Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляется в сочетании с первоначальными знаниями такого предмета как география.
В современном обществе объем информации, вызывающей интерес у дошкольников, стремительно возрастает. У детей дошкольного возраста присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления, их всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы.Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokrug_sveta.docx | 72.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «РУЧЕЕК»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Вокруг света»
Уровень освоения – ознакомительный
Возраст обучающихся: 5–7 лет
срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Иванова Наталья Александровна,
воспитатель
Мичуринск, 2020
БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляется в сочетании с первоначальными знаниями такого предмета как география.
В современном обществе объем информации, вызывающей интерес у дошкольников, стремительно возрастает. У детей дошкольного возраста присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления, их всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы.
Актуальность программы.
Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. Поэтому на дошкольном этапе развития очень важно помочь детям в доступной и занимательной форме познакомиться с основными свойствами предметов, веществ, явлений окружающей нас среды, растениями и животными, с краем, в котором мы живем, научить видеть взаимозависимость природных явлений и взаимосвязь всех стран между собой.
В своей работе с воспитанниками решила изучение окружающего мира разнообразить изучением основ географии. География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, захватывающими историями о путешествиях.
Педагогическая целесообразность.
Изучая основы географии, у дошкольников формируется стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. География открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание. Развивается умение пользоваться картами, глобусом формируется логическое, проектное мышление.
Дошкольники учатся воспринимать и анализировать информацию, сравнивать, обобщать, расширяют свой кругозор.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность изучения географии, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников.
Адресат программы.
Программа предназначена для дошкольников старшего (5 – 6 лет) и подготовительного к школе возраста (6 - 7 лет)
Количество обучающихся. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 6-10 человек.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы: 2 года (сентябрь-май)
Объём программы: 72 часа.
Общее количество часов в год – 36 часов.
Формы и режим занятий.
Режим занятий: 1 образовательная ситуация в неделю, во второй половине дня,
продолжительностью 1 год обучения (старшая группа): 25 минут;
2 год обучения (подготовительная группа): 30 минут.
Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповая, индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа,занятие-экспериментирование,занятие-путешествие,викторина.
Особенности организации образовательного процесса.
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации. На втором году обучения делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников.
Взаимодействие с родителями.
Условием для успешной реализации программы является активное взаимодействие с родителями через следующие формы работы:
информирование родителей о содержании дополнительной образовательной деятельности кружка «Вокруг света», о достижениях и интересах воспитанников;
- проектная деятельность;
- консультационная помощь «Академия для родителей» по вопросам познавательного развития ребенка;
- совместные досуги и мероприятия;
- совместные экскурсии и целевые прогулки;
- совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках;
- игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в работе кружка «Вокруг света», предполагают установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
1.2. Цель программы
Цель: развитие познавательной активности дошкольников, элементарных естественнонаучных представлений в процессе обучения основам географии.
1.3.Содержание программы
1-й год обучения
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу;
- познакомить с глобусом, географической картой мира, с компасом;
- расширить представления о сторонах света, о явлениях природы,
- учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата на жизнеспособность флоры и фауны;
- познакомить с материками, научить определять расположение материков на карте;
- познакомить с водной стихией: морями и океанами, отличительными особенностями, животным и растительным миром подводного царства;
- формировать элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Развивающие:
- развивать представления о единстве окружающего мира;
- развивать познавательную активность, любознательность,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
- развивать коммуникативные навыки
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Учебный план
1 год обучения (старшая группа)
№ п/п | Названия раздела/темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | прак-тика | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | Диагностика Опрос | |
1. | Раздел 1.«Земной шар» | ||||
1.1. | Разбудит завтра вас петух (прошлое – настоящее - будущее) | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
1.2. | Крутится шар голубой (представления о солнце, небе, земле в прошлом и настоящем) | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос Практическое задание |
1.3. | День и ночь | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
1.4. | Век, неделя, месяц, год - почему так? Кто поймет? (что такое календарь) | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос Практическое задание. |
1.5. | На сердечко листик тополя похож (сезоны на земле и причины их смены) | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
1.6. | Лес неразгаданных загадок (сезонная жизнь животных) | 1 | 0,5 | 0,5 | Тематические кроссворды |
6 | 3 | 3 | |||
2. | Раздел 2. «План местности» | ||||
2.1. | Что такое план местности? | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
2.2. | Что в путешествии нужно? (что такое север-юг) | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
2.3. | Что такое глобус? | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
2.4. | Карта | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
2.5. | Ориентировка на местности | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
5 | 2,5 | 2,5 | |||
3. | Раздел3. «Погода и климат» | ||||
3.1. | Что такое природа. Живая и неживая природа | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
3.2. | Какая погода – расскажет природа (погода, климат) | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос Практическое задание |
3.3. | Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
3.4. | Явление природы. Почему идет дождь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос Практическое задание. |
3.5. | Как рождаются облака? | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
3.6. | Почему идет снег? | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
6 | 3 | 3 | |||
4. | Раздел4. «Водная стихия» | ||||
4.1. | Самый большой «Тихий океан», самый маленький «Северно-ледовитый океан» | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
4.2. | Самый соленый «Атлантический океан» | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос. Практическое задание. |
4.3. | Самый теплый «Индийский океан» | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
4.4. | Цветные моря на планете | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
4.5. | Путешествие в подводный мир: Кто в воде живет? Что в воде растет? | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
6 | 3 | 3 | |||
5. | Раздел 5. «Материки» | ||||
5.1. | Что такое материк. | 1 | - | 1 | Устный опрос |
5.2. | Самый большой материк-Евразия Царство растений Кто в лесу живет? | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
5.3. | Австралия | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
5.4. | Путешествие по Северной Америке | 2 | 1 | 1 | Устный опрос Практическое задание |
5.5. | Путешествие по Южной Америке | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос Практическое задание |
5.6. | Путешествие в Африку | 2 | 1 | 1 | Устный опрос Практическое задание |
5.7. | Путешествие в Антарктиду | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос Практическое задание |
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Диагностика Квест-путешествие | |
12 | 5 | 7 | |||
ИТОГО: | 36 | 18 | 18 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Теория: Понятие: География – это наука о земном шаре и процессах происходящих на нём, кто такие «путешественники» и чем они занимаются.
Раздел 1. «Земной шар»
Тема 1.1. «Разбудит завтра вас петух (прошлое-настоящее-будущее)»
Теория: Основные понятия: «было–стало-будет», «вчера-сегодня-завтра»,«прошлое-настоящее-будущее», «история», «птица».
Практика: Логическое задание «На что похоже» на развитие воображения, на знакомство с травами (подорожник, чистотел, укроп огородный), на отработку понятий «было – стало - будет».
Тема 1.2. «Крутится шар голубой»
Теория: Основные понятия: «земля-шар», «солнце», «небо», «дождь», «радуга».
Практика: Логическая игра «Парочки» (земля-блин или шар?)на закрепление понятий темы. Эксперимент «Поймай ветерок», «Воздух имеет вес» на ознакомление с физическими свойствами воздуха, на закрепление знаний о небе, воздухе. Игра с картинками «Перепутанница».
Тема 1.3. «День-ночь»
Теория: Зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнца
Практика: Экспериментирование «День-ночь», Д/игра «Ассоциации»
Тема 1.4. «Век, неделя, месяц, год - почему так? Кто поймёт? (что такое календарь)»
Теория: Основные понятия: «век», «год», «месяц», «неделя», «сутки», «утро»,«день», «вечер», «ночь», «календарь»
Практика: Веселые загадки.Игра по таблице«век-год-месяц-неделя»на развитие внимания. Изготовление лебедя-оригами из цветной бумаги на закрепление знаний дней недели, цветов радуги.
Тема 1.5. «На сердечко листик тополя похож (сезоны на земле и причины их смены)»
Теория: Основные понятия: «сезоны», «осень», «зима», «весна», «лето», «листья деревьев», «крона», «ствол», «корни», «планета Земля».
Практика: Практическая работа «По пеньку определи дерево»на умение выделять основные признаки предметов, цвет, величину, на закрепление понятий «год», «было-стало-будет». Игра «Что не так?»
Тема 1.6. «Лес неразгаданных загадок (сезонная жизнь животных)»
Теория: Основные понятия: «семья», «дикие животные», «хищники»,«травоядные», «ночные», «жилище».
Практика: Творческое задание«Лес неразгаданных загадок».Творческое задание по группам «Придумай зверя-головоломку».
Раздел 2. « План местности»
Тема 2.1. «Что такое план местности?»
Теория: Основные понятия: план, масштаб, рисунок, условные знаки плана местности.
Практика :создание плана местности, используя условные знаки.
Тема 2.2 «Что в путешествии нужно? (что такое север-юг)»
Теория : Основные понятия: «север-юг», «экватор», «полюс», «полушарие», «вверх-вниз», «вправо-влево», «жилище», «анкета», «адрес».
Практика: Сказка-игра «Верблюд заблудился». Обучение составлению плана двора (северная и южная стороны двора)
Тема 2.3. « Что такое глобус?»
Теория: понятие о «модели Земли», рассмотреть глобус, выяснить, какой цвет, что обозначает, закрепление знаний о том, что Земля имеет форму шара.
Практика: Д/игра «Найди на глобусе»
Тема2.4. «Карта»
Теория: Понятие: географическая карта, изображение местности в уменьшенном масштабе,
Какой цвет, что обозначает на физической карте.
Практика: Д/игра «Собери карту»
Тема2.5 «Ориентировка на местности»
Теория: Понятие ориентировка на местности, умение пользоваться компасом.
Практика: Ориентировка по звездам, ориентировка по деревьям.
Раздел3. « Погода и климат»
Тема3.1. « Что такое природа. Живая и неживая природа»
Теория :Что нас окружает (разнообразие природы).
Общие признаки объектов живой и неживой природы
Практика: Просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое – неживое»
Тема 3.2. « Какая погода – расскажет природа (погода, климат)»Теория: Представление о климате и погоде, что климат на Земле не одинаков. причинах, влияющих на погоду и климат.
Практика : Экспериментальная деятельность: определение температуры воздуха при помощи термометра.
Тема 3.3. « Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды»
Теория: знания, что такое погода, температура ,термометр, явления погоды.
Практика: Д/и«Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду» Измерение температуры воздуха и направления ветра.
Тема 3.4. «Явление природы. Почему идет дождь»
Теория: Представление о природном явлении – дождь.
Практика: Дидактическая игра «Капельки и тучки». Экспериментальная деятельность «Откуда берется дождик?»
Тема 3.5. « Как рождаются облака?»
Теория: Представления о природе: что такое облако, туча, как они появляются
Практика: Опыт «Делаем облако»
Тема 3.6. «Почему идет снег?»
Теория: Представление о природных явлениях (снег, мороз), их взаимосвязи друг с другом.
Практика: Д/игра «Какой снег?», «Что снег может делать?» Опыты со снегом.
Раздел 4. «Водная стихия»
Тема 4.1.«Самый большой «Тихий океан», самый маленький «Северно-ледовитый океан»
Теория: представления о нашей планете, материках и океанах. Беседа «Почему «Тихий» океан», Беседа «Почему ледовитый океан»
Практика: Д/игра «Океан - суша», «Моржи»
Тема 4.2. « Самый соленый «Атлантический океан»
Теория: Беседа «Почему самый солёный океан »
Практика: Игра «Океаны волнуются».
Тема 4.3. «Самый теплый «Индийский океан»
Теория: Представления о нашей планете, материках и океанах;
Беседа «Почему самый тёплый океан».
Практика: Д/игра «Океан - суша»
Тема 4.4. « Цветные моря на планете»
Теория: Знакомство с цветными морями, их местонахождением, отличительными особенностями.
Практика: Экспериментальная деятельность «От чего зависит цвет моря»
Тема 4.5. «Путешествие в подводный мир. Кто в воде живет? Что в воде растет?»
Теория: представление о море, как экосистема (в моря впадают реки, вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ,
Практика: Экспериментальная деятельность «Определи воду (морская, пресная)», «В морской воде плавать легко»
Раздел 5. «Материки»
Тема 5.1.«Что такое материк»
Теория: элементарные представления о материках Земли.
Практика: Экспериментальная деятельность ,д/и «Кругосветное путешествие».
Тема 5.2. «Самый большой материк-Евразия
Царство растений. Кто в лесу живет?»
Теория: Знакомство с континентом Евразия, с его жителями, растительном и животном мире.
Практика: Д/и «Я знаю!»
Тема 5.3. «Австралия»
Теория: Знакомство с Австралией как с материком, об особенностях географического расположения, о растениях и животном мире Австралии.
Практика: Подвижная игра “Кенгуру”, игры с картой “ Волшебная география”.
Тема 5.4.«Путешествие по Северной Америке»
Теория: представление об особенностях географического положения Северной Америки; о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Практика: Д/и «Рассели животных», Игры с картой “ Волшебная география»
Тема 5.5. « Путешествие по Южной Америке»
Теория: представление об особенностях географического положения Южной Америки; представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Практика: Подвижная игра «Кактусы» Д/и «Я назову, а ты отгадай»
Тема 5.6. «Путешествие в Африку»
Теория :представления об особенностях географического положения Африки; о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания
Практика: Экспериментальная деятельность, творческая деятельность «Составляем африканский ландшафт»
Тема 5.7. « Путешествие в Антарктиду»
Теория: представления об особенностях географического положения Антарктиды, о связях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Практика: Экспериментальная деятельность, художественное творчество «Животные Антарктиды»
Итоговое занятие «Квест-путешествие по земному шару»
Практика: Закрепление имеющих знаний в игре.
Содержание программы
2-й год обучения
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления о сторонах света, о явлениях природы.
- продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата на жизнеспособность флоры и фауны;
- продолжать знакомить с географической картой мира, материками, нашей страны;
- познакомить с жизнью земной коры: горы, вулканы, землетрясения;
- познакомить со странами мира, их культурой, традициями, растительным и животным миром, достопримечательностями, индивидуальными особенностями;
- познакомить с природными богатствами земли.
Развивающие:
- продолжать развивать представления о единстве окружающего мира;
- продолжать развивать познавательную активность, любознательность,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- продолжать развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- продолжать развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать навыки культуры общения и поведения;
- воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Учебный план
2 год обучения (подготовительная группа)
№ п/п | Названия раздела/темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | прак-тика | |||
Вводное занятие | 1 | 0,7 | 0,3 | Диагностика. Опрос | |
1. | Раздел 1. «Жизнь земной коры» | ||||
1.1. | Земля – планета Солнечной системы. Происхождение Земли Формирование Вселенной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
1.2. | Горы. Происхождение гор на земле. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
1.3. | Вулканы,гейзеры,горячие источники. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос. Практическое задание |
1.4. | Землетрясения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос. Практическое задание |
1.5. | Торнадо и цунами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос. Практическое задание |
5 | 2,5 | 2,5 | |||
2. | Раздел 2. « Путешествие по странам мира» | Устный опрос | |||
2.1. | Части света. | 1 | 0,7 | 0,3 | Тематические кроссворды |
2.2. | Европа. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.3. | Россия - самое большое государство в мире. Москва-столица нашей родины. Рождение города. Красная площадь ,Кремль. Животный и растительный мир России. | 2 | 1,5 | 0,5 | Устный опрос. Тематические кроссворды |
2.4. | Царство растений и животных Европы. | 1 | 0,7 | 0,3 | Тематические кроссворды |
2.5. | Символы Европы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Биг Бен и пр. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.6. | Дания - родина великого сказочника Андерсена. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.7. | Страна братьев Гримм - Германия. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.8. | Греция. Мифы и легенды | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.9. | Страна, в которой живет Карлсон» - Швеция | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.10. | Страна, в которой живет Чиполлино - Италия | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.11. | Путешествие продолжается. Тундра. Европа | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание |
2.12. | Восточная Азия: великий Китай | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос |
2.13. | Путешествие в Африку-знакомьтесь Египет. Страна пирамид | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание |
2.14. | Пустыни Африки. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание |
2.15. | Путешествие продолжается –савана. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание |
2.16. | Центральная и Южная. Африка-тропические эвкалиптовые леса | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание |
2.17. | Встречайте Южная Америка!» Страна Аргентина. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание. |
2.18. | Центральная Америка.Бразилия. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание |
2.19. | Северная Америка.Страна «кленового листа»-Канада. | 1 | 0,7 | 0,3 | Устный опрос. Практическое задание |
2.20. | Два полюса Земли. Путешествие к Северному полюсу. | 1 | 0,7 | 0,3 | Практическое задание |
2.21. | Антарктида. Путешествие к Южному полюсу. | 1 | 0,7 | 0,3 | Практическое задание |
2.22. | Прокладываем маршрут по карте от Арктики до Антарктики. | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическое задание |
24 | 16,8 | 7,2 | |||
3. | Раздел3. «Природные богатства земли» | ||||
3.1. | Знакомство с подземным царством. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
3.2. | Природные богатства, горные породы и минералы | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
3.3. | Песок и глина. Для чего человеку песок и глина. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
3.4. | Какими бывают камни. Как человек использует камни. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
3.5. | Каменный уголь и мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Диагностика. Викторина | ||
6 | 2 | 4 | |||
ИТОГО: | 36 | 22,2 | 13,8 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Теория: Представления о нашей планете, материках и океанах.
