Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.
Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания отдельного курса по начальному экологическому воспитанию для учащихся первых классов, с учетом их возрастных особенностей.
Отличительная особенностьпрограммы заключается в гармоничном сопровождении теоретического материала игровыми моментами, практическими действиями учащихся, под руководством педагога.
В приложении к данной программе представлен список мероприятий и вводный контроль, который можно использовать для определения уровня знаний учащихся о природе и об окружающем мире в целом.
Программа впервые апробирована в 2008-2009 учебном году на пяти учебных группах . Во всех группах очевидна заинтересованность учащихся. Особенно активно дети принимали участие в выполнении творческих заданий, в игровых, конкурсных программах и конечно в семейных праздниках.
Четыре учебных группы продолжили обучение уже по программе «Секреты зеленых жителей планеты», что позволит обеспечить последовательное и гармоничное усвоение материала учащимися начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisicyna_a.a..doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Если посмотрите вокруг»
для детей 6 - 7 лет
на 1год обучения
автор-оставитель Лисицына Анна Александровна
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………….…………3
- Учебно-тематический план……………………………………………..6
- Содержание изучаемого курса……………………………….…………7
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………………….10
- Список литературы для педагога………………………………………14
- Список литературы для учащихся……………………………………..15
- Перечень видео- и аудио-продукции………………………..…………15
- Приложение……………………………………………………...………16
- Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы –
эколого-биологическая.
Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания отдельного курса по начальному экологическому воспитанию для подготовительных групп ДОУ, с учетом их возрастных особенностей.
Педагогическая целесообразность. Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. С помощью наблюдений и практических заданий ребенок познает не только внешние признаки и свойства объектов природы, но и их связь со средой.
Исходя из целесообразности, цель данной программы – сформировать основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи:
- познакомить с разнообразием живой и неживой природы;
- дать представление о сезонных изменениях в природе; показать взаимосвязь живой и неживой природы;
- познакомить с народными приметами;
- познакомить с растениями и животными города Кириши;
- приобрести навыки работы с живыми объектами.
Воспитательные задачи:
- воспитать мотивацию к изучению природы;
- воспитать бережное отношение к природе;
Развивающие задачи:
- развить память, внимание, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать на основе наблюдения за объектами природы;
- развить мелкую моторику посредством работы с природным материалом;
- сформировать первоначальные умения проводить небольшие исследования объектов природы;
- развить коммуникативную культуру учащихся.
Отличительная особенность программы заключается в гармоничном сопровождении теоретического материала игровыми моментами, практическими действиями учащихся, под руководством педагога.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6 – 7 лет.
Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа. При необходимости (по результатам вводного контроля ), программа предусматривает 36 часов обучения в год.
Этапы реализации программы:
Формы и режим занятий.
Предусматривается групповая форма работы. Каждое занятие состоит из теоретической части (рассказ педагога, беседа с учащимися) и практической деятельности (работа с дидактическим материалом, либо постановка опытов, творчество учащихся (рисование, создание аппликации), ролевая игра, экскурсия). Кроме того, большое значение уделяется контактам учащихся и педагога с родителями: творческие задания, совместные для учащихся и их родителей; семейные конкурсные программы, открытые занятия. Для ребенка очень важен контакт с родителями, их поддержка, оценка, особенно в младшем школьном возрасте. Ребенок стремится показать родителям, на что он способен, ждет одобрения, и если его ожидания оправдываются, стремится добиваться новых успехов. Данные мероприятия демонстрируют родителям результаты обучения, показывают значимость экологического воспитания.
В связи с тем, что некоторые разделы программы раскрывают особенности времен года, программа предусматривает возможность изменения последовательности прохождения ряда тем, в зависимость от сезона, а иногда и от погодных условий.
Методы обучения:
- словесно-наглядный;
- беседы;
- практическая работа;
- индивидуальная работа под руководством педагога;
- тестовые задания;
- ролевые игры.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 час. При необходимости (по результатам вводного контроля), программа предусматривает периодичность занятий 1 раз в неделю продолжительностью по одному часу (36 часов в год).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Окончив курс обучения по данной дополнительной образовательной программе, воспитанники должны научиться следующему:
- сформировать представление о живой и неживой природе;
- распознавать изученные природные объекты;
- выполнять различные дидактические задания;
- вести наблюдения за природными объектами и делать соответствующие отметки в календаре наблюдений;
- научиться первоначальным навыкам по уходу за комнатными растениями.
Способы проверки представлены дидактическими играми, конкурсными программами, творческими заданиями.
Для оценки знаний учащихся предусматривается вводный, текущий и итоговый контроль.
- Вводный контроль представлен беседой с учащимися, и необходим для определения начального уровня учащихся.
- Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых творческих заданий (изготовление информационных газет, конкурс рисунков, мини-сообщений), открытых занятий, семейных конкурсов.
- Итоговый контроль представлен тестированием и конкурсной программой (семейный праздник).
2. Учебно-тематический план
Название разделов | Периодичность занятий 2 часа в неделю | Периодичность занятий 1 час в неделю | |||||
Всего часов | В том числе | ||||||
Всего часов | В том числе | ||||||
Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | ||||
1. Что такое, кто такой | 12 | 5 | 7 | 6 | 2 | 4 | |
2. Если посмотрите вокруг | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
3. Дыхание осени | 9 | 3 | 6 | 4 | 2 | 2 | |
4. Грибное лукошко | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | |
5. Растения и животные осенью | 6 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | |
6. Явления природы | 2 | 2 | - | 1 | 1 | - | |
7. Тайны капли воды | 4 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
8. Волшебница зима | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
9. С кем дружит ель | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | |
10. Домашние питомцы | 6 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | |
11. Наши зеленые друзья | 6 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
12.Здравствуй, весна | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
13. Человек и природа | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
14.Наш город | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
15. Впереди лето | 2 | 2 | - | 1 | 1 | - | |
16. Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой» | 2 | - | 2 | 1 | - | 1 | |
Итого: | 72 | 35 | 37 | 36 | 20 | 16 |
3.Содержание изучаемого курса
- Что такое, кто такой. 12часов
Введение в программу. Понятия: «природа», «живая природа», «неживая природа». Кто такие растения: особенности растений, части растений (корень, значение корней; стебли, значение, разнообразие; цветок, плод). Растения вокруг нас. Кто такие животные: особенности представителей царства животных, разнообразие (черви, моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, звери). Кто такой человек. Прочтение сказки: «Как вода, солнце и земля между собой поспорили». Что такое среда обитания. Кто где живет. Что из чего сделано (что такое крупа; где «растет» бумага; что такое нитки;).
Практические занятия: разработка условных обозначений живой и неживой природы, обозначения животных и растений; обсуждение сказки: «Как вода, солнце и земля между собой поспорили»; работа с иллюстрациями, фотоматериалом; конкурс рисунков: «Мир на ладони»; дидактические игры: «Кто или что», «Ползает, плавает, летает», «Чей это дом», «Что из чего».
Экскурсии в лабораторию цветоводства, зоологии, аквариумистики вДворец Детского и Юношеского творчества (далее – ДДЮТ).
- Если посмотрите вокруг. 3 часа
Стороны света. Что такое горизонт. Что такое компас.
Что может быть объектом наблюдений (погода, растения, домашние животные). Что такое календарь наблюдений, условные обозначения.
Практические занятия: определение сторон света; создание календаря наблюдений; наблюдения за погодой; отметки в календаре наблюдений.
Экскурсия на пришкольный участок.
- Дыхание осени . 9 часов
Приметы осени. Что такое листопад: причины и значение листопада. Секрет разноцветных листьев. Почему листья меняют окраску.
Тайна лиственницы. Кто зимой и летом зеленого цвета: особенности хвойных пород. Практические занятия: конкурс рисунков: «Золотая осень»; викторина: «Чей лист» (определение листьев березы, клена, ясеня, дуба, осины, рябины, ивы, шиповника, боярышника, барбариса, снежноягодника, черноплодной рябины); аппликации из сухих листьев; выставка творческих работ: «Секрет разноцветных листьев»; отметки в календаре наблюдений.
Экскурсия на пришкольный участок.
4. Грибное лукошко. 2 часа
Значение грибов в природе и жизни человека. Разнообразие грибов. Съедобные грибы, ядовитые грибы.
Практические занятия: просмотр фото и видео материалов, иллюстраций с изображением грибов; викторина: «Съедобный, несъедобный»; отметки в календаре наблюдений.
- Растения и животные осенью. 6 часов
Сезонные изменения у растений. Поведение животных осенью: кто делает запасы на зиму, линька зверей. Перелетные птицы.
Практические занятия: наблюдения на пришкольном участке: «Растения осенью» (облик травянистых растений, кустарников и деревьев осенью); аппликации: «Осенний калейдоскоп»; конкурс рисунков: «Осенние картины»; отметки в календаре наблюдений.
Экскурсия на пришкольный участок.
- Явления природы. 2 часа
Значение дождя, снега. Что такое град. Откуда появляется радуга. Цвета радуги. Угрозы молнии и грома.
Практические занятия: рисуем радугу; отметки в календаре наблюдений.
