Мастер класс « ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
методическая разработка

Оленникова Анна Александровна

Мастер класс для коллег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_master_klass.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад "Солнышко"

с.Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области

Адрес: 632270 с. Кыштовка Кыштовский район ул. Садовая, 2/1

тел: 8-383-71-21-915

Мастер класс

Тема: « ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»

Выполнила: воспитатель Оленникова А.А.

Пример оформления сценария мастер-класса

ФИО, должность: Оленникова Анна Александровна, воспитатель

Полное наименование ДОО: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кыштовского района детский сад «Солнышко

Область (район), город (поселок) Новосибирская область, село Кыштовка

Тема: __« ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»

Задачи:__ Познакомить педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологии.

Формировать умение применять данные методы в ходе практической деятельности.

Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: проектор

Раздаточные материалы: конверты с заданиями; сказка, с пропущенными строками. _______________________________________________

Этап

мастер-класса

Ход мастер-класса

Деятельность педагога, проводящего мастер-класс

Деятельность педагогов / родителей, участвующих в мастер-классе

Вступительная часть

Педагог, проводящий мастер-класс, обозначает цели мастер-класса, раскрывает его содержание и ожидаемые результаты, создает мотивирующую ситуацию.

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы встретились с вами, чтобы поделиться опытом.

Посмотрите, что это за чемодан.

Что на чемодане изображено? Да, это схема, при помощи которой мы будем общаться с чемоданом. Она подскажет нам в какой последовательности и какого цвета нужно брать конверт.

Лидия Васильевна, посмотрите на схему и скажите какой конверт у нас должен быть первый? В конверте приемы ТРИЗ на листках. Воспитатель раздает листки, коллеги зачитывают с листков приемы).

Уважаемые коллеги, а знакомы вам данные методы и приемы?

Хорошо, как вы думаете, к какой технологии относятся данные приёмы?

Совершенно верно, все эти методы и приемы относятся к технологии ТРИЗ.

Цель: знакомство педагогов с технологией   ТРИЗ для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологии.

Формировать умение применять данные методы в ходе практической деятельности.

Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.

Рассматривают чемодан,

схему

красный конверт, достает  

и открывает его

Некоторые знакомы

Воспитатели предлагают свои варианты ответов

Теоретическая часть

Рассказ педагога, проводящего мастер-класс, о методах, приёмах, формах, авторских находках и т.д., с которыми он будет знакомить участников.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.

- Что такое технология ТРИЗ - как переводится?

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

- Какая же цель ТРИЗ?

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

 Технология ТРИЗ является средством реализации федеральной образовательной программы, так как дает возможность креативно мыслить.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Сейчас мы переходим к практической части, в ходе которой мы поближе познакомимся с некоторыми методами ТРИЗ.

Высказывают свои предположения

Практическая часть

Участники мастер-класса приступают к выполнению практического задания, связанного с освоением представленного опыта, нового знания, умения или способа.

Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия).

б) прямая аналогия.

в) фантастическая аналогия.) и т.д.

Для дальнейшей работы нам нужно обратиться к нашему чемодану.

Альфия Зайнуловна, посмотрите по схеме какой конверт у нас следующий.

изобрази будильник, который забыли выключить;

покажи походку человека, которому жмут ботинки;

цветок, который забыли полить

Данетка.

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений

И опять мы обращаемся для работы к нашему чемодану. Ирина Геннадьевна, следуя схеме какой конверт мы будем открывать (желтый3)

Для дальнейшей работы разделимся на две команды. Воспитатель достает из конверта два листка с картинками, раздает командам, не показывая соперникам картинки. Вам нужно загадать друг другу объект на фото, используя данный метод. (Картинки обезьяна и береза)

Типовое фантазирование.

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных волшебников.

Надежда Дмитриевна, посмотрите какой конверт нам следует открыть сейчас?  Открывает конверт там 2 истории с пропущенными строками, Уважаемые коллеги, вам нужно пофантазировать и вставить пропущенные слова.

Выбирает синий конверт

Загадывают противоположной команде объект на картинке

Достает зеленый конверт, выполняют задания из конверта

Педагог, проводящий мастер-класс, поясняет те наиболее важные, с его точки зрения, элементы своего опыта.

Методом  синектики можно заниматься с детьми с 3 лет. Такие упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти, формированию гибкости и образности мышления.

Игру «Данетка» можно использовать в работе с детьми в любом возрастной группе, так как у неё нет ограничений по возрасту.

«Данетка» помогает развивать логическое мышление, память, внимание, учить задавать вопросы и проявлять инициативу.

Типовое фантазирование помогает развивать у детей способность самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера.

Представление и комментирование участниками мастер-класса результатов деятельности.

Добавляют к комментариям воспитателя свои варианты ответов.

Рефлексия

Участники мастер-класса проводят самоанализ полученных представлений, умений, собственных эмоций, характеризуют отношение к содержанию мероприятия.

Давайте мы сейчас вместе с вами соберем в чемодан самое интересное, что было на мастер классе. (на листках напишите ваши впечатления и пожелания).

1.Ваши впечатления

2.Ваши пожелания

Заполняют листы, высказывают написанное, складывают в чемодан.

Подведение итогов педагогом, проводящим мастер-класс.

Я вам рекомендую использовать данный метод в своей работе, ведь используя его мы развиваем творческого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»

Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и  детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»...

Мастер-класс «Коммуникативные игры в совместной деятельности педагога с детьми".

В данном материале представлен опыт работы  по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством игры....

«Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»

Теория решения изобретательских задач - это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий....