Самообразование педагога по теме: ««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».
материал

Прошкина Мария Викторовна

Самообразование педагога по теме:

««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад № 44"

Заводского района г.Саратова

Самообразование педагога по теме:

««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».

Воспитатель: ,Прошкина Мария Викторовна

группы «Соловушка» МБДОУ "ЦРР - Детский Сад № 44

Саратов,2022

Развитие связной речи у дошкольников — важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей. Поэтому мной была выбрана следующая тема.

Тема «Развитие связной речи детей дошкольного возраста  посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».

Актуальность темы

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня расширить тему «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Цели и задачи  

Целью работы над выбранной темой является:

 повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;

 систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем;
  2. Разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  4. Определить способы приобщения родителей к работе над выбранной темой;
  5. Систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
  6. Представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

 картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;

 памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

 совершенствование образовательного процесса;

 активизация речевой деятельности дошкольников;

 улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

 достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

 повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

План реализации научно-методической темы по самообразованию

Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:

1.     Информационно-аналитический.

2.     Внедрение в практику.

3.     Итогово-презентационный.

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ проблемы.

сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

2

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

3

Изучение литературы по теме.

сентябрь - октябрь

Повышение компетентности.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Ознакомление родителей с  возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

6

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение открытого занятия по развитию речи у детей.

 

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества с родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

апрель

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

 

Календарно-перспективный план работы на учебный год

   

 Задачи:    

1.     Совершенствовать диалогическую форму речи;

2.     Развивать монологическую форму речи;

3.     Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать художественные произведения с помощью картинок и схем;

4.     Учить (по плану или образцу)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с    последовательно развивающими  событиями;

5.      Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта

 

 

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок»

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Октябрь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Занятие «  Составление описательного рассказа по картине «Ёж»

Занятие «Рассказывание по серии картинок- иллюстраций детских  книг Детский книжный магазин»

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Папка- передвижка « Как научить ребенка описывать  картины»

Ноябрь.

Работа с загадками.

Показать роль загадки в формировании выразительности речи.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Январь

 

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Репка».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки 

 « Репка» детям младшей группы.

Февраль

 

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Занятие « Пересказ  художественного произведения Е. Чарушина Воробей»

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

 

Создание альбома совместно с родителями

« Опорные схемы» и «Мнемотаблицы»

Март

 

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

 

Конкурс чтецов.

Апрель

 

Обучение сочинению сказок

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Изготовление книжек- малюток « Наши сказки» совместно с родителями

Май

 

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста ( О. С Ушакова)

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Сообщение  из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

План по самообразованию воспитателя по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи....

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...