Практика: Игра "Четыре стихии"
Раздел 1.« Жизнь земной коры»
Тема 1. 1. «Земля – планета Солнечной системы. Происхождение Земли.
Формирование Вселенной»
Теория: Беседа о происхождении Земли, Земля-планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности.
Практика: Д/и «Верно-не верно»
Тема1.2. «Горы. Происхождение гор на земле»
Теория: Причина образования гор: движением земной коры, вулканические происхождения гор.
Практика: Опыт «Камнеед». Практическое задание на определения цветов и форм «Гном и его дом». Практическое задание «Сравни животных пустынь и гор». Опыт «Что у Земли внутри?».
Тема1.3.«Вулканы, гейзеры, горячие источники»
Теория: Беседа о природных явлениях– гейзеры и вулканы , их строение, причины извержения.
Практика: Опыт «Извержение вулкана».
Тема1.4. « Землетрясения»
Теория: понятие о явлении природы, как землетрясение. Правила безопасного поведения.
Практика: игра – эстафета «Эвакуация»
Тема1.5.«Торнадо и цунами»
Теория: понятие о явлении природы, как торнадо, цунами.
Практика: экспериментальная деятельность с водой.
Раздел 2. «Путешествие по странам мира»
Тема 2.1. «Части света»
Теория: представление о частях света, в которых живут люди
Практика: Д/и «Собери континент»
Тема2.2 . «Европа»
Теория: Знакомство с континентом на котором мы живем, климатические зоны.
Практика: Д/и «Где мы живем»
Тема 2.3.«Россия - самое большое государство в мире.
Москва-столица нашей родины. Рождение города. Красная площадь. Кремль»
Теория: Беседа «Как зарождалась Русь», представление о разнообразии стран и народов.Столица нашего государства, достопримечательности
Практика: Игра «Кто жил на Руси»
Тема 2.4. « Царство растений и животных Европы»
Теория: Беседа «Растенияи животный мир нашего материка Европа»
Практика: Д/и «Что где растет», «Кто, где живет»
Тема 2.5.«Символы Европы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Биг Бен и пр.»
Теория: Знакомство с европейскими достопримечательностями
Практика: Д/и «Найди и назови достопримечательности»
Тема 2.6. «Дания - родина великого сказочника Андерсена»
Теория: Знакомство с родиной великого датского сказочника ,представления о национальных особенностях, культуре датского народа
Практика: игра «Разрезные картинки»
Тема 2.7. «Страна братьев Гримм – Германия»
Теория: Знакомство с одной из Европейских стран Германией-столицей Берлином, люди, населяющие эту страну, культура и обычаи.
Практика:Игра «Найди страну на карте»
Тема 2.8. «Греция. Мифы и легенды»
Теория: Знакомство с Грецией. Мифы и легенды Древней Греции.
Практика: Игра «Найди страну на карте»
Тема 2.9. «Страна, в которой живет Карлсон» - Швеция»
Теория: Знакомство с одной из Европейских стран-Швецией; люди, населяющих эту страну,культура,обычаи, климат, растения, животные Швеции.
Практика: Д/и «Волшебная география. П/и «Принеси варенье Карлосону»
Тема 2.10. «Страна, в которой живет Чиполлино - Италия»
Теория: Знакомство с одной из Европейских стран – Италией, ее столицей Рим. Люди, населяющих эту страну, культура, обычаи, климат, растения, животные Италии.
Практика: Д/и «Волшебная география.
Тема 2.11. « Путешествие продолжается. Тундра. Европа»
Теория: Представление о природной зоне Земли – тундра, климат, природа, животный мир тундры, способы приспособления к данной среде обитания.
Практика:Д/и «Назови лишнее», «Что не растет в Тундре», экспериментальная деятельность.
Тема 2.12. « Восточная Азия: великий Китай»
Теория: Знакомство с Восточной Азией,с одной из ее стран-Китаем: изобретения, культура, традиции.
