Практический ( игровой ) мастер –класс по теме: « Применение игр ТРИЗ – технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО».
методическая разработка

Морозова Елена Сергеевна

Цель мастер – класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_triz.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактические игры по технологии ТРИЗ ( практикум)

                                            « Раньше – позже»

Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия:

"сегодня"-"завтра"-"вчера", развивать речь, память.

Правила игры:

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или, что

будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры:

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Д: Мы одевались на прогулку.

В: А до этого?

Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а

еще раньше завтракали…

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!

Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли

ножницы, раскроили ткань….

При закреплении понятий "сегодня", "завтра","вчера"…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А после завтра? И т.д..

                                                     «  Где живет?»  

Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.

Правила игры:

Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это

неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем

дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического

миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или

ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить,

например, раздел "Живая и неживая система", то основной набор картинок должен

состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.

В: Где живет медведь? ( варианты ответов)

В: Где живет собака?

В: Где живет подорожник?

В: Где живут вежливые слова?

В: Где живет радость?

В: Где живет зло?

В: Где живет звук?

В: Где живет слово?

                                               « Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные

и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система,

явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо - почему?», «что-то плохо –почему?»

Ознакомление с окружающим миром.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после

дождя..

                                                      « Мои друзья»

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный

запас детей, логическое мышление, речь.

Правила игры:

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого- либо .Можно применить картинки- карточки. Дети определяют, кто они, (берут роль объекта материального мира),затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Ход игры:

В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара,

космической ракеты, листочка, перышка.

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота,

говорящей куклы..

В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и

произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине,

в конце).

К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары и т.д.

В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…

В: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.

Д: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.

                                                             «Теремок»

 Правила  игры:  детям  раздаются  различные  предметные  картинки.  Один ребенок выполняет роль  ведущего ,он сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок»  сможет  туда  попасть  только  в  том  случае,  если  скажет,  чем  его предмет  похож  на  предмет  ведущего  или  отличается  от  него.  Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Примечание:  ведущий может поменять установку: «Пущу тебя в теремок, если , скажешь,  чем  ты  отличаешься  от  меня».

 Похожести  и  различия  могут быть  по  функции  (по  назначению  предмета),  по  составным  частям,  по местонахождению или видовой принадлежности.

 Ход игры:

 ( по степени похожести у объектов живого мира)

 Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

 Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

 Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

 Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы, туловище,  голова,2  уха,  шерсть,  мы  относимся  к  природному  миру,  живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

                                                   «Числовая да-нет ка»

 Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

 Ход:  На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.

Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Но детей сначала надо научить задавать вопросы. Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5? Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают: - Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине?

                                                      « Предметная ДА- НЕТ-ка»

По принципу числовой в ряд выстраиваются игрушки( от 8-20).

                                                      « Ты моя частичка»

Цель: развивать умение классифицировать обьекты живой природы.

Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части.

Например: « Я- дерево, ты моя частичка. Кто ты?»

                       « Я гриб, ты моя частичка. Кто ты?»

                        « я арбуз, ты моя частичка. Кто ты?» ( ромашка,колосок и т.д)

                                                                      « Я возьму тебя с собой»

Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и обьектом живой природы.

Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой обьекты живой природы, которые находятся.

Пример: Я река – возьму с собой всё живое, что находится в реке.

                 ( Я- лес. Я- пустыня. Я Северный полюс. Я- ферма. Я – зоопарк. Я – цирк.)

                Практический ( игровой ) мастер –класс по теме: « Применение игр ТРИЗ – технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО».

Подготовлено: воспитатель Е. С. Морозова.

Цель мастер – класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи:

Дать представление о многообразии игровых приёмов ТРИЗ- технологии;

Познакомить с практическим применением игровых приёмов ТРИЗ;

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование ТРИЗ – технологии.

Мы педагоги – дошкольники люди творческие, неугомонные и в своей работе следуем пословице : « Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».

А ещё лучше- сто раз сделать.

Девиз  сегодняшнего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму.

 Хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые приёмы ТРИЗ – технологии. Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, от их решения зависит многое.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Мы хорошо знаем, что любой ребёнок может быть творческой личностью, он от рождения потенциально является талантливым.

Чтобы воспитать, раскрыть этот потенциальный талант уже в дошкольном возрасте необходимо развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.

Целью ТРИЗ – технологии : является развитие с одной стороны таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны- поисковая активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Дословно ТРИЗ переводится как: Теория

                                                              Решения

                                                             Изобретательских

                                                             Задач

Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр и занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Самое главное – обращать внимание ребёнка на интересные вещи. Не пытаться дать обьяснение в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию в разных плоскостях : «хорошо- плохо». Размышлять вместе, проводить опыты –воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

Игры по ТРИЗ способствуют преодолению застенчивости, замкнутости, робости, учат отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации учит самостоятельно находить оригинальные решения.

Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей ,в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

ТРИЗ для детей- как гимнастика для интеллекта и воображения.

 Предлагаю вам поиграть в игры ТРИЗ- технологии.

                                    (проведение игрового мастер- класса)

Заключение:

Очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация оказалась для вас полезной, интересной и главное, помогла в дальнейшей работе с детьми.

                                       

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»

Приложение наглядно - методического  материала к собственному инновационному педагогическому опыту по теме:  «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности пе...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Методическая разработка мастер-класса по аппликации "В небе ходит солнышко" для совместной деятельности родителей и детей младшей группы в дистанционном формате

Данная методическая разработка мастер-класса по аппликации  "В небе ходит солнышко" подходит для педагогов ,родителей в период дистанционной совместной образовательной деятельности дете...

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии  в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста»...

«Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»

Теория решения изобретательских задач - это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий....