Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
статья (младшая группа) по теме
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положений в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_mariny_blinovoy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №2 "Ромашка"
город Губкин Белгородская область
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
Блинова Марина Николаевна
воспитатель
Губкин 2013
Раздел I. Информация об опыте.
Условия возникновения, становления опыта.
Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного вида №2 "Ромашка" города Губкина Белгородской области.
В группах раннего возраста реализуется программа "Кроха" воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений под редакцией Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева, Т.В.Труба, Е.В.Зворыгина, Э.П.Костина, Е.П.Терентьева.
Основой содержания программы является культурно-историческая концепция развития человека. В границы этой концепции вписывается ряд основополагающих принципов воспитания и развития ребенка.
1. Принцип системности - в основу систематизации материала положены идеи физического, психического и личностного развития ребенка.
2. Принцип развития - в этом контексте принимается обучение целенаправленное на специально организованный процесс взаимодействия ребенка и взрослого.
3. Деятельный подход - разработка содержания образования (воспитание. обучения) детей раннего возраста.
Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям, Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Однако, автор считает в период раннего возраста вся деятельность носит ярко выраженный сенсорный характер и для более успешного развития сенсорного воспитания у детей необходима работа с дидактическими игрушками. дидактическими играми.
При проведении диагностики использовался диагностирующий инструментарий по программе "Кроха", раздел "Развитие ребенка в предметной деятельности" под редакцией Г.Г.Григорьева. Результаты первичной диагностики показали. что у детей сформированы следующие представления.
1. Обобщение (геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине).
2. Соотнесение и группировка предметов (подбирать крышки к коробочкам, вкладывать фигурки в гнезда. Перекладывать из одной ёмкости в другую соотносить предметы по цвету, величине, количеству).
3.Игры с дидактическим материалом (нанизывание на стержень колечек, собирать игрушки из двух частей ).
Действия с предметами - орудиями.
Таким образом, анализ диагностики показал, что необходимо углубить работу по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством использования дидактических игр.
Актуальность опыта.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей - игре.
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положений в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, при этом автор сталкивается с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. Автор столкнулся с тем что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многоступенчатой методики. учитывающей психофизиологические особенности детей.
Таким образом, актуальность проблемы человеком исследования заключается в том. что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения (отражения свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
В настоящее временя, одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, цветами. пространственными представлениями, звуками.
Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм. но проводить их следует не от случаю к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению. в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета спектра.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Основная идея педагогической деятельности автора опыта заключается в разработке многоступенчатой системы формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Объект исследования - сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр.
Предмет исследования - процесс формирования сенсорно - перцептивной деятельности ребенка.
Цель исследования - выявить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме опыта;
- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
- провести диагностику сенсорного развития детей раннего возраста и дать соответствующие методические рекомендации.
Длительность работы над опытом.
Проведения опыта по сенсорному развитию детей раннего возраста было разделено на несколько этапов:
I начальный дата
Задача: изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме опыта.
II основной дата
Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста.
III заключительный дата
Провести диагностику детей сенсорного развития детей раннего возраста и дать соответствующие методические рекомендации.
Работа над опытом определяет основные направления и задачи по данной теме, а также план действий и поэтапную их организацию.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представляет собой целостную систему работы, где раскрывается цель и задачи сенсорного развития детей раннего возраста раскрыта значимость дидактических игр, оцениваются знания детей по сенсорному воспитанию; разработаны новые дидактические игры. Также характеризуются формы и место работы в поэтапном накоплении определенного объекта знаний и навыков. Приводятся приёмы использования педагогических технологий, дидактические игры, используемые в процессе развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Теоретическая база отдыха.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные учёные. В последнее время методисты всё больше и больше направляют своё внимание на именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитии исследований в этом направлении внесли также отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко и многие другие. Однако на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.
По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально - трудового прогноза является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н.Д.Дементьева, Н.М.Доценко, Э.В.Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорно - перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно - практической (Т.В.Цикото), изобразительной (А.А.Еремина), игровой (А.Р.Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основой формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.
Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детьми как, с нормальным, так и с аномальным развитием - предметной, игровой. изобразительной (О.П.Гаврилушкин, А.А.Катаева, Е.А. Стреблева).