Практика: Д/и «Чего не стало»
Тема 2.13. «Путешествие в Африку-знакомьтесь Египет, страна пирамид»
Теория: Географическое положение Африки –Египет. Традиции, достопримечательности страны.
Практика:Д/и «Выбери подходящее»
Тема 2.14. « Пустыни Африки»
Теория: Беседа «Пустыни Африки, растительный мир, ее обитатели»
Практика:Д/и «Волшебная география»
Тема 2.15. « Путешествие продолжается – савана»
Теория: Беседа «Савана Африки, растительный мир, ее обитатели»
Практика:Д/и «Верно-не верно»
Тема 2.16 « Центральная и Южная Африка-тропические эвкалиптовые леса»
Теория:Знакомство с природными зонами Африки, растительностью тропических лесов
Практика:Д/и «Какое растение лишнее»,изготовление макета тропических лесов.
Тема 2.17. « Встречайте Южная Америка!» Страна Аргентина»
Теория: Знакомство с материком Южная Америка: климатические природные зоны, народ, культура.
Практика: Д/и «Волшебная география»
Тема 2.18. « Центральная Америка. Бразилия»
Теория: Знакомство с центральной Америкой, с Бразилией, представления о жителях этой страны, ее народе их обычаях и культуре
Практика: «Найди страну на карте»
Тема 2.19 . «Северная Америка. Страна «кленового листа»-Канада»
Теория: Знакомство с одной из стран Северной Америки – Канадой, с ее коренными жителями: индейцами и эскимосами, культура и обычаи.
Практика: Подвижна игра «Пастух и овцы»,Д/и «Волшебная география»
Тема 2.20. « Два полюса Земли. Путешествие к Северному полюсу»
Теория: Беседа «Арктика, животный мир, приспособляемость животных к суровым условиям»
Практика: Д/и «Выбери нужное животное»
Тема 2.21. «Антарктида. Путешествие к Южному полюсу»
Теория: Беседа «Антарктида, ее природные условия и обитатели»
Практика: Д/и «Кто, где живет»
Тема 2.22. « Прокладываем маршрут по карте от Арктики до Антарктики»
Теория: Климатические зоны Земного шара, их особенности.
Практика:ориентировка на карте мира, прокладывание маршрута.
Раздел3. «Природные богатства земли»
Тема 3.1З. «Знакомство с подземным царством»
Теория:Знакомство с почвой, ее особенностями,значением в жизни растений, животных.
Практика: Экспериментальная деятельность, Д/и «Волшебный мешочек»
Д/и«Плохо-хорошо»
Тема 3.2. «Природные богатства, горные породы и минералы»
Теория: Знакомство с тем, что горные породы находятся повсюду на тропинках, дорогах, на пляже, в поле и даже на дне реки и ручья.
Практика: Экспериментальная деятельность
Тема 3.3. «Песок и глина. Для чего человеку песок и глина»
Теория: Знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; чем они похожи и чем отличаются.
Практика: П/и «Песчинки и частички глины», экспериментальная деятельность, Д/и «Если бы я был...»
Тема 3.4. «Какими бывают камни. Как человек использует камни»
Теория: Знакомство с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, классификация по разным признакам.
Практика: Экспериментальная деятельность.
Д/и «Вспомни сказку», «Камень, ножницы, бумага», «Найди свой камень», «Что лишнее?».
Тема 3.5. «Каменный уголь и мел»
Теория:Знакомство со свойствами каменного угля и мела как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком.
Практика: Экспериментальная деятельность.
Итоговое занятие
Практика: Закрепление имеющих знаний в игре.
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения:
предметные:
будут уметь :
- ориентироваться в понятиях времени: «вчера - сегодня - завтра»; «времена года»; «прошлое - настоящее - будущее»; «эпоха - век - год – месяц - неделя - сутки - утро - день - ночь»;
- объяснять понятия «время дня», «время года» и причины их смены;
- ориентироваться по карте;
- устанавливать взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата на жизнеспособность флоры и фауны;
будут знать:
- материки, уметь определять расположение материков на карте;
- названия морей и океанов, их отличительные особенности, животный и растительный мир подводного царства;
- сформируются элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира
метапредметные:
будут развиты
- представления о единстве окружающего мира;
- познавательная активность,любознательность,стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- коммуникативные навыки
личностные:
- приобретут навыки культуры общения и поведения;
- научатся толерантному отношению к окружающим
- чувство патриотизма, национальной гордости;
- ценностное отношение к Родине, своему народу, историко-культурным традициям;
- желание защищать и охранять окружающую среду.
