Мастер-класс: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования вязаных дидактических игр"
материал
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
г. Братск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
муниципального образования
города Братска
г. Братск, проспект Ленина, 15, тел. (3953) 455-374, т/факс (3953) 455-381, е-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru
Мастер-класс
на тему
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования вязаных дидактических игр»
Подготовила:
Дорофеева Алена Игоревна
воспитатель
г. Братск
Место, дата, время проведения: МБДОУ «ДСОВ № 41»; 17.11.2023г.
Продолжительность мастер-класса: 1час 30 минут.
Ход мастер-класса
I. Вступительная часть.
При входе каждый получает фишки.
Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада видеть Вас на мастер-классе в рамках ШСП «Воспитатель групп раннего возраста».
Тема мастер-класса:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования вязаных дидактических игр».
Но для начала давайте с Вами познакомимся.
Колокольчик звенит все сильней,
В круг Вас зовет всех скорей!
Слайд 2
- Знакомиться нам поможет волшебный цветок. У кого в руках он окажется, тот называет свое имя и пожелание для всех нас.
Меня зовут Алена. Я Вам желаю …
А чтобы еще больше подружиться,
Мы по кругу все пойдем,
друга мы себе найдем.
Музыкальная игра. Слайд 3
- Вот на этой веселой нотке мы и начинаем наш мастер-класс.
II. Основная часть.
1. Презентация педагогического опыта Мастера.
Слайд 4
А цитатой нашей встречи станут слова классика отечественной психологической науки Льва Семеновича Выготского:
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая деятельность».
Слайд 5
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
- Как вы считаете, почему формирование сенсорных эталонов весьма актуально для развития детей раннего возраста?
Ответы
Слайд 6
Вы правы. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень.
Размышляя над тем, как правильно организовать работу со своими воспитанниками в данном направлении, я пришла к выводу, что наиболее приемлемая для меня форма – использование вязаных дидактических игр.
- А почему именно дидактическая игра важна при сенсорном развитии?
Слайд 7
Действительно, огромная роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Слайд 8
Вязаные дидактические игры способствуют формированию целевых ориентиров у детей раннего возраста, которые закреплены во ФГОС ДО.
Именно поэтому мной был создан и реализован проект Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования вязаных дидактических игр.
Слайд 9
Целью которого является: Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования вязаных дидактических игр.
Задачи, которые решались в рамках данного проекта, определены для всех участников, и они представлены вашему вниманию.
10 слайд
Новизной работы в данном направлении является использование дидактических вязаных игр.
Главное достоинство вязаных игрушек – это неповторимость, функциональность — возможность совершать различные действия: собирать-разбирать, бросать, соединять детали, дергать шнуровки, крутить, складывать и т.п.
Различные стили вязки создают необычайную структуру и ребристую поверхность игрушек, что позволяет деткам развивать свои тактильные ощущения. А это, в свою очередь, прекрасно влияет на мелкую моторику малыша, а также на тактильное восприятие ребенка окружающего его мира в целом.
11 слайд
Сенсорные тренажеры являются частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.
Каждодневные тренировки на тренажере, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
12 слайд
Вязаные игрушки в нашей группе имеют свои особенности:
Игрушки не содержат мелких деталей и поэтому их без опасения можно давать детям до 3-х лет.
Игрушка изготовлена из экологически чистого сырья и поэтому не вызывает аллергических реакций.
Благодаря качественному наполнителю игрушку приятно и легко сжимать, в то же время она прекрасно держит форму.
Разнообразная цветовая гамма игрушек подобрана тщательным образом.
13 слайд
Я использую дидактические игры с малышами не только для зрительного восприятия, но и для знакомства с понятиями: цвет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т.д.
14 слайд
Через вязаные игры ребенок не только развивает свой активный словарь, но и знакомится с предметами окружающей среды: с овощами и фруктами, грибами, цветами. На основе таких игр имеется книжный уголок.
15 слайд
Для развития моторики имеются предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
Игры с цветным вязанным конструктором; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т.д.
