Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Мастер-класс
«Применение методов ТРИЗ-технологии
в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_triz.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Применение методов ТРИЗ-технологии
в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги!!! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Целью мастер-класса является создание условий для практического освоения методами технологии ТРИЗ.
Задачи:
- дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии;
- познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ-технологии;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование методов ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?
Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
- Что такое технология ТРИЗ - как переводится?
Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.
Основателем ТРИЗ-технологии является писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все! Творчество во всём!»
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
В ТРИЗ-технологии существует множество методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю:
Названия методов, приемов. | Краткая характеристика |
Метод мозгового штурма | Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. |
Метод фокальных объектов | Цель: научить наделять объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками. Решение конструкторских задач по усовершенствова- нию изделий. Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, ко- торый лежит в фокусе переноса. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. |
Метод синектика | Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения. Цель: учить детей менять точку зрения на объект с помощью приемов личной аналогии (эмпатии), прямой, символической и фантастической. Анализировать системы поиска нестандартного решения данной ситуации. |
Метод морфологического анализа | Суть данного метода – построение таблицы, для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. |
А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю желающих (6 человек) поучаствовать в практической части моего мастер-класса.
- Я предлагаю Вам с помощью методов ТРИЗ – технологии построить детский сад будущего (обращаю внимание на чистый лист ватмана).
- Используя метод мозгового штурма, назовите слова - ассоциации к слову детский сад.
Ответы.
- А как вы думаете, как должен выглядеть детский сад будущего?
Ответы.
- У меня представлены несколько вариантов детских садов. Из этих вариантов выберете что-то и разместите на ватмане и объясните, почему вы выбрали именно этот дом.
Выполняют.
- Само здание у нас уже есть, но оно ещё совсем пустое. Нам нужно его и обставить и заселить.
- Чтобы обставить детский сад, нам нужна мебель! А какая мебель должна быть в современном детском саду?
Ответы.
- А сейчас я предлагаю вам стать инженерами-конструкторами и Методом Фокального Объекта создать новый совершенствуемый вами объект - стол будущего.
- Рассмотрим стол со всех сторон, используя свою фантазию, логическое мышление и с помощью случайных объектов.
- Например: еж, льдинка, лампа. Назовем характерные свойства и признаки случайных объектов, вот например льдинка, какая она? (Холодная)
Еж, какой? Колючий, сворачивающийся
Лампа, какая? светящаяся
- А теперь применяя свойства случайных объектов к новому объекту - столу будущего, создайте стол. И на листочках изобразите. Выполняют.
Покажите и расскажите, какой стол будущего получился у вас, а у вас…...
- А теперь рассмотрим метод эмпатии, нужно вжиться в образ, включив эмоциональное и личностное отношение к какому-либо предмету.
- Перед вами лежат карточки, возьмите каждый себе по одной (стул, аквариум, кровать, шкаф, коврик, игрушка, кукла, машинка), вы должны почувствовать себя в роли этого объекта, опишите как вы себя чувствуете в этой роли. Можете показать и рассказать. Это мы рассмотрели метод эмпатия и применили для детского сада будущего, т.е. в детском саду будущего появились предметы думающие, высказывающие свое мнение.
- В детском саду мы всё обставили мебелью, а чего же еще не хватает нам? А из чего же дети будут кушать? (Посуда)
- На волшебной дорожке предлагаю создать кружку будущего и с помощью метода синектика, приёма преобразования, управляя своей фантазией наделить ее новыми частями. Когда один объект взаимствует у другого объекта его части, то получается матрица придумывания нового и конструируем новый объект как инженеры. Давайте трансформируем кружку.
- Итак, пошла наша кружка по волшебной дорожке и встретила сумочку. Какие признаки частей можно взять у сумочки? Вот, например, возьмём у сумки ручку. Для чего такая ручка нужна нашей кружке?
Ответы.
- Эту кружку можно носить через плечо (замок, карман)
Ответы.
- Пошла кружка дальше и встретила воздушный шарик.
- Что она может взять у шарика? (шарик имеет способность увеличиваться и уменьшаться в размерах)
Ответы.
- Если мы увеличим кружку, то что с ней можно сделать? Например, если вкусный компот мы можем налить побольше компотика.
Ответы.
- Дальше пошла наша кружечка и встретила она яблочко, что мы можем взять у яблока.
Ответы.
- Какая же у нас получилась кружка будущего? Вот какая необычная кружка у нас получилась.
- Разместили мы в нашем детском саду и мебель и посуду кого же нам ещё не хватает?
Ответы.
Самое главное, конечно же, это наши дети, так как у нас детский сад будущего то и дети должны быть идеальные, но это совсем не означает, что они должны быть послушными, примерными, тихими и скромными.
- А теперь я вам предлагаю с помощью метода Морфологического Анализа создать образ идеального ребёнка для будущего детского сада, а помогут нам в этом сказочные герои.
- С помощью фишки обозначим на морфологической таблице необходимые знания, умения, навыки и личностные характеристики для идеального ребёнка, выбирая характерные особенности сказочных героев.
Выполняют.
- Расскажите, каким получился портрет идеального ребёнка будущего?
- Но дети же не должны же находиться одни в детском саду. Кто еще должен быть в д/с?
- Конечно же, это сотрудники. С помощью приема фантазирования, опишите сотрудников, используя характерные черты сказочных героев. Самый главный это же конечно заведующий.
- Кого из сказочных героев вы поставили бы на место заведующего? (пчелка Майя)
- Хорошо кого еще не хватает? (воспитателя, кого из сказочных персонажей она напоминает?)
- Кто заботится о детях, все убирает? (кого сказочного персонажа она напоминает?(золушка)
Используя методы ТРИЗ – технологии, получился у нас д/сад будущего. А вот теперь используя свои знания, умения, навыки и личностные характеристики догадайтесь, что же не хватает в нашем детском саду будущего?
Я предлагаю Вам, дорисовать то, что вы считаете необходимым, используя приемы фантазирования, но помните что д/с у нас будущего.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса. Возьмите каждый по одной фишке и разместите на той картинке, которая соответствует вашему мнению.
Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина - мне это не нужно, выброшу.
Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников! Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТРИЗ технологии в совместной деятельности с детьми.
Предлагаю вам конспекты совместной деятельности с использованием ТРИЗ. Данный материал адресован педагогам, которые занимаются развитием познавательных и творческих способностей детей....
Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: распространение опыта по и...
Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры»....
Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....
Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....
Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод, способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истин...