Перспективный план по развитию речи. старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Сентябрь. Тема месяца: «Детский сад»
1 неделя – «Наша группа. Игрушки»
2 неделя – «Мальчики и девочки – дружная семья»
3 неделя – «Посуда продукты питания»
4 неделя – «Мебель»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | пересказ сказки «Лиса и рак» | учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстро-медленно); развивать голосовой аппарат(произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом) | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 24 |
|
| 2 неделя | составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
| учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учит отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 26 |
|
| 3 неделя | рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки»
| формировать навыки связной речи. Учит использовать в речи сложноподчинённые предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков /с/ и /ц/. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 33 |
|
| 4 неделя | составление рассказа по скороговорке.
| формировать навыки связной речи. Учит использовать в речи сложноподчинённые предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков /с/ и /ц/. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 33 |
|
Октябрь. Тема месяца: «Осень»
1 неделя – «Овощи. Фрукты»
2 неделя – «Ягоды. Грибы»
3 неделя – «Осенний лес» (деревья)
4 неделя – «Профессии»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
| учить выразительно, пересказывать текст; активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детёнышей животных.
| Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 38 |
|
| 2 неделя | составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом»
| учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков /ш/ и /ж/, учит дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 41 |
|
| 3 неделя | составление рассказов на темы стихотворений.
| учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детёныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчинённые предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками /ш/ и /ж/, четко произносить фразы, насыщенные данными звуками | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 44 |
|
| 4 неделя | составление рассказа на заданную тему.
| учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчинённые предложения; учить подбирать слова, сходные по звучанию. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 48 |
|
Ноябрь. Тема месяца: «Животный мир»
1 неделя – «Домашние животные и птицы»
2 неделя – «Лесные жители»
3 неделя – «Птицы» (зимующие и перелетные)
4 неделя – «Животные севера»
5 неделя – «Животные жарких стран»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
| учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 50 |
|
| 2 неделя | составление рассказа по картине «Ежи»
| учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); активизировать у них в речи сложноподчинённые предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ⦋ч,⦌ и ⦋щ, ⦌; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки ⦋ч,⦌ и ⦋щ, ⦌, выделять их в словах | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 52
|
|
| 3 неделя | составление рассказа на тему «Домашнее животное» | учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных(ботинок, чулок, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы; учить выделять во фразах слова со звуками ⦋ч,⦌ и ⦋щ, ⦌, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 55 |
|
| 4 неделя
| составление описательного рассказа о предметах посуды | учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов), многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница) | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 58 |
|
Декабрь. Тема месяца: «Зима»
1 неделя –«Зимние краски »
2 неделя – «Одежда. обувь»
3 неделя – «Музыкальная мозаика»
4 неделя – «Новый год у ворот»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | пересказ рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»
| учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 61 |
|
| 2 неделя | составление рассказа по картине «Река замёрзла»
| учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков ⦋с⦌ и ⦋ш⦌, учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками ⦋с⦌ и ⦋ш⦌; закрепить умение делить слова на части – слоги. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 64 |
|
| 3 неделя | составление рассказа на тему «Игры зимой»
| учить составлять связной рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками ⦋с⦌ и ⦋ш⦌, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно, проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 67 |
|
| 4 неделя | составление рассказа на темы скороговорок.
| учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм множественного числа существительных; учить различать на слух звуки ⦋з⦌ и ⦋ж⦌; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки ⦋з⦌ и ⦋ж⦌ протяжно, четко, с различной силой голоса | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 70 |
|
Январь. Тема месяца: «Семья»
1 неделя – «Семейный альбом»
2 неделя – «Семейные традиции и праздники»
3 неделя – «Зимние игры и забавы»
4 неделя – «Этикет»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | пересказ сказки «Петух да собака»
| учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчинённые и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 74 |
|
| 2 неделя | составление рассказа по картине «Северные олени»
| учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнить и закрепить правильное произношение звуков ⦋ч,⦌ и ⦋ц⦌; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками ⦋ч,⦌ и ⦋ц⦌ | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 76 |
|
| 3 неделя | составление описательного рассказа на тему «Зима»
| учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные; учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ⦋ч,⦌ и ⦋ц⦌, приучать правильно, пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 79 |
|
| 4 неделя | ознакомление с предложением
| дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 84 |
|
Февраль. Тема месяца: «Наша армия родная»
1 неделя – «Транспорт»
2 неделя – «ПДД»
3 неделя – Спорт»
4 неделя – «день защитника отечества»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | пересказ сказки «Лиса и кувшин»
| учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова «жать», учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу ; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 88 |
|
| 2 неделя | составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком»
| учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 90 |
|
| 3 неделя | составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»
| учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 92 |
|
| 4 неделя | составление рассказа на заданную тему.
| учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить названия слов мебель и посуда; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умения строить предложения. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 94 |
|
Март. Тема месяца: «Весна»
1 неделя – «Мама – солнышко мое»
2 неделя – «Народные промыслы»
3 неделя – «Весенние краски» (Деревья, ранняя весна)
4 неделя – «Вестники весны» (перелетные птицы)
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
| учить связно, последовательно, выразительно пересказывать худ. Текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения – путаницы и заменять слова в этих предложениях. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 97 |
|
| 2 неделя | составлять рассказ по картине «Весна пришла»
| учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные; учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз. |
|
|
| 3 неделя | сочинение на тему «Приключение зайца»
| учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учит подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Добиваться внятного и четкого произношения слов и фраз, включающих звуки ⦋с⦌-⦋с,⦌, ⦋щ⦌, учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представление об ударных и безударных слогах | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 101 |
|
| 4 неделя | составление рассказа на предложенную тему.
| учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ⦋л⦌ - ⦋л,⦌, ⦋р⦌ - ⦋р,⦌, изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 103 |
|
Апрель. Тема месяца: «Безопасность»
1 неделя – «Опасные предметы»
2 неделя – «Космос»
3 неделя – «Из чего и для чего»
4 неделя – «Электроприборы»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» | помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта | О.С. Ушакова стр. |
|
| 2 неделя | составление рассказа по картине «Зайцы»
| учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый –весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове. | О Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 108 |
|
| 3 неделя | составление рассказа на тему «Как Серёжа нашел щенка»
| учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов – названий профессий |
Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 110 |
|
| 4 неделя | пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»
| учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слов, подводить к усвоению способов словообразования | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 111 |
|
Май. Тема месяца: «Что нас окружает»
1 неделя – «день Победы»
2 неделя – «Вода и рыбы»
3 неделя – «Цветы и травы»
4 неделя – «Насекомые»
5 неделя – «Лето»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ | Период освоения материала | Тема | Программное содержание | Автор, материал | Дата проведения |
1 | 1 неделя | составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
| учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей, (игрушек) давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из 2-3 слов - самостоятельно. Учить различать на слух звуки ⦋с⦌-⦋с,⦌, ⦋щ⦌ в словах, четко произносить слова с этими звуками. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 99
|
|
| 2 неделя | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни | проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на тему из личного опыта
| В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 102) |
|
| 3 неделя | Дидактические игры со словами | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
| В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 61) |
|
| 4 неделя | пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
| учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий. Учить называть предметы необходимые людям той или иной профессии. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 106 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentyabr_perspektiva.doc | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
№ТемаЦели и задачиПланФакт СЕНТЯБРЬ 1День знанийЗакреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».Учить подбирать обобщающие слова для группы пре...
Перспективный план по развитию речи средняя группа
№Программное содержание занятийМатериалы, оборудованиеЛитература1.Пересказ сказки «Курочка Ряба»Задачи:- связная речь: учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких расск...
Перспективный план по развитию речи подготовительная группа
перспективный план...
Перспективный план музыкального развития в старшей группе
система работы...
Перспективное планирование по развитие речи Старшая группа
Перспективное планирование старшая группаПо лексическим темам...
Перспективный план по развитию речи подготовительная группа
Перспективный план по развитию речи (подготовительная группа)...
Перспективный план по развитию речи. Младшая группа.
В данном документе представлен перспективный план по развитию речи младшей группы....