- Тайны капли воды. 4 часа
Вода на Земле: океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, ледники. Значение воды. Вода – дом.
Свойства воды. Круговорот воды в природы. Сказка: «Сказка о каплях». Как сберечь воду.
Практические занятия: опыты: «Свойства воды»; обсуждение сказки: «Сказка о каплях»; отметки в календаре наблюдений.
- Волшебница зима. 3 часа
Роль снега в жизни растений и животных. Деревья зимой («Кто есть кто»). Погода зимой. Звери зимой. Зимующие птицы. Здоровье зимой.
Практические занятия: определение веток деревьев в безлистном состоянии; наблюдения за падающим снегом, формами снежинок; конкурс рисунков: «Волшебница зима»; отметки в календаре наблюдений.
- С кем дружит ель. 3 часа
Легенда о ели. Ель – хвойная порода. Ель: внешний вид, продолжительность жизни. Животные, связанные с елью. Ель в городе.
Практические занятия: изготовление новогодних сувениров; конкурсная семейная программа: «В гостях у Елочки»; отметки в календаре наблюдений.
- Домашние питомцы. 6 часов
Домашние животные. Животные села и города. Аквариум и его обитатели. Пресмыкающиеся: черепахи, змеи. Птицы: попугаи, канарейки. Грызуны: хомяки, морские свинки, крысы, декоративные мыши. Зайцеобразные: кролики. Хищники: кошки, собаки. Уход за домашними животными.
Практические занятия: рассказы учащихся о своих домашних питомцах; конкурс рисунков: «Мой друг»; отметки в календаре наблюдений.
Экскурсия в лабораторию аквариумистики и в лабораторию зоологии ДДЮТ
- Наши зеленые друзья. 6 часов
Комнатные растения: значение комнатных растений, разнообразие комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные растения класса.
Практические занятия: наблюдения за комнатными растениями; рассказы учащихся о своих комнатных растениях; конкурс рисунков: «Наши зеленые друзья»; отметки в календаре наблюдений.
Экскурсия в лабораторию цветоводства ДДЮТ.
- Здравствуй, весна! 4 часа
Признаки весны. Природа весной. Первоцветы. Птицы весной. Звери весной. Твое здоровье (берегитесь простуды).
Практические занятия: посадка лука; выгонка веток сирени, тополя; отметки в календаре наблюдений.
- Человек и природа. 4 часа
Разработка правил друзей природы. Охрана природы. Что такое красная книга. Знакомство с некоторыми видами растений и животных, занесенных в красную книгу.
Практические занятия: конкурс рисунков: «Мы и природа»; отметки в календаре наблюдений.
- Наш город. 4 часа
Город, в котором мы живем. История города. История твоей улицы. Мы и город: как сделать город более красивым и чистым. Безопасная дорога к дому. Наш зеленый город: растения клумб, деревья и кустарники нашего города.
Практические занятия: сообщения учащихся: «Моя улица»; конкурс рисунков: «Город моей мечты»; викторина: «Знай свой город»; отметки в календаре наблюдений.
Экскурсия по улицам города (микрорайон школы).
- Впереди лето. 2 часа
Изменения в неживой и живой природе с приходом лета: погодные условия, поведение животных. Разнообразие травянистых растений. Кто такие насекомые: значение в природе, разнообразие.
Практические занятия: аппликация: «Летнее ассорти»; отметки в календаре наблюдений.
- Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой»
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел | Формы занятий | Методы | Дидактический материал, ТСО | Формы подведения итогов |
1. Что такое, кто такой | Беседы, лабораторные работы (дыхание растений), экскурсии (в лаборатории эколого-биологического отдела ДДЮТ), игровые моменты | Словесно-наглядный, практический | Иллюстрации; плакат «Эта удивительная природа»; коллекции растений, муляжи плодов, коллекция круп, коллекция «хлопок», комплекты с заданиями: филлворды, ребусы, кроссворды, «путаница». | Конкурс рисунков: «Мир на ладони»; дидактические игры: «Кто или что», «Ползает, плавает, летает», «Чей это дом», «Что из чего». Конкурсная программа: «Если хочешь быть здоров» |
2. Если посмотрите вокруг | Экскурсия на пришкольный участок; беседы, самостоятельная работа (работа с компасом) | Практический, словесно-наглядный | Фото-материалы; компас. | Создание календаря наблюдений, отметки в календаре наблюдений |
3. Дыхание осени | Экскурсия на пришкольный участок; беседы | Словесно-наглядный; практический; самостоятельная работа под руководством педагога | Иллюстрации, фотоматериалы: деревья и кустарники осенью; коллекция листьев деревьев и кустарников нашего города | Конкурс рисунков: «Золотая осень»; викторина: «Чей лист» (определение листьев березы, клена, ясеня, дуба, осины, рябины, ивы, шиповника, боярышника, барбариса, снежноягодника, черноплодной рябины); выставка творческих работ: «Секрет разноцветных листьев»; |
4. Грибное лукошко | Беседы; работа с дидактическим материалом | Словесно-наглядный, практический | Иллюстрации и фотографии с изображением грибов; видеофильм: «Грибы наших лесов» | Викторина: «Съедобный, несъедобный»; отметки в календаре наблюдений |
5. Растения и животные осенью | Беседа, работа с дидактическим материалом, экскурсия на пришкольный участок | Практические, словесно-наглядные | Комплекты с заданиями (карточки с изображением растений и животных, кроссворд «Природа осенью») | Аппликации: «Осенний калейдоскоп»; конкурс рисунков: «Осенние картины»; отметки в календаре наблюдений |
6. Явления природы | Работа с дидактическим материалом, беседы | Практические, словесно-наглядные | Фотографии и иллюстрации с изображением природных явлений, кроссворд «природные явления» | Рисуем радугу; отметки в календаре наблюдений |
7. Тайны капли воды | Беседы, просмотр видеофильма, опыты («Свойства воды») | Словесно-наглядные, работа с дидактическим материалом | Фрагменты видеофильма: «Приключения капли воды» | Опыты: «Свойства воды»; отметки в календаре наблюдений. |
8. Волшебница зима | Беседа, экскурсия на пришкольный участок | Словесно-наглядный, практический | Иллюстрации, фотографии с зимними пейзажами, ветки деревьев и кустарников в безлистном состоянии | Определение веток деревьев в безлистном состоянии; конкурс рисунков: «Волшебница зима»; отметки в календаре наблюдений. |
9. С кем дружит ель | Беседа, работа с дидактическим материалом, | Практические, словесно-наглядные | Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды) | Конкурсная семейная программа: «В гостях у Елочки»; отметки в календаре наблюдений. |
10. Домашние питомцы | Работа с дидактическим материалом, беседы, экскурсия в лабораторию зоологии и лабораторию аквариумистики ДДЮТ | Практические, словесно-наглядные | Фотоматериалы (фотографии домашних животных); фрагменты видеофильмов: «Загадочные кошки», «Жизнь собак» | Рассказы учащихся о своих домашних питомцах; конкурс рисунков: «Мой друг»; отметки в календаре наблюдений |
11. Наши зеленые друзья | Практикумы (уход за комнатными растениями), беседы, экскурсия в лабораторию цветоводства ДДЮТ | Словесно-наглядные, работа с дидактическим материалом | Комнатные растения; фотографии комнатных растений; средства для ухода за комнатными растениями (лейка, тряпочка, опрыскиватель, палочка для рыхления) | Рассказы учащихся о своих комнатных растениях; конкурс рисунков: «Наши зеленые друзья»; отметки в календаре наблюдений. |
12.Здравствуй, весна | Беседы; Опытная работа: «посадка лука; выгонка веток сирени, тополя» | Словесно-наглядный, практический | Фотографии и иллюстрации с изображением весенних пейзажей), побеги древесных растений нашего города (тополя, сирени и др.) | Обсуждение результатов опытов; отметки в календаре наблюдений; |
13. Человек и природа | Беседа, работа с дидактическим материалом, | Практические, словесно-наглядные | Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды) | Конкурс рисунков: «Мы и природа»; отметки в календаре наблюдений |
14.Наш город | Работа с дидактическим материалом, беседы, экскурсия по улицам города (микрорайон школы). | Практические, словесно-наглядные | Фотографии с изображением нашего города; кроссворд: «Улицы нашего города» | Сообщения учащихся: «Моя улица»; конкурс рисунков: «Город моей мечты»; викторина: «Знай свой город»; отметки в календаре наблюдений. |
15. Впереди лето | Беседы, работа с дидактическим материалом | Словесно-наглядные, работа с дидактическим материалом | Фотографии и иллюстрации с изображением насекомых; кроссворд: «мир насекомых» | Аппликация: «Летнее ассорти»; отметки в календаре наблюдений. |
16. Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой» | Беседа, ролевые игры, состязательные моменты | Словесно-наглядные, практические, самостоятельная работа под руководством педагога | Комплекты с заданиями к конкурсам; рисунки учащихся и фотографии для оформления аудитории; грамоты для награждения | Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой» |
5. Список литературы для педагога
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Гелетон А. Жизнь зеленого растения. – М., 1985
- Гризик Т. И. Познаю мир. – М.: просвещение, 2000
- Дворошовский М.С. Экология растений. – М., 1989
- Зуев Д.П. Дары русского леса. – М.: Лесная промышленность, 1966
- Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990
- Литвинов Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005
- Лопатина А. Скребкова М. Сказки о цветах, деревьях и растениях. – М.: Сфера, 1998
- Лопатина А. Скребкова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО Книжный Дом Локус, 2002
- Ляшова Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1 – 4 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Аркти, 2004
- Минин А.А. Живи дерево / Методическое пособие по изучению и охране деревьев. - М.: Пасьва, 2002
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995
- Плешаков А. А. Зеленый дом. - .: просвещение, 1999
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника:
- Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. – СПб.: ИКФ МиМ-Экспресс, 1997
- Энциклопедия для детей: Биология. – М.: Росмэн, 1997
- Мир и человек. Поурочные планы, 1 класс. / Авт.-сост. В.И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2005
6. Список литературы для учащихся
- Бианки В.В. Отчего я пишу про лес. – Л.: Детская литература, 1984
- Гальперштейн Л.Я. Растения. – М.: Росмэн, 2000
- Загадки дикой природы. - М.: Росмэн, 1999
- Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. – М.: Дрофа, 1996
- Мертини А. Тропический лес. – М.: Слово, 1998
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АДС-ПРЕСС, 1998
- Секора О. Погода в картинках. – Л.: Детская литература, 1990
- Сладков Н.И. Под шапкой-невидимкой. – Л.: Детская литература, 1986
- Сладков Н.И. Бюро лесных услуг. – М.: Стрекоза-Пресс, 1995
Перечень видео- и аудиопродукции
- Жизнь собак ВВС
- Загадочные кошки ВВС
- Приключения капли воды ВВС
- Грибы наших лесов (видеофильм эколого-биологического отдела ДДЮТ)
- Аудиозаписи голосов птиц
- Детские песни
- Песни о природе
- Аудио-урок «Чегостик и городские птицы»
- Аудиозаписи голосов зверей.
Перечень фотоматериалов
- Фото питомцев зоологического уголка ДДЮТ
- Фото зверей
- Фото птиц
- Фото рыб
- Фото земноводных
- Фото рептилий
- Фото насекомых
- Фото пауков
- Фото деревьев и кустарников города Кириши
- Фото комнатных растений
- Фото грибов
Приложение№1
Мероприятия по программе
«Если посмотрите вокруг»
- Экскурсия в ДДЮТ (эколого – биологический отдел)
- Конкурс рисунков «Мир на ладони»
- Конкурс рисунков «Золотая осень»
- Викторина «Чей лист»
- Выставка творческих работ «Секрет разноцветных листьев»
- Выставка аппликаций «Осенний калейдоскоп»
- Конкурсная программа: «Если хочешь быть здоров»
- Конкурс рисунков: «Волшебница зима»
- Семейная конкурсная программа «В гостях у елочки»
- «День птиц» - конкурсная программа
- Конкурс рисунков «Наши зеленые друзья»
10. Конкурс рисунков «Мы и природа»
11. Конкурс рисунков «Город моей мечты»
12. Викторина «Знай свой город»
13. «Цветочный бал» – игровая программа
14. Выставка аппликаций «Летнее ассорти»
15. Итоговая игровая программа «Что такое, кто такой»
Приложение №2
Вопросы вводного контроля
- Что такое природа?
- Что такое неживая природа?
- Какие растения вы знаете? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет жизненную форму растения: трава, кустарник, дерево)
- Какие животные вам известны? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет класс животного: насекомое, рыба, земноводное, рептилия, птица, зверь)
- Какую роль растения играют в природе? (для иллюстрации ответов учащихся и комментариев педагога, желательно продемонстрировать плакат: «Эта удивительная природа»)
Итоговый контроль представлен игровой программой «Что такое, кто такой» и выставкой творческих работ учащихся (рисунки, поделки из природного материала)
Приложение № 3
Список тем наблюдений за природными явлениями и растениями (наблюдения дополняются моделированием ситуации и постановкой эксперимента)
- Что такое иней.
- Как появляется радуга.
- Куда исчезают лужи.
- Почему идет дождь.
- Что такое ветер.
- Свойства воды.
- Как разбудить семена.
- Как пьют растения.
- Вырастим лук сами.
- Как определить возраст дерева.
- Любимый цвет насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет
Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа по развитию музыкальных способностей детей, через обучение нотной грамоте и игре на детских музыкальных инструментах.
Содержание программы по развитию музыкальных способностей у детей....
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...