Познавательно-творческий проект «Лето в нашем крае» Старшая группа
проект (старшая группа)

Холопова Елена Александровна

Познавательно-творческий проект

«Лето в нашем крае»

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-tvorcheskiy_proekt_leto_v_nashem_krae.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект

«Лето в нашем крае»

Старшая группа

Актуальность

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. И так же важной частью планеты являются насекомые, птицы и животные. Все между собой взаимосвязано. Живая природа нашего края – это не только красота, живой мир, который надо беречь и охранять, и конечно же знать.

Мы решили с детьми по одному дню посвятить определенному разделу живой природе: мир растений, мир животных, мир птиц и мир насекомых.

Проблема

У детей недостаточно представлений о живой природе нашего края, о правильном отношении к окружающему миру природы, взаимодействии с ней.

Цель проекта:

Знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; убеждения, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире родного края.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Ожидаемые результаты проекта:

Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Принципы реализации проекта

1. доступность

• учет возрастных особенностей детей

• адаптированность материала

2. систематичность и последовательность

• постепенная подача материала от простого к сложному

• частое повторение усвоенных знаний

3. наглядность и занимательность

• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. динамичность

• интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация

• создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, педагоги, родители.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации проекта:

Основные формы реализации проекта:

• чтение художественной литературы;

• беседы;

• рассматривание иллюстраций;

• наблюдения, прогулки;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• работа с родителями.

Этапы осуществления проекта:

1 этап – подготовительный

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов.

2 этап – творческий

1-й день «Мир растений»

1. Беседа о цветах родного края.

Цель: показать красоту и значимость полевых цветов

2. Правила личной безопасности «Осторожно: ядовитые грибы и растения»

Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов.

3. Пальчиковая гимнастика «Цветы».

4. Разучивание стихотворения «Если я сорву цветок»

5. Рисование «Природа нашего края»

2-й день «Мир насекомых»

1. Беседа «Какие бывают насекомые?»

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

2. Дидактическая игра «Найди тень». Цель: учить детей узнавать насекомых по силуэту.

3. Чтение сказки «Муха-цокатуха»

4. Аппликация «Бабочка»

5. Наблюдение за муравьями. Цель: Углублять знание о муравьях, их образе жизни.

3-й день «Мир птиц»

1. Беседа «Птицы – наши друзья»

Цель: Расширять знания детей о многообразии птиц.

2. Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Цель: учить классифицировать птиц по признаку.

3. Подвижная игра «Совушка»

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

4. Рисование «Совушка-сова»

5. Чтение сказки «Лиса и журавль»

4-й день «Мир животных»

1. Беседа «Какие звери живут в лесу?»

Цель: Вызвать интерес, доставить радостное настроение при ознакомлении с дикими животными.

2. Дидактическая игра «Чей малыш?» Закреплять названия жиких животных.

3. Настольная игры «Загадочное животное», «Домино»

4. Лепка (пластинография) «Жители леса»

5. Чтение русской народной сказки «Хвосты»

Взаимодействие с родителями

Памятка для родителей «Осторожно, насекомые!»

Консультация для родителей «Осторожно ядовитые растения»

3 этап – заключительный

Вечер загадок «Осенние фантазии».

Результат проекта:

У детей расширились знания о растительном и животном мире нашего края.

Детям привито чувство бережного отношения к природе, овладели навыками экологически безопасного поведения в природе.

Развиты: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Беседа «Полевые цветы, полевые цветы незатейливы, не капризны»

Цель: показать красоту и значимость полевых цветов.

Ход:

Давние времена полевые цветы были лучшими подарками. Девушки плели венки, а добры молодцы собирали букеты и дарили красным девицам. Так и в наше время поэты и композиторы дарят нам песни, стихи, музыку о полевых цветах, а художники пишут картины. Если вы, хотя бы раз видели цветущее поле, навсегда запомните эту красоту. Как, например авторы песни «Полевые цветы» Ковалёв и Паулс

«Заросло васильками небо,

А ромашки из солнца и снега,

Полевые цветы, полевые цветы

Незатейливы, не капризны».

Полевые цветы, которые сама природа собрала в причудливые и прекрасные букеты.

Милая простота и, в тоже время, изысканность, нежность. Естественная и неповторимая и неподражаемая красота. Вероятно, именно это вызывает восхищение у настоящих ценителей красоты. А ведь многие из них, кроме того, что они красивые еще и имеют интересные факты и легенды, а главное обладают лечебными свойствами.

Существует великое множество ромашек. Римская, немецкая, далматская, кавказская, персидская и даже «золотая» ромашка из американских прерий. Всего насчитывается 350 видов этого растения, большинство из которых обитает в России.

С древних времен лекари использовали ее в различных целях. Вымытые в отваре ромашки волосы приобретают золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. Для лекарственных целей используют цветочные корзинки ромашки аптечной. Цветки срываются или срезаются с растения. Чтобы не ошибиться и собрать соцветия именно ромашки аптечной, цветок разрезают и рассматривают, как оно выглядит внутри. У лечебной ромашки под трубчатыми желтыми цветками соцветие полое, тогда как у всех остальных видов заполненное тканью.

Клевер не может существовать без шмелей. Есть легенда о том, как некое божество разгневалось на клевер и запретило пчелам опылять его. Плохо пришлось бы клеверу, не будь отважных шмелей. Шмели не испугались угроз и по-прежнему прилетали к клеверу за нектаром, а заодно и опыляли его. Пчелам стало обидно, и они рискнули нарушить запрет. Но божество было упрямо, и старания пчел, ни к чему не приводили. Посещаемый пчелами клевер семян не давал. Теперь мы знаем, почему это происходило. Первые цветки клевера имеют очень глубокие чашечки, а у пчел недостаточно длинный хоботок. Вторые — мельче, пчелы их посещают и даже опыляют при этом. Но вторые не успевают дать семена. У шмелей хоботки длинные. Эти насекомые прекрасно обслуживают первые цветки клевера. Таким образом, без шмелей клевер не даст семена.

Название «василек» происходит от греческого слова. По одной версии, оно дано в честь знаменитого мифологического кентавра Хирона, которому были известны целебные свойства трав, в том числе и васильков. По другой версии, латинское название василька ЦЕНТАУРЕЯ переводится как «сто желтых цветков». Хотя мы и привыкли к голубым василькам, но они бывают и белые, желтые, синие, розовые, лиловые. В России васильки называют и переполохом, и звоновой травой, и бобыльником, и волошками, и синецветкой.

Василек — лекарственное растение. В народной медицине применяют отвар цветков василька (иногда в смеси с другими целебными растениями) при различных заболеваниях глаз и даже просто для снятия усталости. Примочки из отвара василька используют при кожных заболеваниях. Отвары и настои внутрь применяют с осторожностью, поскольку цветки синего василька слабо ядовиты. Василек прекрасный медонос. Его мед зеленовато-желтого цвета, с приятным миндальным запахом и горьковатым привкусом. Васильки одни из самых красивых растений, украшающих цветники весь теплый сезон.

Название «колокольчик» происходит от латинского слова Кампана — колокол, по форме венчика цветка. В народе издревле любили этот цветок и в разных местностях наделяли его ласковыми названиями: пичужницы, чеботки, звоночки, синельки. По народному поверью, звонят они лишь раз в году — в волшебную ночь накануне Ивана Купалы.

Латинское название растения означает «изгоняющее кашель». Цветет мать-и-мачеха ранней весной, а листья появляются уже после отмирания соцветий. Народные названия: качужная трава, подбел, белокопытник, лопушник лесной, ранник, колоречная трава. В полеводстве растение считается вредным сорняком, бороться с которым очень сложно из-за быстрого роста. Созревшие в мае-июне семена могут сразу же прорастать. Через 3 часа они наклевываются, а через 8 часов прорастают!

Беседа «Осторожно: ядовитые грибы и растения»

Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов; научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться; воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.

Ход:

- У некоторых детей есть привычка - покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.

Но любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране.

Обыгрывание проблемной ситуации.

Нашел большой, красивый гриб, что с ним делать?

- Лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

Запомните - грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

— Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

«Какие бывают насекомые?»