16 слайд
Мы проводим игры с применением вязаного материала и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала. Ребенок начинает познавать окружающий его мир и каждое явление этого мира обретает свой живой образ.
17 слайд
Результаты реализации проекта представлены вашему вниманию.
Необходимо отметить, что реализация проекта позволила осуществить построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности. В этом заключается инновационная особенность проекта.
18 слайд
Закончить хочется словами Константина Дмитриевича Ушинского «Богатство ощущений и восприятий – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развитие мыслительных процессов, т.к. «внешние чувства. составляют материал для всех рассудительных работ». Я думаю, что наши вязаные игры успешно способствуют полноценному развитию малышей.
3. Представление педагогического мероприятия с детьми.
Сейчас я предлагаю Вашему вниманию просмотр занятия с использованием вязаных дидактических игр.
4.Имитационная игра.
А сейчас предлагаю вам вспомнить, что такое сенсорное развитие и в чем его значение.
Вы все разделились на команды по жетонам. Придумайте название команды и выберите капитана. И подготовьте небольшое представление своей команды в рамках темы нашей встречи. 3 минутки вам на это.
Представьте свои команды.
И первое наше задание
1). «Синквейн».
Вам нужно дать объяснение понятию Сенсорное развитие по методу Синквейн.
Каждая из пяти строк синквейна пишется по особым правилам и имеет свой состав.
1 строка – одно слово (существительное или местоимение), в котором заключена главная мысль и тема текста
2 строка – 2 слова (прилагательные), с помощью которых выражается главная мысль или тема текста
3 строка – 3 слова (глаголы), которые описывают и выражают действия, связанные с главной мыслью или темой текста
4 строка – 4 слова или фраза, в которых заключается отношение автора к тому, что он описывает, выражение его авторской позиции
5 строка – одно слово по аналогии с первой строкой, которое характеризует суть предмета.
Итак, мы даем объяснение понятия «Сенсорное развитие».
2). Второе задание называется «Раздумье».
Выбирают на разносе задание. Вам нужно ответы написать на листах.
3 минуты.
Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы.
- «Назовите, какие вы знаете сенсорные эталоны»
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры;
- Эталоны величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.
- Эталоны запаха — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
- Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит…
сформировать представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Для того чтобы ребёнок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому подготовлен.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их.
(Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
- Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуально развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти;
- сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
3). Следующее задание «Сообразилия».
Внимание на экран.
4). Четвертое задание «Отгадайка».
А сейчас я загадки отгадайте, о чем речь идет узнайте.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Выберите любую игру из предложенных по развитию сенсорных эталонов цвета. И расскажите, как можно ее использовать. 5 минут.
5. Моделирование.
А теперь я предлагаю Вам поработать самостоятельно.
Задание следующие:
Вам надо:
- разработать игровое занятие с любыми дидактическими играми, которые представлены вашему вниманию. То есть продумать задачи, которые вы будете решать; ход занятия.
И, как итог, презентация занятия. Как презентовать? Мы оставляем выбор за вами. Креативность и творчество приветствуется.
Вот здесь на столе необходимый материал для работы.
Команды представляют свои работы
III. Заключительная часть.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей.
Хочется закончить стихотворением:
Посмотрите на жизнь вы глазами детей,
Сколько радостей, сколько открытий.
Шаг за шагом
С ребёнком смелей
Вы по этой планете идите.
Расскажите о звёздах, о синих морях,
Вместе пойте, творите, мечтайте.
Как прекрасная фея,
В чистых, юных сердцах
Огоньки доброты зажигайте.
Рефлексия.
Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество. Поделитесь своими впечатлениями о нём.
Для этого я предлагаю украсить дерево листочками.
Зелёный цвет – всё удалось, было интересно.
- Желтый цвет - удалось, но материал часто используемый.
- Красный цвет - было скучно, материал не заинтересовал.
Заполнение рефлексивного листа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей раннего возраста посредством использования системы дидактических игр и упражнений
Познание ребёнка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира , с ощущений и восприятий .Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок ...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положений в пространстве, запахе, вкусе и так д...
ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)
ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов
Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...