2 год обучения:
предметные:
будут уметь:
- ориентироваться по карте;
- устанавливать взаимосвязи в природе, делать выводы о влиянии климата на жизнеспособность флоры и фауны;
- самостоятельно добывать знания в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
будут знать:
- материки, уметь определять расположение материков на карте;
- понятия горы, вулканы, землетрясения;
- страны мира,их культуру,традиции,растительный и животный мир, достопримечательности, индивидуальные особенности;
- природные богатства земли.
метапредметные:
будут развиты
- представления о единстве окружающего мира;
- познавательная активность,любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- коммуникативные навыки
личностные :
- приобретут навыки культуры общения и поведения;
- научатся толерантному отношению к окружающим.
- научатся ценностному отношению к Родине, своему народу.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график (Приложение 2)
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 – 14, пункт 8.3)
Всего учебных недель – 36.
Количество учебных часов: 1-й год – 36 ч, 2-й год –36 ч.
Учебный период - с 1 сентября по 28мая.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
- помещение,
- мебель (столы, стулья, выставочные шкафы), соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;
- мультимедийное оборудование (проектор, экран);
- ноутбук;
- звуковые колонки;
- магнитно-маркерная доска;
- макеты;
- муляжи;
- картины;
- схемы;
- компас;
- карты;
- глобус
- материал для опытов: природный и бросовый материал;
- набор мерных стаканов;
- прозрачных сосудов, воронка, пипетка.
Методическое обеспечение
- Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы имеются необходимые:
- тематические папки и альбомы;
- рабочие тетради с заданиями.
Дидактические материалы:
- специальная и методическая литература;
- конспекты занятий;
- методики итоговой аттестации воспитанников;
- наглядный и раздаточный материал;
- дидактические игры
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:
Педагогическое наблюдение:
активность на занятиях;
вовлеченность в проведение мероприятий;
заинтересованность в получении новых знаний и умений.
Педагогический анализ:
- наблюдение по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста; оценивание полученных знаний (диагностика, опрос),
- практическое задание, викторина - опрос родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:
- аналитическая справка;
- журнал посещаемости;
- материал анкетирования и тестирования;
- отзывы детей и родителей.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:
начальный контроль – проводится в начале учебного года
текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода;
промежуточная аттестация – проверяется уровень усвоения программы за первый год обучения. Формы проведения промежуточной аттестации: диагностика. Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностическую карту;
итоговый контроль проводится по окончанию 2-го года обучения по программе.
2.4. Оценочные материалы
Формой контроля за результативностью освоения программы служит мониторинг деятельности.
Цель педагогического мониторинга – определение динамики индивидуального развития ребенка, оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
Мониторинг включает в себя показатели и критерии, в соответствии с планируемыми результатами программы. Результаты заносятся в диагностическую карту и отражают уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Критерии оценки результативности отражают:
- уровень теоретических знаний;
- уровень практической подготовки обучающихся;
- уровень развития и воспитанности обучающихся.
Форма фиксирования и обобщения достижений обучающихся – диагностические карты (Приложение1)
2.5. Методические материалы
При изучении программы «Вокруг света» приоритет отдается активным формам обучения.
Педагогические технологии, используемые в обучении:
- социо-игровые,
- здоровьесберегающие,
- личностно – ориентированные,
- информационно-коммуникативные,
- технология исследовательской деятельности
Основные методы и приёмы обучения.
Для реализации программы используются наиболее эффективные методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный метод (словесно-наглядный);
- метод стимулирования и релаксации - физкультминутки и подвижные игры; нестандартная форма устного изложения материала: путешествия, экскурсии в прошлое, сказки;
- исследовательский метод: опыты и эксперименты;
- эвристический метод: организация активного поиска решения выдвинутых педагогом познавательных задач в форме практикумов, конкурсов, аукционов, игр, соревнований.
Методическое обеспечение
№ п/п | Название раздела | Форма занятия | Технологии и методы обучения | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов | |
1-й год | ||||||
1. | «Земной шар» | занятие-игра, занятие-ознакомление с новым материалом, -занятие с использованием презентации, занятие – экспериментирование. | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации; иллюстративный, исследовательский | Д/и «Ассоциации», «Что не так»; Мультимедийное оборудование; материал для опытов: природный и бросовый материал, набор мерных стаканов. прозрачных сосудов,воронка. | Устный опрос | |
2. | «План местности» | занятие-ознакомление с новым материалом, -занятие с использованием презентации. | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации; иллюстративный | Д/и «Найди на глобусе», «Собери карту»; Мультимедийное оборудование; компас,карты, глобус. | Устный опрос | |
3. | «Погода и климат» | занятие-ознакомление с новым материалом, занятие с использованием презентации, комбинированное занятие, занятие –экспериментирование | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы:словесный (беседа, объяснение), наглядный (просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации; иллюстративный, исследовательский | Д/и «Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду», «Какой снег». мультимедийное оборудование; термометр; материал для опытов: набор мерных стаканов, прозрачных сосудов,воронка. | Устный опрос | |
4. | «Водная стихия» | занятие-ознакомление с новым материалом, занятие с использованием презентации, занятие – экспериментирование, занятие-путешествие. | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы: словесный (беседа, объяснение),наглядный, (просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации; иллюстративный , исследовательский | Д/и «Океан-суша» мультимедийное оборудование; материал для опытов: набор мерных стаканов. прозрачных сосудов, воронка, пипетка, краски. | Устный опрос | |
5. | «Материки» | занятие-ознакомление с новым материалом, занятие с использованием презентации, занятие –путешествие. | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации; иллюстративный, эвристический. | Д/и «Круглосветное путешествие», «Рассели животное», «Волшебная карта», мультимедийное оборудование; карты, глобус,схемы, макет; наглядный и раздаточный материал. | Устный опрос | |
2-й год обучения | ||||||
1. | «Жизнь земной коры» | занятие-ознакомление с новым материалом, занятие с использованием презентации, занятие – экспериментирование. | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы:словесный (беседа, объяснение), наглядный (просмотр презентаций), Иллюстративный ,метод стимулирования и релаксации; эвристический, исследовательский | Д/и «Верно-не верно», «Четыре стихии»; мультимедийное оборудование; макеты; материал для опытов: набор мерных стаканов. прозрачных сосудов, воронка, | Устный опрос | |
2. | Путешествие по странам мира» | Занятие-игра, занятие-ознакомление с новым материалом, занятие с использованием презентации, занятие – путешествие. | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы:словесный (беседа, объяснение), наглядный (просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации; иллюстративный, эвристический | Д/и «Собери континент», «Где мы живем», «Что где растет», «Найди и назови достопримечательность», «Найди страну на карте», «Назови лишнее», «Выбери нужное животное», «Волшебная география». Мультимедийное оборудование; карты, глобус,схемы, макет; наглядный и раздаточный материал | Устный опрос | |
3. | «Природные богатства земли» | занятие-ознакомление с новым материалом, занятие с использованием презентации, занятие – экспериментирование | Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы:словесный (беседа, объяснение),наглядный (просмотр презентаций), иллюстративный,исследовательский. | Д/и«Если бы я был», «Найди свой камень», «Что лишнее». Мультимедийное оборудование; макеты;иллюстрации полезных ископаемых, материал для опытов: природный материал: песок,камни,каменный уголь, мел. | Устный опрос |
2.6. Список литературы
Для педагога
1.Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
2.Денисова Д.А. География для дошкольников Мозаика-Синтез, 2013.
3.Кошевар Д.В. Лучшая детская энциклопедия. Земля -Москва «АСТ», 2014.
4.Кохан Н.А. Развитие познавательной активности детей через знакомство с географией - «Дошкольная педагогика» -2010
5.Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005
6.Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.
7.Старжинская И.К.Занимательное пособие по географии для дошкольников -Минск «Юнипресс», 2006.
8.Яворская И. К. Занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Для обучающихся
1.Волина В.В. Учимся, играя. - М.: АСТ-ПрессД,1993
2.Ганери А. Атлас. Узнайте чудеса мира! – ЭКСМО., 2018.
3.Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4.Ляхов П.Р. Энциклопедия .Я познаю мир. География. - М: ООО Издательство АСТ,2002
5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов)
2.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.
3.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...
«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»
Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эковичок»
quot;Эковичок"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....