План самообразования по теме «Пересказ художественных произведений с помощью картинок в старшей группе детского сада»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме «Пересказ художественных произведений с помощью картинок в старшей группе детского сада»
Воспитатель: О.Р.Сотникова
2022 - 2023 г.
Актуальность темы
В настоящее время педагоги сталкиваются с тем, что многие дети имеют небольшой словарный запас, не умеют согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение. Возникает потребность научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
Всем известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Систематичное обучение пересказу может поспособствовать обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом происходит совершенствование структуры речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Сформированность умений воспринять и понять прочитанный текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать небольшие произведения помогут ребёнку в последующем успешном обучении в школе.
Ведь известно, что монологическая речь – один из ведущих в школьном обучении вид речевой деятельности. Этот вид речи достаточно сложен для ребёнка, особенно дошкольного возраста. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространёнными предложениями, значительным словарём.
Таким образом, работа по развитию монологической речи с помощью пересказа художественных произведений по картинкам особенно актуальна в старших группах детского сада.
Цель работы по теме самообразования: совершенствовать своё профессиональное мастерство путём работы над темой самообразования.
Задачи:
-изучить и проанализировать методическую литературу по теме самообразования;
-создать условия для совершенствования речи и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста;
-повысить компетентность родителей в вопросах, связанных с речевым развитием старших дошкольников.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. «Говорим правильно. Рассказываем, сочиняем». 2. Гуськова А.А. «Обучение детей пересказыванию». 3. Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки». 4. Сидорчук Т.С., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине». 5. Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам». | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь | Чтение детской художественной литературы, беседы по прочитанным произведениям. | Игра-путешествие «Путешествие в мир книг» |
Октябрь-ноябрь | Чтение и пересказ русских народных сказок «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка». | Игры-драматизации, инсценировки по прочитанным произведениям. | |
Декабрь | Чтение и пересказ коротких рассказов о животных (В.Бианки, Н.Сладков, Г.Скребицкий) | Дидактическая игра «Придумай продолжение» | |
Январь | Подготовка к открытому занятию по мотивам прочитанных произведений о птицах. | Открытое занятие «Зимующие птицы» | |
Март | Знакомство с произведениями В.Драгунского, Н.Носова. | Постановка и съёмка фильма для детей младшей группы. | |
Апрель | Чтение и пересказ сказок зарубежных писателей. | Конкурс рисунков, иллюстрирующих сказки. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Речь ребёнка старшего дошкольного возраста». | Выступление на родительском собрании. |
Октябрь | Подготовка памяток для родителей. | Памятки для родителей «Как научить ребёнка пересказывать». | |
Ноябрь | Подготовка костюмов, масок, атрибутов для инсценирования сказок. | Совместный досуг «Угадай сказку». | |
Февраль | Подготовка информации для папки-передвижки. | Папка-передвижка в уголке для родителей «Пересказ как один из способов развития памяти и речи». | |
Апрель | Подготовка буклета для родителей | Буклет «Список книг для чтения Вашим детям» | |
Май | Подготовка презентации «Наши успехи». | Презентация на итоговом родительском собрании. | |
Самореализация | Сентябрь-май | Подбор иллюстраций, сюжетных картинок, плакатов в помощь для обучения детей пересказу. | Сбор и классификация наглядного материала. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Обучение старших дошкольников пересказу». | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Мастер-класс «Перескажи сказку». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на итоговом педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему: «Развитие связной речи посредством сюжетных картин в старшей группе»
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фо...
Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
Доклад из опыта работы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы детского сада
Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых...
Конспект ООД «23-февраля» по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Самолет» для старшей группы детского сада
Конспект ООД «23-февраля» по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Самолет» для старшей группы детского сада...
Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада
Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада...
Самообразование педагога по теме: ««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».
Самообразование педагога по теме:««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем»....
Конспект ООД с использованием ментальной карты в старшей группе детского сада на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
Формирование основ безопасного поведения ....