Беседа по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Ход беседы:

Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

В. Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д. О насекомых.

В. Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?

Д. У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.

В. Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?

Д. На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

В. Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Д. С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.

В. Правильно! Многие насекомые летают.Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

Д. Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

В. Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?

Д. Цветочным нектаром. листьями.

В. Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

Д. Потому что они выделяют "молочко".

В. Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

В. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые?

Д. В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.

В. Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

В. Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

Беседа «Птицы – наши друзья»

Цель: Расширять знания детей о многообразии птиц.

Ход

Вопросы для детей

1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?

2. Птица, лучший почтальон?

3. Птица, которая не растит своих птенцов?

4. Какие птицы служили Бабе-Яге.

5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?

6. С какой птицей дружит Винни-Пух

7. Какая птица не летает?

8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?

9. Какая птица славится своим необычным хвостом?

10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.

11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.

12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком

Рассматривание птиц на картинках.

Мы с вами уже говорили, что у птиц разные клювы, а кто-нибудь знает почему?

Д. Строение клюва зависит от того, чем птицы питаются.

В. Совершенно верно! У всех птиц клювы разной формы. Так удобнее находить еду. Большим клювом удобно ловить рыбу, а маленьким комаров и мошек. Поможете мне разобраться, какой птице что предложить на обед?

Задание «Как поют птицы?»

В. Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание! Раз вы так хорошо знаете о птицах, то вы наверняка знаете что они и поют по-разному, я предлагаю вам послушать птичьи голоса и назвать, кому они принадлежат. Кукушка, ворона, воробей, курица, утка, индюк

Опыт «Как с гуся вода» (вспомнить водоплавающих птиц)

В. У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине. А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду.

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так, как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Д. Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа, смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

В. Верно, не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

Беседа по природоохранным знакам

В. А у меня для вас есть карточки со схемами, давайте попробуем разобраться о чём они нам говорят.

Д. 1.Нельзя уничтожать насекомых, они являются пищей для птиц.

2.Нельзя разорять птичьи гнёзда, в них птицы выводят своё потомство.

3.Нельзя стрелять в птиц, они могут погибнуть.

В. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Д. Человек развешивает птичьи столовые – кормушки. Их можно размещать на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

В. Птица – это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, рассказов и сказок.  

Подвести итог занятия:

В. Ребята, о чем мы с вами говорили? Что нового узнали? вы все молодцы, мне очень понравилось с вами играть, любой из нас может изучать птиц, которых мы каждый день видим вокруг себя, если просто будем внимательно наблюдать за ними. Я вам желаю новых интересных открытий в окружающем мире живой природы.

Познавательная беседа для детей 6-7 лет «Какие звери живут в лесу?»

Цель: Вызвать интерес, доставить радостное настроение при ознакомлении с дикими животными.

Ход:

Ведущий:

Ребята, сегодня я расскажу вам про диких животных: внешнем виде, где живут, чем питаются.

Вы узнали этого животного?

Уши у зайца длинные, а хвостик пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Заяц легко взбегает на горку, а с вершины скатывается кубарем. У зайца острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Днем зайцы спят, спрятавшись в чаще леса: под кустами в ямке. Нору зайцы не делают и пропитание не собирают. Осенью заяц меняет шубку серую летнюю на белую, теплую и пушистую. Вот и вся подготовка к зиме. Укрывается от зимней стужи, зарывшись в пушистый снег под кустом. Спасаясь от погони, заяц запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следу лису, волка.

Заяц – зверек беззащитный. Единственное спасение – быстрые ноги, поэтому он спасается бегством от врагов.

Ведущий:

А теперь ответьте на мои вопросы. Как выглядит зайчишка? Как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов?

Ведущий:

Вы видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, в лесу.

Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапы у ежа коротенькие с маленькими коготками. На спине носит еж колючие иголки. Они его спасают от врагов. Свернется еж в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй – ка съешь его!

Еж не делает запасов на зиму. К зиме еж готовит себе норку и устилает ее сухими, опавшими листьями. Спит еж в норке до весны.

Ведущий:

Как выглядит еж? Что помогает ему спасаться от врагов? Как называется жилище ежа? Чем утепляет еж свою нору? Что делает еж зимой?

Ведущий:

А вам приходилось видеть белку?

Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверек. Весной и летом шубка на белки рыжевато – золотистая, такая окраска больше подходит к ожившей весенней природе, к золотистой коре сосновых стволов. К зиме мех становится серебристо – серым, густым, теплым. У белки великолепный пушистый хвост. Хвост не только украшает и согревает белку в ненастные дни. Он помогает ей при прыжках.

Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево. Белочка бережет свой хвостик, чистит. В сырую погоду укрывается в гнезде, чтобы не замочить и не попортить его. У белки проворные черные глазки, большие, изогнутые, очень острые зубы, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. На лапках цепкие коготки, которые помогают ей ловко хвататься за ветки и перепрыгивать с дерева на дерево. Белка часто зимует в глубоком дупле старого дерева, иногда приспосабливает для своей квартиры прошлогоднее гнездо сороки или вороны. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. В конце лета делает запасы: наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками.

Ведущий:

Как выглядит белка? Как называется жилище белки? Какие запасы белка готовит на зиму?

Ведущий:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (Лиса)

Лиса - проворный и осторожный зверь. Живет в лесу, днем прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу, часто на песчаном, заросшем густыми кустами склоне ручья или реки. Ночью выходит на охоту. Ест жуков, лягушек, ящериц, ищет гнезда мышей–полевок, разоряет гнезда птиц. Охотится за зайцами и водяными крысами, может поймать возле ручья молоденькую уточку. Когда созревают ягоды, поспевают плоды, лисичка с удовольствием лакомится ими.

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие. У лисы очень тонкий слух и острый нюх.

Ведущий:

Как выглядит лиса? Как называется жилище лисы?

Вы все узнали этого зверя.

У волка густая, жесткая шерсть, уши настороженно стоят, глаза светятся зелеными огоньками. Хорошо видят волки даже ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимый запах. Хвост у волка большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пышным хвостом. У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, своим воем они передают, что лесная территория уже занята их стаей. Охотятся волки стаей. В волчьей стае есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие волки ему подчиняются. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов.

Днем волки прячутся в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах, или, свернувшись клубком, неподвижно дремлют на снегу. Густая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов.

Волки не делают запасов на зиму, их сильные ноги и острые зубы помогут пережить холода.

Почему воют волки? Как выглядит волк? Кто становится вожаком волчьей стаи? На кого охотятся волки?

Ведущий:

О ком идет речь? Громадный, одетый в теплую бурую шубу, неповоротливый на вид. (Ответы детей)

Конечно это медведь. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. У медведя большая голова, мохнатая, короткая шея, маленькие глазки, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. Любит медведь собирать ягоды, грибы, ловить птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнезда, муравейники: раскопает его, а потом всунет туда свой длинный язык, который тотчас и облепят муравьи. Медведь – раз и проглотит их всех разом. Но самое любимое лакомство – сладкий пчелиный мед. Найдет в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит душистые соты и съест весь мед, а укусы пчел косолапому нипочем. От их жал спасает толстая шуба. К осени медведь усиленно ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму. Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых елочек.

Поздней осенью мишка укладывается в свою мягкую постель. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Ведущий:

Как выглядит медведь? Чем питается медведь? Любимое лакомство медведя? Как называется жилище медведя? Как зимует медведь?

А сейчас я проверю, что вы запомнили из беседы.

Игра в слова.

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу, (ежу, белке, лисе, волку, медведю).

Игра «Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

Лиса, медведь, заяц, дятел;

Сорока, белка, клест, синица;

Волк, еж, конь, лиса;

Заяц, кот, кролик, собака;

Ведущий:

Я довольна вами, вы внимательно меня слушали и много запомнили.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Осторожно, насекомые!»

Свежий воздух и теплое солнце очень полезно для детского организма, но окружающий нас мир полон опасностей. Одной из этих опасностей, являются укусы насекомых.

Нет человека, ни разу в жизни не испытавшего укус насекомого. Последствия укуса зависят в первую очередь от вида насекомого и, во вторую очередь, от индивидуальных особенностей организма. Для некоторых детей укус самого обычного комара может быть смертельно опасным.

Реакцию человеческого организма вызывает не сам факт прокола кожи, а вещества, которые насекомые впрыскивают во время укуса. Цель укусов может быть как оборонительной, так и пищевой (кровососущие).

Какие насекомые могут быть опасны?

Основную опасность для взрослых и детей представляют укусы перепончатокрылых насекомых: пчел, ос, шмелей, шершней, красных муравьев. Эти насекомые жалят исключительно в целях самообороны. Во время укуса в организм человека попадает яд, состоящий из активных белков и иных компонентов, часто являющихся сильными аллергенами. Организм отвечает на внедрение этих веществ покраснением, болью и припухлостью тканей. По статистике от укусов пчел и ос погибает в четыре раза больше людей, чем от укусов змей.

Различные насекомые наносят поражение разными методами. Так, осы и пчелы жалят жалом, при этом вторые погибают, так как жало вместе с жалящим аппаратом остается в ранке. Муравьи впрыскивают яд, кусая челюстями, причем они могут кусать сколько угодно раз. При укусе кровососущих (комары, блохи, клещи, клопы) человек испытывает неприятные ощущения. Но при этом некоторые из них еще и являются переносчиками опасных инфекций.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ КОМАРА

Жало комара само по себе не опасно для человеческого организма. Однако комар является переносчиком различных заболеваний. Человеческая кровь является пищей для этого насекомого. После комариного укуса, вместе с ядом, в тело человека попадает вещество, которое не позволяет крови свертываться, что в свою очередь позволяет комару без каких-либо препятствий принимать пищу. В результате небольшой аллергической реакции, на месте укуса может появиться волдырь и покраснение.

Что делать после укуса?

1. Сделать крепкий раствор пищевой соды и периодически обрабатывать зудящее место.

2. Смазывать укусы спиртовой настойкой календулы, борным спиртом, томатным соком.

3. Сделать холодную примочку.

4. При множественных укусах принять антигистаминное средство.

5. В походной аптечке или на даче непременно следует держать антигистаминный препарат, фенистил или фукорцин (снимают зуд и даже устраняют ожоги крапивы).

Народные методы при укусах комаров

1. Обработать сметаной или кефиром.

2. Приложить к месту укуса лист черемухи или подорожника.

3. Смазать пораженное место бальзамом «Звездочка».

УКУСЫ ОС, ПЧЕЛ И ШМЕЛЕЙ

Как уже было сказано, жалящие насекомые кусают в целях самообороны. При этом осы могут жалить множество раз. У пчел и шмелей жало покрыто зазубринками, которые тормозят его в теле. Вместе с жалом из тела насекомого вырывается и жалящий аппарат. Из него еще на протяжении 3 – 5 минут выпрыскивается яд, поэтому жало следует тут же изъять из ранки. В месте укуса тело краснеет, припухает, болит и становится горячим. При индивидуальной чувствительности к яду пчел может подняться температура тела, тошнить, болеть голова, нарушиться координация и появиться вялость и лихорадка. В особо тяжелых случаях даже одного укуса достаточно, чтобы начался приступ астмы и даже анафилактический шок.

Что делать после укуса?

1.Первым делом, если жало осталось в месте укуса, его нужно извлечь. Для этого лучше всего подойдет пинцет, но можно воспользоваться и подручными средствами, предварительно продезинфицировав их спиртом или водкой.

2. Затем к месту укуса следует приложить холод, можно сделать примочку со слабым раствором марганцовки (светло-сиреневого цвета).

3. Выпить антигистаминный препарат. Например «Зиртек», «Супрастин», «Фенистил», или «Кларитин». Дозировку и возрастные ограничения смотрите в инструкции.

Единичные укусы, как правило, проходят за 2-3 дня. При множественных укусах, в случае если ребенок ужален в рот или зев (что чревато отеком гортани и удушьем), а также при появлении общетоксических симптомов следует обратиться к врачу.

Народные методы лечения укусов пчел, ос, и шмелей

1. Разжевать и прилепить на пораженное место листик подорожника.

