Мастер класс: Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО
методическая разработка
Практическое освоение технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klas_primenenie_triz_-tehnologii.docx | 349.54 КБ |
prezentatsiya_4.pdf | 927.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Мастер - класс для педагогов
«Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
Январь
2019 год
Цель: Практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи: Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.
Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.
Сформировать у участников мастер - класса мотивацию на использование
ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.
Ход мастера-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и видеть, рот - чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО».
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?
Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
Что такое технология ТРИЗ и как переводится? Дословно ТРИЗ- теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.
Какая же цель ТРИЗ? Целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Самое главное - обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты - другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня поиграть в игры ТРИЗ-технологии.
Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру.
1. Игра «Найди своих друзей»
Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.
Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
2. Игра «Повторяка»
Уважаемые педагоги выберете себе любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а каждый объект имеет определенную функцию. Я- лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить» эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной вашему объекту функции.
Я -машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я - карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.
3. Игра «Расскажи обо мне».
Цель- учить составлять рассказ об объекте, используя признаки, воспринимаемые органами чувств.
Правила игры:
Средняя группа: на нижней строке МТ выставлены символы анализаторов. На верхней строке соответствующе выставлены символы признаков, воспринимаемых этими анализаторами. Расскажите об объекте, опираясь на схему.
Старшая группа: верхняя строка МТ пустая. Подберите сами признаки объекта и назовите его значение.
4. Игра "Маша - Растеряша"
Цель - тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того, что они невнимательны. И их часто называют Маша - Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам? Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):
Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы
решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все
остальное и т. д.
2 вариант. Развитие игры происходит, так же, как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот
становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.
5. Игра "Смени цвет, форму и размер"
Цель - закреплять умение различать цвет, форму и размер объекта. Закреплять знание геометрических фигур. Учить выделять заданный признак и оперировать им.
Правила игры: построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг - цвет - красный маленький круг - форма - красный маленький квадрат - размер и цвет - синий большой квадрат…
1 вариант: Ребенок выбирает первый вагончик-фигуру, воспитатель выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.
2 вариант: Воспитатель строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между ними расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.
3 вариант: Воспитатель раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаками или признаком, которые меняются.
6. Игра "Дразнилка"
Я буду называть объект. А вы, не называя его функцию вслух, подразниваете с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры.
Педагог: Кошка (Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…)
Пылесос. (Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…)
Ознакомление с окружающим миром.
Кинотеатр. (Смотрилище, показывалка)
Знаки дорожные. (Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…)
Физическая культура.
Мяч. (Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка)
Экология.
Снег. (Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка)
Когда он может быть укрывалкой? (Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло)
А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? (Таялка. Таялище, когда тает очень много снега)
Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть? (Испарялочка, исчезалка…)
Помидор. (Вкуснятище, витамилка, полезнище). Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками. Подразните его в этот момент!
(Украшалочка, украшалка)
Ознакомление с трудом людей.
Трактор в поле. (Пахалище, вспахивалка…)
Когда трактор землю разравнивает. Подразним? (Боронилка, дробилище, разравнялочка)
7. Игра «Кто где живет? Кто что ест?»
Цель - развивать мышление, закреплять ранее полученные знания об окружающем мире.
Ход игры: Правильно соотнести домик с его хозяином. Используется планшет 6*6 карманов.
8. Игра «Волшебные картинки».
Цель - развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка.
Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
(педагоги рассказывают о своих нарисованных картинках)
Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.
Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение таких заданий способствовало активизации творческих способностей.
Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»....
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...