Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Иванова Наталья Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляется в сочетании с первоначальными знаниями такого предмета как география.

В современном обществе объем информации, вызывающей интерес у дошкольников, стремительно возрастает. У детей дошкольного  возраста присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления, их всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы.Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokrug_sveta.docx72.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «РУЧЕЕК»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Вокруг света»

Уровень освоения – ознакомительный

Возраст обучающихся: 5–7 лет

срок реализации: 2 года

                                                                                     Автор-составитель:

                                                                         Иванова Наталья Александровна,

                                                                          воспитатель

 

Мичуринск,  2020

БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляется в сочетании с первоначальными знаниями такого предмета как география.

В современном обществе объем информации, вызывающей интерес у дошкольников, стремительно возрастает. У детей дошкольного  возраста присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления, их всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы.

          Актуальность программы.

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. Поэтому на дошкольном этапе развития очень важно помочь детям в доступной и занимательной форме познакомиться с основными свойствами предметов, веществ, явлений окружающей нас среды, растениями и животными, с краем, в котором мы живем, научить видеть взаимозависимость природных явлений и взаимосвязь всех стран между собой.

В своей работе с воспитанниками решила изучение окружающего мира разнообразить изучением основ географии. География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, захватывающими историями о путешествиях.

Педагогическая целесообразность.

Изучая основы географии, у дошкольников формируется  стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности.  География открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание. Развивается умение пользоваться картами, глобусом формируется логическое, проектное мышление.

Дошкольники учатся воспринимать и анализировать информацию, сравнивать, обобщать, расширяют свой кругозор.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность изучения географии, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

         Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников.

          Адресат программы.

Программа предназначена для дошкольников старшего (5 – 6 лет) и подготовительного к школе возраста (6 - 7 лет)

Количество обучающихся. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 6-10 человек.

Объем и срок освоения программы.

Срок реализации программы: 2 года (сентябрь-май)

Объём программы: 72 часа.

Общее количество часов в год – 36 часов.

Формы и режим занятий.

Режим занятий: 1 образовательная ситуация в неделю, во второй половине дня,

продолжительностью 1 год обучения (старшая группа): 25 минут;

2 год обучения (подготовительная группа): 30 минут.

Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповая, индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа,занятие-экспериментирование,занятие-путешествие,викторина.

         Особенности организации образовательного процесса.

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации. На втором году обучения делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников.

Взаимодействие с родителями.

 Условием для успешной реализации программы является активное взаимодействие с родителями через следующие формы работы:

информирование родителей о содержании дополнительной образовательной деятельности кружка «Вокруг света», о достижениях и интересах воспитанников;

  • проектная деятельность;
  • консультационная помощь «Академия для родителей» по вопросам познавательного развития ребенка;
  • совместные досуги и мероприятия;
  • совместные экскурсии и целевые прогулки;
  • совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках;
  • игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в работе кружка «Вокруг света», предполагают установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

             1.2. Цель программы

Цель: развитие познавательной активности дошкольников, элементарных естественнонаучных представлений в процессе обучения основам географии.

            1.3.Содержание программы

1-й год обучения

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представления детей о зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу;
  • познакомить с глобусом, географической картой мира,  с компасом;
  • расширить представления о сторонах света, о явлениях природы,
  • учить детей устанавливать  взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата на жизнеспособность  флоры и фауны;
  • познакомить с  материками,  научить определять расположение  материков на карте;
  • познакомить с водной стихией: морями и океанами, отличительными особенностями, животным и растительным миром подводного царства;
  • формировать элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Развивающие:

  • развивать  представления о единстве окружающего мира;
  • развивать познавательную активность, любознательность,

стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

  • развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
  • развивать коммуникативные навыки

          Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения;

  • воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;

  • воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Учебный план

1 год обучения (старшая группа)

№ п/п

Названия раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

прак-тика

Вводное занятие

1

1

-

Диагностика Опрос

1.

Раздел 1.«Земной шар»

1.1.

 Разбудит  завтра  вас  петух  (прошлое – настоящее - будущее)

1

0,5

0,5

Устный опрос

1.2.

Крутится  шар  голубой  (представления  о солнце, небе, земле в прошлом и настоящем)

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое задание

1.3.

День и ночь

1

0,5

0,5

Устный опрос

1.4.

Век, неделя, месяц, год - почему так? Кто поймет? (что такое календарь)

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое задание.

1.5.

На сердечко листик тополя похож (сезоны на земле и причины их смены)

1

0,5

0,5

Устный опрос

1.6.

Лес неразгаданных загадок (сезонная жизнь животных)

1

0,5

0,5

Тематические кроссворды

6

3

3

2.

Раздел 2. «План местности»

2.1.

Что такое план местности?

1

0,5

0,5

Практическое задание

2.2.

Что  в  путешествии  нужно?  (что  такое север-юг)

1

0,5

0,5

Практическое задание

2.3.

Что такое глобус?

1

0,5

0,5

Практическое задание

2.4.

Карта

1

0,5

0,5

Практическое задание

2.5.

Ориентировка на местности

1

0,5

0,5

Практическое задание

5

2,5

2,5

3.

Раздел3.  «Погода и климат»

3.1.

Что такое природа. Живая и неживая природа

1

0,5

0,5

Устный опрос

3.2.

Какая погода – расскажет природа (погода, климат)

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое задание

3.3.

Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды

1

0,5

0,5

Устный опрос

3.4.

Явление природы. Почему идет дождь.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое задание.

3.5.

Как рождаются облака?

1

0,5

0,5

Практическое задание

3.6.

Почему идет снег?

1

0,5

0,5

Практическое задание

6

3

3

4.

Раздел4. «Водная стихия»

4.1.

Самый большой «Тихий океан», самый маленький «Северно-ледовитый океан»

1

0,5

0,5

Устный опрос

4.2.

Самый соленый «Атлантический океан»

1

0,5

0,5

Устный опрос.

Практическое задание.

4.3.

Самый теплый «Индийский океан»

1

0,5

0,5

Устный опрос

4.4.

Цветные моря на планете

2

1

1

Устный опрос

4.5.

Путешествие в подводный мир:

Кто в воде живет? Что в воде растет?

1

0,5

0,5

Устный опрос

6

3

3

5.

Раздел 5.  «Материки»

5.1.

Что такое материк.

1

-

1

Устный опрос

5.2.

Самый большой материк-Евразия

Царство растений

Кто в лесу живет?

2

1

1

Устный опрос

5.3.

Австралия

2

1

1

Устный опрос

5.4.

Путешествие по Северной Америке

2

1

1

Устный опрос

Практическое задание

5.5.

Путешествие по Южной Америке

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое задание

5.6.

Путешествие в Африку

2

1

1

Устный опрос

Практическое задание

5.7.

Путешествие в Антарктиду

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое задание

Итоговое занятие

1

-

1

Диагностика

Квест-путешествие

12

5

7

ИТОГО:

36

18

18

 Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория:  Понятие: География – это наука о земном шаре и процессах происходящих на нём, кто такие «путешественники» и чем они занимаются.

Раздел 1. «Земной шар»

Тема 1.1. «Разбудит завтра вас петух (прошлое-настоящее-будущее)»

Теория: Основные понятия: «было–стало-будет», «вчера-сегодня-завтра»,«прошлое-настоящее-будущее», «история», «птица».

Практика: Логическое задание «На что похоже» на развитие воображения, на знакомство с травами (подорожник, чистотел, укроп огородный), на отработку понятий «было – стало - будет».

Тема 1.2. «Крутится шар голубой»

Теория: Основные понятия: «земля-шар», «солнце», «небо», «дождь», «радуга».

Практика: Логическая игра «Парочки» (земля-блин или шар?)на закрепление понятий темы. Эксперимент «Поймай ветерок», «Воздух имеет вес» на ознакомление с физическими свойствами воздуха, на закрепление знаний о небе, воздухе. Игра с картинками «Перепутанница».

Тема 1.3. «День-ночь»

Теория: Зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнца

 Практика: Экспериментирование «День-ночь», Д/игра «Ассоциации»

Тема 1.4. «Век, неделя, месяц, год - почему так? Кто поймёт? (что такое календарь)»

Теория: Основные понятия: «век», «год», «месяц», «неделя», «сутки», «утро»,«день», «вечер», «ночь», «календарь»

Практика: Веселые загадки.Игра по таблице«век-год-месяц-неделя»на развитие внимания. Изготовление лебедя-оригами из цветной бумаги на закрепление знаний дней недели, цветов радуги.

Тема 1.5. «На сердечко листик тополя похож (сезоны на земле и причины их смены)»

Теория: Основные понятия: «сезоны», «осень», «зима», «весна», «лето», «листья деревьев», «крона», «ствол», «корни», «планета Земля».

Практика: Практическая работа «По пеньку определи дерево»на умение выделять основные признаки предметов, цвет, величину, на закрепление понятий «год», «было-стало-будет». Игра «Что не так?»

Тема 1.6. «Лес неразгаданных загадок (сезонная жизнь животных)»

Теория: Основные понятия: «семья», «дикие животные», «хищники»,«травоядные», «ночные», «жилище».

Практика: Творческое задание«Лес неразгаданных загадок».Творческое задание по группам «Придумай зверя-головоломку».

Раздел  2. « План местности»

Тема 2.1. «Что такое план местности?»

Теория: Основные понятия: план, масштаб, рисунок, условные знаки плана местности.

Практика :создание плана местности, используя условные знаки.

Тема 2.2 «Что  в  путешествии  нужно?  (что  такое север-юг)»

Теория : Основные понятия: «север-юг», «экватор», «полюс», «полушарие», «вверх-вниз», «вправо-влево», «жилище», «анкета», «адрес».

Практика: Сказка-игра «Верблюд заблудился». Обучение составлению плана двора (северная и южная стороны двора)

Тема 2.3. « Что такое глобус?»

Теория: понятие о «модели Земли», рассмотреть глобус, выяснить, какой цвет, что обозначает, закрепление знаний о том, что Земля имеет форму шара.

Практика: Д/игра «Найди на глобусе»                                                                                                    

Тема2.4. «Карта»

Теория: Понятие: географическая карта, изображение местности в уменьшенном масштабе,

Какой цвет, что обозначает на физической карте.

Практика: Д/игра  «Собери карту»

Тема2.5 «Ориентировка на местности»

Теория: Понятие ориентировка на   местности, умение пользоваться компасом.

Практика: Ориентировка по звездам, ориентировка  по деревьям. 

Раздел3.  « Погода и климат»

Тема3.1. « Что такое природа. Живая и неживая природа»

Теория :Что нас окружает (разнообразие природы).

Общие признаки объектов живой и неживой природы

Практика: Просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое – неживое»

Тема 3.2. « Какая погода – расскажет природа (погода, климат)»Теория: Представление о климате и погоде, что климат на Земле не одинаков. причинах, влияющих на погоду и климат.

Практика : Экспериментальная деятельность: определение температуры воздуха при помощи термометра.

Тема 3.3. « Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды»

Теория: знания, что такое погода, температура ,термометр, явления погоды.

Практика: Д/и«Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду» Измерение температуры воздуха и направления ветра.

Тема 3.4. «Явление природы. Почему идет дождь»

 Теория: Представление о природном явлении – дождь.

Практика: Дидактическая игра «Капельки и тучки». Экспериментальная деятельность «Откуда берется дождик?»

Тема 3.5. « Как рождаются облака?»

 Теория: Представления о природе: что такое облако, туча, как они появляются

Практика: Опыт «Делаем облако»

Тема 3.6. «Почему идет снег?»

Теория: Представление о природных явлениях (снег,  мороз), их взаимосвязи друг с другом.

Практика: Д/игра «Какой снег?», «Что снег может делать?» Опыты со снегом.

Раздел 4. «Водная стихия»

Тема 4.1.«Самый большой «Тихий океан», самый маленький «Северно-ледовитый океан»

Теория: представления о нашей планете, материках и океанах. Беседа «Почему «Тихий» океан», Беседа «Почему ледовитый океан»

Практика: Д/игра «Океан - суша», «Моржи»

Тема 4.2. « Самый соленый «Атлантический океан»

Теория: Беседа «Почему самый солёный океан »

Практика: Игра «Океаны волнуются».

Тема 4.3. «Самый теплый «Индийский океан»

Теория: Представления о нашей планете, материках и океанах;

Беседа «Почему самый тёплый океан».

Практика: Д/игра «Океан - суша»

Тема 4.4. « Цветные моря на планете»

Теория: Знакомство с цветными  морями, их местонахождением, отличительными особенностями.

Практика: Экспериментальная деятельность «От чего зависит цвет моря»

Тема 4.5. «Путешествие в подводный мир. Кто в воде живет? Что в воде растет?»

Теория: представление о море, как экосистема (в моря впадают реки, вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ,

Практика: Экспериментальная деятельность «Определи воду (морская, пресная)», «В морской воде плавать легко»

Раздел 5.  «Материки»

Тема 5.1.«Что такое материк»

Теория: элементарные представления о материках Земли.

Практика: Экспериментальная деятельность ,д/и «Кругосветное путешествие».

Тема 5.2. «Самый большой материк-Евразия

Царство растений. Кто в лесу живет?»

Теория: Знакомство с континентом Евразия, с его жителями, растительном и животном мире.

Практика: Д/и «Я знаю!»

Тема 5.3. «Австралия»

Теория: Знакомство с Австралией как с материком, об особенностях географического расположения, о растениях и животном мире Австралии.

Практика: Подвижная игра “Кенгуру”, игры с картой “ Волшебная география”.

Тема 5.4.«Путешествие по Северной Америке»

Теория: представление об особенностях географического положения Северной Америки;  о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Практика: Д/и «Рассели животных», Игры с картой “ Волшебная география»

Тема 5.5. « Путешествие по Южной Америке»

Теория: представление об особенностях географического положения Южной Америки; представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Практика: Подвижная игра «Кактусы» Д/и «Я назову, а ты отгадай»

Тема 5.6. «Путешествие в Африку»

Теория :представления об особенностях географического положения Африки;  о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания

Практика: Экспериментальная деятельность, творческая деятельность «Составляем африканский ландшафт»

Тема 5.7. « Путешествие в Антарктиду»

Теория: представления об особенностях географического положения Антарктиды, о связях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Практика: Экспериментальная деятельность, художественное творчество «Животные Антарктиды»

Итоговое занятие «Квест-путешествие по земному шару»

Практика: Закрепление имеющих знаний в игре.

Содержание программы

2-й год обучения

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представления о сторонах света, о явлениях природы.
  • продолжать учить детей устанавливать  взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата на жизнеспособность  флоры и фауны;
  • продолжать знакомить с географической картой мира, материками, нашей страны;
  • познакомить с жизнью земной коры: горы, вулканы, землетрясения;
  • познакомить со странами мира, их культурой, традициями, растительным и животным миром, достопримечательностями, индивидуальными особенностями;
  • познакомить с природными богатствами земли.

Развивающие:

  • продолжать развивать  представления о единстве окружающего мира;

  • продолжать развивать познавательную активность, любознательность,

           стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

  • продолжать развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
  • продолжать развивать   коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки культуры общения и поведения;
  • воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
  • воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Учебный план

2 год обучения (подготовительная группа)

№ п/п

Названия раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

прак-тика

Вводное занятие

1

0,7

0,3

Диагностика. Опрос

1.

Раздел 1. «Жизнь земной коры»

1.1.

Земля – планета Солнечной системы. Происхождение Земли

Формирование Вселенной.

1

0,5

0,5

Устный опрос

1.2.

Горы. Происхождение гор на земле.

1

0,5

0,5

Устный опрос

1.3.

Вулканы,гейзеры,горячие источники.

1

0,5

0,5

Устный опрос.

Практическое задание

1.4.

Землетрясения.

1

0,5

0,5

Устный опрос.

Практическое задание

1.5.

Торнадо и цунами.

1

0,5

0,5

Устный опрос.

Практическое задание

5

2,5

2,5

2.

Раздел 2. « Путешествие по странам мира»

Устный опрос

2.1.

Части света.

1

0,7

0,3

Тематические кроссворды

2.2.

Европа.

1

0,7

0,3

Устный опрос

2.3.

Россия - самое большое государство в мире.

Москва-столица нашей родины. Рождение города. Красная площадь ,Кремль.

Животный и растительный мир России.

2

1,5

0,5

Устный опрос.

Тематические кроссворды

2.4.

Царство растений и животных Европы.

1

0,7

0,3

Тематические кроссворды

2.5.

Символы Европы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Биг Бен и пр.

1

0,7

0,3

Устный опрос

2.6.

Дания - родина великого сказочника Андерсена.

1

0,7

0,3

Устный опрос

2.7.

Страна братьев Гримм - Германия.

1

0,7

0,3

Устный опрос

2.8.

Греция. Мифы и легенды

1

0,7

0,3

Устный опрос

2.9.

Страна, в которой живет Карлсон» - Швеция

1

    0,7

0,3

Устный опрос

2.10.

Страна, в которой живет Чиполлино  - Италия

1

0,7

0,3

Устный опрос

2.11.

Путешествие продолжается. Тундра. Европа

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание

2.12.

Восточная  Азия: великий Китай

1

0,7

0,3

Устный опрос

2.13.

Путешествие в Африку-знакомьтесь Египет. Страна пирамид

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание

2.14.

Пустыни Африки.

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание

2.15.

Путешествие продолжается –савана.

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание

2.16.

Центральная и Южная. Африка-тропические эвкалиптовые леса

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание

2.17.

Встречайте Южная Америка!» Страна Аргентина.

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание.

2.18.

Центральная Америка.Бразилия.

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание

2.19.

Северная Америка.Страна «кленового листа»-Канада.

1

0,7

0,3

Устный опрос.

Практическое задание

2.20.

Два полюса Земли. Путешествие к Северному полюсу.

1

0,7

0,3

Практическое задание

2.21.

Антарктида. Путешествие к Южному полюсу.

1

0,7

0,3

Практическое задание

2.22.

Прокладываем маршрут по карте от Арктики до  Антарктики.

1

0,3

0,7

Практическое задание

24

16,8

7,2

3.

Раздел3. «Природные богатства земли»

3.1.

Знакомство с подземным царством.

1

0,5

0,5

Устный опрос

3.2.

Природные богатства, горные породы и минералы

1

0,5

0,5

Практическое задание

3.3.

Песок и глина. Для чего человеку песок и глина.

1

0,5

0,5

Практическое задание

3.4.

Какими бывают камни. Как человек использует камни.

1

0,5

0,5

Практическое задание

3.5.

Каменный уголь и мел.

1

0,5

0,5

Практическое задание

Итоговое занятие

1

1

Диагностика.

Викторина

6

2

4

ИТОГО:

36

22,2

13,8

 Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория: Представления о нашей планете, материках и океанах.

Практика: Игра "Четыре стихии"

Раздел 1.« Жизнь земной коры»

Тема 1. 1. «Земля – планета Солнечной системы. Происхождение Земли.

Формирование Вселенной»

Теория: Беседа о происхождении Земли, Земля-планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности.

Практика: Д/и «Верно-не верно»

Тема1.2. «Горы. Происхождение гор на земле»

Теория: Причина образования гор: движением земной коры, вулканические происхождения гор.

Практика: Опыт «Камнеед». Практическое задание на определения цветов и форм «Гном и его дом». Практическое задание «Сравни животных пустынь и гор». Опыт «Что у Земли внутри?».

Тема1.3.«Вулканы, гейзеры, горячие источники»

Теория: Беседа о природных явлениях– гейзеры и вулканы , их строение, причины извержения.

Практика: Опыт «Извержение вулкана».

Тема1.4. « Землетрясения»

Теория: понятие о явлении природы, как землетрясение. Правила безопасного поведения.

Практика: игра – эстафета «Эвакуация»

Тема1.5.«Торнадо и цунами»

Теория: понятие о явлении природы, как торнадо, цунами.

Практика: экспериментальная деятельность с водой.

Раздел 2. «Путешествие по странам мира»

Тема 2.1. «Части света»

Теория: представление о частях света, в которых живут люди

Практика: Д/и «Собери континент»

Тема2.2 . «Европа»

Теория: Знакомство с континентом на котором мы живем, климатические зоны.

Практика: Д/и «Где мы живем»

Тема 2.3.«Россия - самое большое государство в мире.

Москва-столица нашей родины.  Рождение города. Красная площадь. Кремль»

Теория: Беседа «Как зарождалась Русь», представление о разнообразии стран и народов.Столица нашего государства, достопримечательности

Практика: Игра «Кто жил на Руси»

Тема 2.4. « Царство растений и животных Европы»

Теория: Беседа «Растенияи животный мир  нашего материка Европа»

Практика: Д/и «Что где растет», «Кто, где живет»

Тема 2.5.«Символы Европы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Биг Бен и пр.»

Теория: Знакомство с европейскими достопримечательностями

Практика: Д/и «Найди и назови достопримечательности»

Тема 2.6. «Дания - родина великого сказочника Андерсена»

Теория: Знакомство с родиной великого датского сказочника ,представления  о национальных особенностях, культуре датского народа

Практика: игра «Разрезные картинки»

Тема 2.7. «Страна братьев Гримм – Германия»

Теория: Знакомство с одной из Европейских стран Германией-столицей Берлином, люди, населяющие эту страну, культура и обычаи.

Практика:Игра «Найди страну на карте»

Тема 2.8. «Греция. Мифы и легенды»

Теория: Знакомство с Грецией. Мифы и легенды Древней Греции.

Практика: Игра «Найди страну на карте»

Тема 2.9. «Страна, в которой живет Карлсон» - Швеция»

Теория: Знакомство с одной из Европейских стран-Швецией; люди, населяющих эту страну,культура,обычаи, климат, растения, животные Швеции.

Практика: Д/и «Волшебная география. П/и «Принеси варенье Карлосону»

Тема 2.10.  «Страна, в которой живет Чиполлино  - Италия»

Теория: Знакомство с одной из Европейских стран – Италией, ее столицей Рим. Люди, населяющих эту страну, культура, обычаи, климат, растения, животные Италии.

Практика: Д/и «Волшебная география.

Тема 2.11. « Путешествие продолжается. Тундра. Европа»

Теория: Представление о природной зоне Земли – тундра, климат, природа, животный мир тундры, способы приспособления к данной среде обитания.

Практика:Д/и «Назови лишнее», «Что не растет в Тундре», экспериментальная деятельность.

Тема 2.12. « Восточная  Азия: великий Китай»

Теория: Знакомство с Восточной Азией,с одной из ее стран-Китаем: изобретения, культура, традиции.

Практика: Д/и «Чего не стало»

Тема 2.13. «Путешествие в Африку-знакомьтесь Египет, страна пирамид»

Теория: Географическое положение Африки –Египет. Традиции, достопримечательности страны.

Практика:Д/и «Выбери подходящее»

Тема 2.14. « Пустыни Африки»

Теория: Беседа «Пустыни Африки, растительный мир, ее обитатели»

Практика:Д/и «Волшебная география»

Тема 2.15. « Путешествие продолжается –  савана»

Теория: Беседа «Савана Африки, растительный мир, ее обитатели»

Практика:Д/и «Верно-не верно»

Тема 2.16 « Центральная и Южная Африка-тропические эвкалиптовые леса»

Теория:Знакомство с природными зонами Африки, растительностью тропических лесов

Практика:Д/и «Какое растение лишнее»,изготовление макета тропических лесов.

Тема 2.17. « Встречайте Южная Америка!» Страна Аргентина»

Теория: Знакомство с материком Южная Америка: климатические природные зоны, народ, культура.

Практика: Д/и «Волшебная география»

Тема 2.18. « Центральная Америка. Бразилия»

Теория: Знакомство с центральной Америкой, с Бразилией, представления о жителях этой страны, ее народе их обычаях и культуре

Практика: «Найди страну на карте»

Тема 2.19 . «Северная Америка. Страна «кленового листа»-Канада»

Теория: Знакомство с одной из стран Северной Америки – Канадой, с ее коренными жителями: индейцами и эскимосами, культура и обычаи.

Практика: Подвижна игра «Пастух и овцы»,Д/и «Волшебная география»

Тема 2.20. « Два полюса Земли. Путешествие к Северному полюсу»

Теория: Беседа «Арктика, животный мир, приспособляемость животных к суровым условиям»

Практика: Д/и «Выбери нужное животное»

Тема 2.21. «Антарктида. Путешествие к Южному полюсу»

Теория: Беседа «Антарктида, ее природные условия и обитатели»

Практика: Д/и «Кто, где живет»

Тема 2.22. « Прокладываем маршрут по карте от Арктики до  Антарктики»

Теория: Климатические зоны Земного шара, их особенности.

Практика:ориентировка на карте мира, прокладывание маршрута.

Раздел3. «Природные богатства земли»

Тема 3.1З. «Знакомство с подземным царством»

Теория:Знакомство с почвой, ее особенностями,значением в жизни растений, животных.

Практика: Экспериментальная деятельность, Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и«Плохо-хорошо»

Тема 3.2. «Природные богатства, горные породы и минералы»

Теория: Знакомство с тем, что горные породы находятся повсюду на тропинках, дорогах, на пляже, в поле и даже на дне реки и ручья.

Практика: Экспериментальная деятельность

Тема 3.3. «Песок и глина. Для чего человеку песок и глина»

Теория: Знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами;  чем они похожи и чем отличаются.

Практика: П/и «Песчинки и частички глины», экспериментальная деятельность, Д/и «Если бы я был...»

Тема 3.4. «Какими бывают камни. Как человек использует камни»

Теория: Знакомство  с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, классификация по разным признакам.

Практика: Экспериментальная деятельность.

Д/и «Вспомни сказку», «Камень, ножницы, бумага», «Найди свой камень», «Что лишнее?».

Тема 3.5. «Каменный уголь и мел»

Теория:Знакомство  со свойствами каменного угля и мела как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком.

Практика: Экспериментальная деятельность.

Итоговое занятие

Практика: Закрепление имеющих знаний в игре.

1.4. Планируемые результаты

1 год обучения:

предметные:

будут уметь :

  • ориентироваться в понятиях времени: «вчера - сегодня - завтра»; «времена года»; «прошлое - настоящее - будущее»; «эпоха - век - год – месяц - неделя - сутки - утро - день - ночь»;
  • объяснять понятия «время дня», «время года» и причины их смены;
  • ориентироваться по карте;
  • устанавливать  взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата на жизнеспособность  флоры и фауны;

будут знать:

  • материки,  уметь определять расположение  материков на карте;
  • названия морей и океанов, их отличительные особенности, животный и растительный мир подводного царства;
  • сформируются элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

метапредметные:

будут развиты

  • представления о единстве окружающего мира;
  • познавательная активность,любознательность,стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
  • восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
  • коммуникативные навыки

личностные:

  • приобретут навыки  культуры общения и поведения;
  • научатся  толерантному отношению  к окружающим
  • чувство патриотизма, национальной гордости;
  • ценностное отношение к Родине, своему народу, историко-культурным традициям;
  • желание защищать и охранять окружающую среду.

2 год обучения:

предметные:

будут уметь:

  • ориентироваться по карте;
  • устанавливать  взаимосвязи в природе, делать  выводы о влиянии климата на жизнеспособность  флоры и фауны;
  • самостоятельно добывать знания в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

будут знать:

  • материки,  уметь определять расположение  материков на карте;
  • понятия горы, вулканы, землетрясения;
  • страны мира,их культуру,традиции,растительный и животный мир, достопримечательности, индивидуальные особенности;
  • природные богатства земли.

метапредметные:

будут развиты  

  • представления о единстве окружающего мира;
  • познавательная активность,любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
  • восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
  • коммуникативные навыки

личностные :

  • приобретут навыки  культуры общения и поведения;
  • научатся  толерантному отношению  к окружающим.
  • научатся  ценностному отношению к Родине, своему народу.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график (Приложение 2)

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 – 14, пункт 8.3)

Всего учебных недель – 36.

Количество учебных часов: 1-й год – 36 ч, 2-й год –36 ч.

Учебный период - с 1 сентября по 28мая.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

  • помещение,
  • мебель (столы, стулья, выставочные шкафы), соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;
  • мультимедийное оборудование (проектор, экран);
  • ноутбук;
  • звуковые колонки;
  • магнитно-маркерная доска;
  • макеты;
  • муляжи;
  • картины;
  • схемы;
  • компас;
  • карты;
  • глобус
  • материал для опытов: природный и бросовый материал;
  • набор мерных стаканов;
  • прозрачных сосудов, воронка, пипетка.

Методическое обеспечение

  • Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы имеются необходимые:
  • тематические папки и альбомы;
  • рабочие тетради с заданиями.

Дидактические материалы:

  • специальная и методическая литература;
  • конспекты занятий;
  • методики итоговой аттестации воспитанников;
  • наглядный и раздаточный материал;
  • дидактические игры

2.3. Формы аттестации

Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:

Педагогическое наблюдение:

активность на занятиях;

вовлеченность в проведение мероприятий;

заинтересованность в получении новых знаний и умений.

Педагогический анализ:

  • наблюдение по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста; оценивание полученных знаний (диагностика, опрос),
  • практическое задание, викторина - опрос родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:

  • аналитическая справка;
  • журнал посещаемости;
  • материал анкетирования и тестирования;
  • отзывы детей и родителей.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:

начальный контроль – проводится в начале учебного года

текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода;

промежуточная аттестация – проверяется уровень усвоения программы за первый год обучения. Формы проведения промежуточной аттестации: диагностика. Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностическую карту;

итоговый контроль проводится по окончанию 2-го года обучения по программе.

2.4. Оценочные материалы

           Формой контроля за результативностью освоения программы служит  мониторинг деятельности.

Цель педагогического мониторинга – определение динамики индивидуального развития ребенка, оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Мониторинг включает в себя  показатели и критерии, в соответствии с планируемыми результатами программы. Результаты заносятся в диагностическую карту и   отражают  уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Критерии оценки результативности  отражают:

  • уровень теоретических знаний;
  • уровень практической подготовки обучающихся;
  • уровень развития и воспитанности обучающихся.

     Форма фиксирования и обобщения достижений обучающихся – диагностические карты (Приложение1)

2.5. Методические материалы

При изучении программы «Вокруг света» приоритет отдается активным формам обучения.

Педагогические технологии, используемые в обучении:

  • социо-игровые,
  • здоровьесберегающие,
  • личностно – ориентированные,
  • информационно-коммуникативные,
  • технология исследовательской деятельности

Основные методы и приёмы обучения.

Для реализации программы  используются наиболее эффективные методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративный метод (словесно-наглядный);
  • метод стимулирования и релаксации - физкультминутки и подвижные игры; нестандартная форма устного изложения материала: путешествия, экскурсии в прошлое, сказки;
  • исследовательский метод: опыты и эксперименты;
  • эвристический метод: организация активного поиска решения выдвинутых педагогом познавательных задач в форме практикумов, конкурсов, аукционов, игр, соревнований.

Методическое обеспечение

№ п/п

Название раздела

Форма занятия

Технологии и методы обучения

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов  

1-й год

1.

 «Земной шар»

занятие-игра,

занятие-ознакомление с новым материалом,

-занятие с использованием презентации,

занятие – экспериментирование.

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:

словесный

(беседа, объяснение), наглядный

(просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации;

иллюстративный,  исследовательский

Д/и «Ассоциации», «Что не так»; Мультимедийное оборудование;

материал для опытов:

природный и бросовый материал,

набор мерных стаканов.

прозрачных сосудов,воронка.

Устный опрос

2.

 «План местности»

занятие-ознакомление с новым материалом,

-занятие с использованием презентации.

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:

словесный

(беседа, объяснение), наглядный

(просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации;

иллюстративный 

Д/и «Найди на глобусе», «Собери карту»; Мультимедийное оборудование;

компас,карты, глобус.

Устный опрос

3.

«Погода  и климат»

занятие-ознакомление с новым материалом,

занятие с использованием презентации,

комбинированное занятие,

занятие –экспериментирование

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:словесный

(беседа, объяснение), наглядный

(просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации;

иллюстративный,

исследовательский

Д/и «Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду», «Какой снег».

мультимедийное оборудование;

термометр;

материал для опытов:

набор мерных стаканов,

прозрачных сосудов,воронка.

Устный опрос

4.

«Водная стихия»

занятие-ознакомление с новым материалом,

занятие с использованием презентации,

занятие – экспериментирование,

занятие-путешествие.

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая,

личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:

словесный

(беседа, объяснение),наглядный,

(просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации;

иллюстративный ,

исследовательский

Д/и «Океан-суша»

мультимедийное оборудование;

материал для опытов:

набор мерных стаканов.

прозрачных сосудов,

воронка,

пипетка,

краски.

Устный опрос

5.

«Материки»

занятие-ознакомление с новым материалом,

занятие с использованием презентации,

занятие –путешествие.

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:

словесный

(беседа, объяснение), наглядный

(просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации;

иллюстративный,

эвристический.

Д/и «Круглосветное путешествие», «Рассели животное»,

«Волшебная карта»,

мультимедийное оборудование;

карты, глобус,схемы,

макет; наглядный и раздаточный материал.

Устный опрос

2-й год обучения

1.

«Жизнь земной коры»

занятие-ознакомление с новым материалом,

занятие с использованием презентации,

занятие – экспериментирование.

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:словесный

(беседа, объяснение), наглядный

(просмотр презентаций),

Иллюстративный

,метод стимулирования и релаксации;

эвристический,

исследовательский

Д/и «Верно-не верно», «Четыре стихии»;

мультимедийное оборудование;

макеты;

материал для опытов:

набор мерных стаканов.

прозрачных сосудов,

воронка,

Устный опрос

2.

Путешествие по странам мира»

Занятие-игра, занятие-ознакомление с новым материалом,

занятие с использованием презентации,

занятие – путешествие.

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:словесный

(беседа, объяснение), наглядный

(просмотр презентаций), метод стимулирования и релаксации;

иллюстративный,

эвристический

Д/и «Собери континент», «Где мы живем», «Что где растет», «Найди и назови достопримечательность», «Найди страну на карте», «Назови лишнее», «Выбери нужное животное», «Волшебная география».

Мультимедийное оборудование;

карты, глобус,схемы,

макет; наглядный и раздаточный материал

Устный опрос

3.

«Природные богатства земли»

занятие-ознакомление с новым материалом,

занятие с использованием презентации,

занятие – экспериментирование

Технологии:

игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы:словесный

(беседа, объяснение),наглядный

(просмотр презентаций),

иллюстративный,исследовательский.

Д/и«Если бы я был», «Найди свой камень», «Что лишнее».

Мультимедийное оборудование;

макеты;иллюстрации полезных ископаемых,

материал для опытов:

природный материал: песок,камни,каменный уголь, мел.

Устный опрос

2.6. Список литературы

Для педагога

1.Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

2.Денисова Д.А. География для дошкольников  Мозаика-Синтез, 2013.

3.Кошевар Д.В. Лучшая детская энциклопедия. Земля -Москва «АСТ», 2014.

4.Кохан Н.А. Развитие познавательной активности детей через знакомство с географией - «Дошкольная педагогика» -2010

5.Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005

6.Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.

7.Старжинская И.К.Занимательное пособие по географии для дошкольников -Минск «Юнипресс», 2006.

8.Яворская И. К. Занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Для обучающихся

1.Волина В.В. Учимся, играя. - М.: АСТ-ПрессД,1993

2.Ганери А. Атлас. Узнайте чудеса мира! – ЭКСМО., 2018.

3.Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.Ляхов П.Р. Энциклопедия .Я познаю мир. География. - М: ООО Издательство АСТ,2002

5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы  о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов)

2.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

3.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....