2. Привязать к месту укуса листик одуванчика, предварительно помятый.

3. Прикрепить к пораженному месту листочки петрушки. Это устранит боль и припухлость. 4. Разрезать сырую луковицу и срезом прикрепить к месту укуса. Оставить на ночь.

УКУС КЛЕЩА

Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.

В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.

Симптомы укуса энцефалитного клеща

Укус обычно распознают по черной точке на кожном покрове – это брюшко присосавшегося насекомого. Вокруг нее часто располагается белое пятно, а по его краям появляются высыпания.

Через несколько дней (от 5 до 25) после укуса энцефалитного клеща у человека повышается температура тела до 38-39 градусов, дает о себе знать головная боль, появляется мышечная боль в месте укуса. Нередко все это происходит на фоне повышенной потливости, расстройства стула, болей в животе, тошноты и рвоты, рези в глазах. Если вы обнаружили у себя все эти симптомы, необходимо срочно обратиться к врачу и сделать назначенные им инъекции антибиотиков.

Что делать если он присосался?

1. Не следует капать на клеща никакими маслами и спиртами. В подобной ситуации насекомое будет пытаться защищаться, впрыскивая в организм больше яда.

2. Пинцетом (в крайнем случае, пальцами) взять насекомое и выкрутить его, как винтик. Этот способ дает стопроцентный результат. Только не нужно его тянуть, а именно выкручивать.

3. После удаления насекомого нужно внимательно осмотреть ранку – не остался ли в ней хоботок насекомого. После чего обработать спиртовым препаратом.

4. Дать пострадавшему антигистаминное средство.

5. Если регион неблагополучен по энцефалиту, желательно после укуса сразу же обратиться в поликлинику.

Консультация для родителей «Осторожно ядовитые растения»

Памятка по предупреждению отравления ядовитыми растениями

Проблема острых отравлений у детей - одна из наиболее актуальных, особенно в летний период. Часто встречаются отравления в возрасте от 1 до 5 лет. В отличие от взрослых отравления ядовитыми грибами и растениями у детей протекают тяжелее потому что:

  • Все системы органов еще незрелые.
  • Низкая устойчивость организма к яду.
  • Характерно более быстрое проникновение яда в организм.
  • Склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию).

Профилактика отравления ядовитыми растениями и грибами состоит в мерах предосторожности.

Уважаемые родители! Научите своих детей следующему:

  • Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.
  • К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожег, аллергическую реакцию.
  • К ядовитым растениям относятся: бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие. Чтобы избежать отравления, надо научить детей хорошо знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила- никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками.
  • В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих арома-веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.
  • Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.

Действия при отравлении ядовитыми растениями:

При попадании в организм ядовитых растений, а также при подозрении на это необходимо срочно принять меры первой помощи:

  1. Незамедлительно вызвать врача или скорую медицинскую помощь
  2. Если пострадавший в сознании, надо промыть ему желудок: дать выпить 3-4 стакана воды и, пальцем или черенком ложки надавливая на корень языка, вызвать у него рвоту. Промывание желудка следует повторить 2-3 раза.
  3. При отравлении аконитом и болиголовом желудок промывают бледно-розовым раствором марганцовокислого калия (перманганата калия).
  4. Так как многие яды хорошо адсорбируются активированным углем, после промывания желудка рекомендуется принять активированный уголь (карболен).
  5. После оказания первой медицинской помощи рекомендуется как можно быстрее доставить пострадавшего в мед. учреждение. Особая срочность вызвана в тех случаях, когда отравление вызвано растениями, воздействующими на нервную систему и сердце.
  6. При развитии судорог важно не допустить нарушения дыхания за счет спазма жевательных мышц, поэтому в рот пострадавшего следует вставить черенок ложки, обернутый бинтом или носовым платком.

Памятка по предупреждению отравления грибами

Разве неприятно отправиться в лес по грибы. Однако грибников и любителей этой пищи может подстерегать грозная опасность- отравление ядовитыми грибами, так как не каждый знает, какие из них являются  съедобными, а какие ядовитые, тем более большую опасность представляют отравления грибами у детей. 

 

В целях предупреждения отравления никогда не собирайте грибы:

  • Вблизи промышленных предприятий, свалок, полей, обработанных химикатами, железнодорожных путей и автодорог, под высоковольтными линиями, в черте города, в том числе и в парках.
  • С неприятным запахом, имеющие у основания клубневидное утолщение, с оболочкой, «сумкой» у основания ножки.
  • Появившиеся после первых заморозков, которые могут вызвать появление в грибах ядовитых веществ.
  • Многие виды ядовитых грибов легко спутать со съедобными, помните об этом!
  • Неправильная кулинарная обработка съедобных грибов так же может вызвать отравления. Правильно обрабатывайте грибы.

Абсолютно надежных методов определения ядовиты грибы или нет, не существует. Единственный выход- точно знать каждый из грибов и не брать те, в которых сомневаетесь.

Что же делать, если все таки отравления избежать не удалось.

Первые симптомы отравления могут появиться в течение 2-3 часов после еды. Признаки отравления: слабость, рвота, диарея, температура, острая боль в животе, головная боль; иногда могут быть: редкий пульс, холодный пот, расстройства зрения, бред, галлюцинации, судороги.

Действия:

  1. Незамедлительно вызовите скорую помощь, по возможности сохраните остатки грибов, вызвавших отравление.
  2. Немедленно начните промывание желудка водой с помощью зонда или методом искусственно вызванной рвоты.
  3. Дайте пострадавшему растолченные таблетки активированного угля, размешав их с водой, из расчета 1 таблетка на 10 кг. веса.
  4. Тепло укройте пострадавшего, разотрите ему руки, ноги.
  5. На голову положите холодный компресс.

 

 Главное правило осторожного поведения на природе – не трогай того, чего не знаешь. В лесу много  ядовитых растений. Поэтому вам следует строго-настрого приказать малышу не прикасаться к незнакомым грибам, без согласования с вами не пробовать на вкус плоды деревьев или кустарников. 

Самое лучшее – посмотреть с детьми дома специальную литературу с иллюстрациями съедобных грибов и ягод. В беседе с ребенком обязательно подчеркните, что несъедобные для человека грибы пригодны для других обитателей леса. Поэтому в лесу лучше воздержаться от соблазна пнуть их ногой, выражая свое презрение и недовольство, что они попались на пути.

Правила поведения в лесу

Заранее, дома, перед прогулкой в лес, обязательно выделите время, чтобы проговорить с ребенком, как следует вести себя в лесу.

Объясните малышу, что лес – территория незнакомая. Потому бегать, не глядя под ноги, может быть опасно для здоровья, так как легко не заметить яму в высокой траве, упавшие ветки и торчащие корни деревьев. Убегать далеко вперед, играть в прятки не допустимо без вашего разрешения!

Проходя мимо раскидистых кустарников и деревьев с низко расположенными ветвями, придется отводить ветки. При этом нужно следить, чтобы человеку, идущему сзади, ветка не ударила по лицу.

Осторожно трогать траву! Края травинок бывают острыми, как бритва. Желая сорвать пучок, можно порезать нежную кожу на ладонях.

 

Желаем Вам и Вашему малышу яркого и радостного лета.

Ну и конечно же здоровья!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"старшая группа

Проект в старшей группе "Зимующие птицы нашего края"...

Паспорт экологического проекта "Природа нашего края". Старшая группа

Проект: «Природа нашего края».Автор проекта: Попова Т.А.Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:в наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобр...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Проект на тему: «Зимующие птицы нашего края» Старшая группа

Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах. ЗАДАЧИ: 1. Расширять знания детей о жизни птиц ...

Викторина " Птицы нашего края" старшая группа

В викторине участвуют 2 команды Грачи и Воробьи. Задаются по очереди каждой команде вопросы  " Птицы наши друзья",2 задание дети распределяют птиц зимующие и перелетные, птичьи загадки ...

Викторина " Птицы нашего края" старшая группа

В викторине участвуют 2 команды Грачи и воробьи, 1 задание " Птицы наши друзья " вопросы к детям команд по очереди, 2 задание " Распредели птиц" зимующие и перелетные", 3 зада...