Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Кабдулина Жанар Салауатовна

Мастер-класс

«Применение методов ТРИЗ-технологии

 в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_triz.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение методов ТРИЗ-технологии

 в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги!!! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Целью мастер-класса является создание условий для практического освоения методами технологии ТРИЗ.

Задачи: 

  • дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии;
  • познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ-технологии;
  • сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование методов ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.

- Что такое технология ТРИЗ - как переводится?

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

Основателем ТРИЗ-технологии  является  писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. 

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все! Творчество во всём!» 

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

        В ТРИЗ-технологии существует множество методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю:

Названия методов, приемов.

Краткая характеристика

Метод мозгового штурма

Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.

Метод фокальных объектов

Цель: научить наделять объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками.

Решение конструкторских задач по усовершенствова-

нию изделий.

Сущность метода – перенесение признаков случайно

выбранных объектов на совершенствуемый объект, ко-

торый лежит в фокусе переноса.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Метод

синектика

Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения.

Цель: учить детей менять точку зрения на объект с помощью приемов личной аналогии (эмпатии), прямой, символической и фантастической. Анализировать системы поиска нестандартного решения данной ситуации.

Метод морфологического анализа

Суть данного метода – построение таблицы, 

для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

       А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю желающих (6 человек) поучаствовать в практической части моего мастер-класса.

- Я предлагаю Вам с помощью методов ТРИЗ – технологии построить детский сад будущего (обращаю внимание на чистый лист ватмана).

- Используя метод мозгового штурма, назовите слова - ассоциации к слову детский сад.

Ответы.

- А как вы думаете, как должен выглядеть детский сад будущего?

Ответы.

- У меня представлены несколько вариантов детских садов. Из этих вариантов выберете что-то и разместите на ватмане и объясните, почему вы выбрали именно этот дом.

Выполняют.

- Само здание у нас уже есть, но оно ещё совсем пустое. Нам нужно его и обставить и заселить.

- Чтобы обставить детский сад, нам нужна мебель!  А какая мебель должна быть в современном детском саду?

Ответы.

- А сейчас я предлагаю вам стать инженерами-конструкторами и Методом Фокального Объекта создать новый совершенствуемый вами объект - стол будущего.

- Рассмотрим стол со всех сторон, используя свою фантазию, логическое мышление и с помощью случайных объектов.

- Например: еж, льдинка, лампа. Назовем характерные свойства и признаки случайных объектов, вот например льдинка, какая она? (Холодная)

Еж, какой? Колючий, сворачивающийся

Лампа, какая? светящаяся

- А теперь применяя свойства случайных объектов к новому объекту - столу будущего, создайте стол. И на листочках изобразите. Выполняют.

Покажите и расскажите, какой стол будущего получился у вас, а у вас…...  

- А теперь рассмотрим метод эмпатии, нужно вжиться в образ, включив эмоциональное и личностное отношение к какому-либо предмету.

- Перед вами лежат  карточки, возьмите каждый себе по одной (стул, аквариум, кровать, шкаф, коврик, игрушка, кукла, машинка), вы должны почувствовать себя в роли этого объекта, опишите как вы себя чувствуете в этой роли. Можете показать и рассказать. Это мы рассмотрели метод эмпатия и применили для детского сада будущего, т.е. в детском саду будущего появились предметы думающие, высказывающие свое мнение.

- В детском саду мы всё обставили мебелью, а чего же еще не хватает нам? А из чего же дети будут кушать? (Посуда)

- На волшебной дорожке предлагаю создать кружку будущего и с помощью метода синектика, приёма преобразования, управляя своей фантазией наделить ее новыми частями. Когда один объект взаимствует у другого объекта его части, то получается матрица придумывания нового и конструируем новый объект как инженеры. Давайте трансформируем кружку.

- Итак, пошла наша кружка по волшебной дорожке и встретила сумочку. Какие признаки частей можно взять у сумочки? Вот, например, возьмём у сумки ручку. Для чего такая ручка нужна нашей кружке?

Ответы.

- Эту кружку можно носить через плечо (замок, карман)

Ответы.

- Пошла кружка дальше и встретила воздушный шарик.

- Что она может взять у шарика? (шарик имеет способность увеличиваться и уменьшаться в размерах)

Ответы.

- Если мы  увеличим кружку, то что с ней можно сделать? Например, если вкусный компот мы можем налить побольше компотика.

Ответы.

- Дальше пошла наша кружечка и встретила она яблочко, что мы можем взять у яблока.

Ответы.

- Какая же у нас получилась кружка будущего? Вот какая необычная кружка у нас получилась.

- Разместили мы в нашем детском саду и мебель и посуду кого же нам ещё не хватает?

Ответы.

Самое главное, конечно же, это наши дети, так как у нас детский сад будущего то и дети должны быть идеальные, но это совсем не означает, что они должны быть послушными, примерными, тихими и скромными.

- А теперь я вам предлагаю с помощью метода Морфологического Анализа создать образ идеального ребёнка для будущего детского сада, а помогут нам в этом сказочные герои.

- С помощью фишки обозначим на морфологической таблице необходимые знания, умения, навыки и личностные характеристики  для идеального ребёнка, выбирая характерные особенности сказочных героев.

Выполняют.

- Расскажите, каким получился портрет идеального ребёнка будущего?

- Но дети же не должны же находиться одни в детском саду. Кто еще должен быть в д/с?

- Конечно же, это сотрудники. С помощью приема фантазирования, опишите сотрудников, используя характерные черты сказочных героев. Самый главный это же конечно заведующий.

- Кого из сказочных героев вы поставили бы на место заведующего? (пчелка Майя)

- Хорошо кого еще не хватает? (воспитателя, кого из сказочных персонажей она напоминает?)

- Кто заботится о детях, все убирает? (кого сказочного персонажа она напоминает?(золушка)

       

        Используя методы ТРИЗ – технологии,  получился у нас д/сад будущего. А вот теперь используя свои знания, умения, навыки и личностные характеристики догадайтесь, что же не хватает в нашем детском саду будущего?

Я предлагаю Вам, дорисовать то, что вы считаете необходимым, используя приемы фантазирования, но помните что д/с у нас будущего.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса. Возьмите каждый по одной фишке и разместите на той картинке, которая соответствует вашему мнению.

Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина - мне это не нужно, выброшу.

Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников! Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ технологии в совместной деятельности с детьми.

Предлагаю вам конспекты совместной деятельности с использованием ТРИЗ. Данный материал адресован педагогам, которые занимаются развитием познавательных и творческих способностей детей....

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: распространение опыта по и...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии  в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста»...

«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод, способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истин...