб-ных часов | Тема занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1 | 1 | Золотая осень | Беседа, заучивание стихов и пословиц, приметы осени | Наблюдение на прогулке за явлениями природы (ветер, дождь, смена цветового колорита листьев и их опадание). |
2 | 1 | Что такое природа? Живая и неживая природа. | Беседа, показ иллюстраций | |
3 | 1 | Цветы на участке осенью | Рассказ, разъяснение | Наблюдение, сбор семян |
4 | 1 | Что нам осень подарила | Беседа, показ иллюстраций, чтение | Наблюдение за сбором урожая на огороде детского сада, за деревьями, за осенними изменениями на участке, дидактические игры "Чудесный мешочек", "Что где растет?", "Сбор урожая". Лепка "Овощи на тарелке". |
5 | 1 | Ходит капелька по кругу | Беседа, показ видео | |
6 | 1 | Эти удивительные насекомые | Беседа, показ иллюстраций, стихов, загадок | Наблюдение за жизнью насекомых |
7 | 1 | Во саду ли в огороде (винегрет) | Беседа, объяснение | Приготовление винегрета |
8 | 1 | Грибное царство | Рассказ, показ видео | Игры « За грибами и за ягодами», « Компот из садовых ягод» |
9 | 1 | Как выращивают хлеб? | Беседа, показ иллюстраций, чтение | |
10 | 1 | Кто нам хлеб растит | Беседа, показ иллюстраций, чтение | |
11 | 1 | Домашние птицы | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
12 | 1 | Лекарственные растения средства оздоровления организма человека | Беседа, показ иллюстраций, чтение | |
13 | 1 | Путешествие с капелькой | Рассказ, картинки и изображением воды в природе. Карта-схема поступления воды в каждый дом | Игры «Что может делать вода?», «Скажи наоборот», «Какой сок?» |
14 | 1 | Солнце — большая звезда | Беседа, чтение детской энциклопедии, показ иллюстраций | |
15 | 1 | Птицы на юг улетают | Беседа, показ иллюстраций, чтение загадок | |
16 | 1 | Как звери к зиме готовятся | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
17 | 1 | Ветер, ветер, ты могуч… | Беседа, картинки с изображением спокойного и бушующего моря | Игры «Куда дует ветер?», «Помоги кораблику найти путь домой» |
18 | 1 | Планета в опасности | Беседа, картины с изображением планеты цветущей и загрязненной, источников загрязнения, загадки | Игры « Необычное путешествие по карте» |
19 | 1 | Дуб и сосна | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | Игра "С какого дерева листок?" |
20 | 1 | На прогулку в зоопарк | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов | Игра "Детки в клетке" |
21 | 1 | Домашние животные | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | Наблюдение за кошкой |
22 | 1 | Природа и человек | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
23 | 1 | «Волшебная льдинка» опыт | Беседа, показ, разъяснение | Опыт с водой |
24 | 1 | Обобщающее занятие «Осень» | Беседа об осени | Выпуск стенгазеты, изготовление поделок из природного материала |
25 | 1 | В гости к зиме | Беседа, показ иллюстраций, приметы зимы | |
26 | 1 | Кто как зимует? | Беседа, показ иллюстраций с изображениями животных летом и зимой | Игры «Где чей хвост?», «Кто где живет?» |
27 | 1 | Жизнь птиц зимой | Беседа, показ иллюстраций с изображениями птиц | Изготовление кормушек для птиц |
28 | 1 | Экспедиция на Север | Беседа, показ иллюстраций, чтение | Сюжетно-ролевая игра "На Северном полюсе" (используются карточки-схемы для передвижения в поисках еды, пищи, спасения животных...). Фокус-покус "Танцующие кнопки". Действие магнита на металлические предметы |
29 | 1 | Как звери проводят зиму в лесу? | Беседа, показ иллюстраций, альбомов на тему: "Животные зимой" | |
30 | 1 | Хищные животные | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
31 | 1 | Кто главный в лесу? | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
32 | 1 | Дикие животные | Беседа, показ иллюстраций, чтение, стихи, загадки | |
33 | 1 | В Царстве Снежной королевы | Беседа, иллюстрации с изображением различных снежинок | Игры «Найди одинаковые снежинки». Изобразительная деятельность оригами «Снежинки». |
34 | 1 | Мы – друзья природы | Рассказ, картины с изображением обитателей леса, стихи, загадки, карточки с изображением разного поведения животных в лесу | Игры «Кто где живет?», «Делать этого нельзя – знаешь ты, и знаю я…». |
35 | 1 | Экскурсия в зимний парк | Наблюдение за зимним пейзажем, изменениями в природе | |
36 | 1 | Вода в природе. Простейшие свойства воды | Рассматривание иллюстраций о воде и различных водоемах | Наблюдение в природе за осадками, сезонными явлениями. Игра-опыт "Снежный колобок" (превращение снега в воду) |
37 | 1 | Первые шаги в космосе | Беседа, показ иллюстраций, чтение детской энциклопедии | На прогулке наблюдение за небом, появлением луны, звезд. Игровое упражнение "Планеты-кометы". Дидактическое упражнение "День-ночь", подвижная игра "Совушка-сова" |
38 | 1 | Новый год у ворот | Беседа "История праздника Новый год", чтение стихов и сказок на новогоднюю тематику | Просмотр презентации "Великий Устюг - резиденция Деда Мороза", изготовление новогодней игрушки |
39 | 1 | Комнатные растения | Рассказ, открытки с комнатными растениями | Игры «Отгадай ,что за растение», «Где спрятано растение?». Работа в уголке природы (рыхление, полив, уход за растениями) |
40 | 1 | Февраль последний месяц зимы. Изменение в природе поздней зимой | Беседа, показ иллюстраций, чтение, стихов | |
41 | 1 | «Полезные витамины» | Беседа о пользе овощей и фруктов, показ иллюстраций | Рисование на тему: «Витамины на грядке» |
42 | 1 | Животные Севера | Беседа о животных Антарктиды, рассматривание глобуса и карты земной поверхности | Просмотр презентации о Севере |
43 | 1 | Животные жарких стран | Беседа о животных Африки, рассматривание глобуса и карты земной поверхности. | |
44 | 1 | Я - Человек | Беседа, иллюстрации с изображением различных уголков природы | Игры «Возможности человека», «природа и человек» |
45 | 1 | Первые сосульки | Беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций, стихов, загадок | |
46 | 1 | Взаимосвязь погоды и основных явлений природы | Иллюстрации основных явлений природы (дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад…) | |
47 | 1 | «Мороз-удивительный художник» | Беседа, показ техники рисования узора | Рисование красками «Узоры на окне» |
48 | 1 | Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?» | Беседа о зиме | Фотоотчет |
49 | 1 | Весна пришла | Беседа, показ иллюстраций, чтение, приметы весны | |
50 | 1 | Гости на клумбе | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений | Викторина «Кто больше назовет комнатных растений?», Игра «Узнай по описанию» |
51 | 1 | Март первый весенний месяц | Беседа, показ иллюстраций, рассматривание картин о весне, чтение стихотворений, стихов, загадок | |
52 | 1 | Здравствуй, маленький цветок! | Беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций, стихов, загадок | |
53 | 1 | Возвращение перелетных птиц | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок | Наблюдение за птицами |
54 | 1 | Дикие животные в весенний период | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок | |
55 | 1 | Кто живет в воде? Что растет в воде? | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок | |
56 | 1 | Огород на подоконнике | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | Наблюдение и уход за растениями |
57 | 1 | Красная книга — сигнал опасности | Рассказ, картины с изображениями животных и растений из Красной книги | Экологическая игра «Растения и животные Красной книги» |
58 | 1 | Насекомые весной | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | Наблюдение за насекомыми |
59 | 1 | «Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | Оригами «Кораблик». Запуск бумажных корабликов |
60 | 1 | Развлечение «Синичкин праздник» | Предварительная работа: заучивание стихов, знакомство с народными приметами | Развлечение «Синичкин праздник» |
61 | 1 | Воздух вокруг нас | Рассказы из личного опыта «Воздух-помогайка» | Опыты с воздухом: «Пузырьки в стакане» (чем дышит человек: вдох-выдох). На прогулке наблюдение за ветром (использовать вертушку, ловушку для ветра) |
62 | 1 | Как пчелки переносят пыльцу? | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
63 | 1 | Путешествие по планете | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
64 | 1 | Как маскируются животные? | Рассказ, картины с изображением леса и зверей, которые в нем обитают, загадки | |
65 | 1 | Обитатели подземного царства | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | |
66 | 1 | Путешествие в подводное царство | Рассказ, иллюстрации с изображением животных, обитающих в воде. Набор картинок с живой и неживой природой | Игра «Рыбаки» Изобразительная деятельность: рисование «Подводный мир» |
67 | 1 | Кладовая Земли (камни, песок, глина) | Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок | Опыт «Фильтрация воды» (сравнение свойств песка и глины), «Умная галька» (как камни повышают уровень воды). На прогулке найти камешек необычной формы, цвета для изготовления поделок в группе |
68 | 1 | Экскурсия в весенний парк | Беседа, чтение стихов, загадок | Наблюдение за весенними явлениями в природе |
69 | 1 | «Отдых на природе» (о правилах поведения в природе) | Беседа о правилах поведения на природе | |
70 | 1 | Впереди лето | Беседа о правилах поведения в лесу, у водоемов | |
71 | 1 | Обобщающее занятие «Весна» | Беседа о весне | Фотоотчет |
72 | 1 | Итоговое занятие «Земля наш общий дом» | Беседа | Фотоотчет, изготовление стенгазеты |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика детей старшего возраста по разделу программы
"Мир вокруг нас"
Животные
Диагностические методики
Материал: картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическая игра "Зоологическое лото", модели понятий "птицы", "звери", "рыбы", "насекомые", "животные". Беседа по картинкам.
• Кто это? Составь группы "звери", "птицы", "рыбы", "насекомые". Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, даёт развёрнутые объяснения (например, все рыбы живут в воде; у всех есть плавники, хвост; дышат жабрами; покрыты чешуёй; рабы откладывают икринки и т. д.)
• Ребёнок составляет группы животных, называет отдельные признаки разных групп животных.
• Ребёнок составляет группы животных.
• Ребёнку предлагаются картинки с изображением цапли, крота, сома, стрекозы. Где живёт? Чем питается? Где и как добывает корм? Как передвигается? Как приспосабливается к сезонным изменениям? Как спасается от врагов?
• Ребёнок отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
• Ребёнок не справляется с заданием или справляется частично.
3. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, комментирует свои действия рассказом (например, сначала рыба откладывает икринки, потом из икринок появляются головастики, потом головастики вырастают, у них появляется хвост и плавники - ещё немного времени и они становятся рыбками).
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Ребёнок не справляется с заданием.
4. Можно ли отнести животных к живым существам? Почему?
• Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (например, заяц растёт, питается, двигается, дышит, даёт потомство).
• Ребёнок называет 2 признака живого.
• Ребёнок называет 1 признак живого
• Что происходит с животными (медведь, ёж, заяц, лиса, волк, белка) зимой? Почему это происходит?
• Ребёнок даёт полный, развёрнутый ответ (например, насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелётные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери - лиса, волк, заяц - линяют, у них вырастает тёплая шерсть, изменяется её окраска; это спасает их от холода и от врагов; белка, ёж запасают корм впрок; медведь, ёж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают).
• Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.
• Не справляется с заданием или называет отдельные связи.
• Найди модели к группам животных "птицы", "рыбы", "звери", "насекомые".
• Ребёнок из общего числа моделей, относящихся к основным группам животных, собирает определённые группы.
• Справляется с заданием с помощью взрослого.
• Не справляется с заданием.
Растения
Диагностические методики
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли; модели понятий "травы", "кустарники", "деревья", "растения", "живая природа", "неживая природа". Беседа по картинкам.
• Ребёнку предлагается назвать растение, а также место его произрастания (цветник, огород, луг, лес, поле, комната).
• Ребёнок правильно называет все растения, а также верно указывает место их произрастания.
• Ребёнок не знает названий некоторых растений; неверно указывает места произрастания некоторых растений.
• Ребёнок не знает многих названий растений; не знает мест произрастания растений.
• Д/игра "Путаница". Задания:
расположи части растения правильно;
почему части растения нужно расположить именно так?
зачем растению листья, стебель, корни, цветки, плоды?
• Ребёнок имеет чёткие представления о строении растений; объясняет, почему именно так должны располагаться части растений; рассказывает о функциях листьев, стебля, корня и т. д.
• Ребёнок называет части растений; рассказывает о функциях некоторых частей растения.
• Ребёнок называет части растений.
• Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
• Ребёнок верно выполняет задание, комментирует свои действия рассказом.
• Ребёнок выполняет задание с помощью воспитателя.
• Выполняет задание неверно.
4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
• Рассказывает обо всех потребностях растений (влага, свет, тепло, воздух).
• Называет некоторые потребности растений.
• Называет одну потребность.
• Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги?
• Верно называет растения.
• Ошибается, но самостоятельно исправляет ошибки.
• Не справляется с заданием.
• Что бывает с растениями осенью? Почему это происходит?
• Ребёнок даёт полный правильный ответ (например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идёт снег. Деревья и кустарники сбросили листья, завяли травы; в земле остались корни растений, из которых вырастут новые растения).
• Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.
• Не справляется с заданием.
• Можно ли отнести растения к живым существам? Почему?
• Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (растение дышит, питается, растёт, размножается).
• Ребёнок называет 2 признака живого.
• Ребёнок называет 1 признак живого.
• Детям предлагается картинки с изображением растений расположить по группам: "травы", "деревья", "кустарники".
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием.
• Ребёнок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
Схема изучения знаний о неживой природе
Воздух
Фамилия, имя ребёнка | 1.Представления о свойствах воздуха | 2.Представления о ветре | 3.Представления о вреде и пользе ветра | 4.Умение обнаружить ветер | 5.Представления о роли ветра в жизни растений |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Диагностические методики
Опыт с пакетом. Что в пакете? Какой воздух?
• Ребёнок говорит, что в пакете воздух и называет свойства воздуха: прозрачный, невидимый, воздух везде, мы им дышим.
• Называет не все свойства.
• Называет одно свойство.
Что такое ветер?
• Ребёнок самостоятельно даёт точный ответ: движение воздуха.
• Даёт ответ с помощью воспитателя.
• Не знает ответа на вопрос.
В чём польза и вред ветра? Как называется сильный ветер?
• Ребёнок даёт чёткий и ясный ответ: надувает паруса, вертит крылья мельницы, разгоняет тучи и т. д.; разрушает дома, ломает деревья и т. д.
• Самостоятельно называет 2-3 пункта, далее справляется с заданием с помощью взрослого.
• Самостоятельно не отвечает на вопросы, справляется с заданием с помощью иллюстративного материала.
Как можно обнаружить ветер?
• Ребёнок самостоятельно отвечает на вопрос: посмотреть на макушки деревьев, по флюгеру и т. д.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого.
• Справляется с заданием с помощью иллюстраций.
Как ветер помогает растениям?
• Самостоятельно рассказывает, что переносит семена растений.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.
• Справляется с заданием, используя иллюстрации.
Фамилия, имя ребёнка | 1.Представления о свойствах воды | 2.Представления о роли воды в жизни растений, животных, человека. | 3.Представления о том, зачем воздух нужно беречь. |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Вода
Диагностические методики.
Что такое вода? Вода какая?
• Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.
• Называет не все свойства.
• Называет несколько свойств.
Кому нужна вода и зачем?
• Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.
• Справляется с заданием с помощью иллюстраций.
Что загрязняет воздух? Нужно ли беречь воздух?
• Ребёнок самостоятельно даёт верные ответы: выхлопные газы, дым заводов, фабрик; чтобы дышать чистым воздухом и не болеть.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя и иллюстраций.
• Затрудняется ответить на вопросы.
Почва
Фамилия, имя ребёнка | 1.Представления об обитателях почвы, их роли в её формировании. | 2.Представления о значении почвы в жизни растений. |
|
| |
|
| |
|
|
Диагностические методики.
Что такое почва? (Верхний слой земли). Кто живёт в почве? (Дождевые черви). Как они помогают почве? (Рыхлят её).
• Ребёнок отвечает на все три вопроса; приводит примеры из личного опыта.
• Ребёнок не может ответить на первый вопрос.
• Отвечает на последние два вопроса с помощью иллюстративного материала.
Зачем растениям нужна почва? (из неё растения получают необходимые питательные вещества).
• Ребёнок знает ответ на вопрос.
• Отвечает на вопрос с помощью воспитателя.
• Не справляется с заданием.
Уровни освоения программы.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и сезонными изменениями. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.
СРЕДНИЙ - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки. Знает некоторые признаки живого. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
НИЗКИЙ - Ребёнок различает большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
- О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
- Журнал «Дошкольное воспитание» 12/96
- О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
- Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.
- Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-6 лет».
- А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!».
- И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ».
- Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа "Природа вокруг нас"
Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет. В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения. Программа « Природа вокруг нас» адресов...
Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Италию
Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, развитию умения работать в команде, развитию познавательного интереса....
Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Грецию"
Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умения работать в команде, развитию познавательного интереса....
Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Китай
Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умения работать в команде, развитию познавательного интереса....
Конспект занятия к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Бразилию
Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умение работать в команде, развитию познавательного интереса....
"Времена года в стихах и загадках". По программе «Природа вокруг нас».
Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействии, существующие между сложными явлениями окружающей действите...
Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному разв...