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными, Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг. овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнение. Понимать и использовать в речи - названия величины и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов их группировке по цвету, форме вокруг образцов эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуется через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детьми возможность:
1. Повторно воспринимать окружающие предметы.
2. Оформлять чувствительное впечатления, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
3.Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
4.Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Используя фактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил, направляется. контролируется, игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки взрослого.
Новизна опыта.
Заключается в разработанной многоступенчатой системе формирования сенсорных способностей у детей раннего возраста. Были разработаны основные принципы планирования и проведения НОД:
- систематичность;
- последовательность;
- наглядность;
- дифференцированность.
Также выдвинуты основные требования к НОД:
- пособия, дидактические игры предлагаются детям после показа действий взрослым, иначе ребенок использует их не по назначению;
- игры могут повторяться, пока большинство детей не овладеют соответствующими умениями;
- большая часть времени используется для самостоятельных действий ребенка с дидактическими играми;
- после дидактические игры нужно предоставлять детям для самостоятельных игр;
- одни и те же игры нужно давать в различных вариантах (разных размеров, окраски, материала);
- дидактические игры используются, как в НОД, так и индивидуально - ежедневно в свободной деятельности.
Раздел II. Технология описания опыта.
Цель опыта: сенсорное развитие детей раннего опыта посредством использования дидактических игр. Перед началом воспитательно - образовательного процесса была проведена педагогическая диагностика на основе программа "Кроха".
Диагностика сенсорного развития предлагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
Оборудование:
1. деревянная (или пластмассовая) доска с 3-4 прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой форм 3-4 плоскими геометрическими, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2.деревянная (или пластмассовая) коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорези;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамида из трех колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов жёлтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зеленых;
7. одна трехсоставная и одна четырехсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок, в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Основные задания для детей 2-3 лет.
1. Вложить геометрические фигуры в гнезда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из четырех, например, красные, желтые, синие и зеленые кубики.
3. Сложить трехсоставную матрешку.
4. Сложить предметную картинку, разрезанную на три части.
5. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из трех убывающих по величине колец.
Проведение обследования - задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагал ребенку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамидку; раскрыть матрешку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождались естественными жестами.
Обучение - при затруднении выполнения заданий самостоятельно, взрослый демонстрировал соответствующие действия, а затем просил ребенка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребенка вставлял фигуры в соответствующие прорези, собирал пирамидку с учетом величины колец, складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребенку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребенка - по каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
В связи с проведенными исследованием были выполнены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень 3 выполненных задания;
- низкий уровень 1-2 выполненных задания.
Низкий уровень - ребенок действовал путем проб, например: чтобы вложить геометрическую фигуру в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким образом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремленно и достигает положительного результата.
Средний уровень действия ребенка на уровне примеривания, например, вкладывал геометрические формы в прорези доски, ребенок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил его к сходной, например, к полукругу, при приближении -промеривании он начинал видеть, отличая и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень - ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определенного действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного промеривания. Например, ребенок безошибочно опускал геометрические фигуры в соответствующие прорези доски, сразу безошибочно складывал трехсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребенка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы -2 детей.
2. Соответствие возрастной норме -4 детей.
3. Отставание от возрастной нормы - 3 детей.
4. Значительное отставание от возрастной нормы -1ребенок.
Описание.
1. Опережение возрастной нормы: ребенок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремленно и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий. составленных для его возраста. а также самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий предназначенных для детей более старшего возраста (ребенок двух лет с заданиями для детей трех лет). При выполнении заданий ребенок использовал метод проб, примеривание, а также зрительный способ ориентировки, Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованы.
2. Соответствия возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка, Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца проверок. Действовал целеустремленно, но допущенные ошибки устранял с помощью взрослого. Ребенок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырех заданий предназначенных для его возраста. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого.
При выполнении заданий ребенок пользовался методом проб, практическим примериванием, а также использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
3. Отставание от возрастной нормы: как правила вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний).ребенок был заинтересован общей ситуацией заданий, но к содержанию заданий, к результату их выполнений в целом индеффирентен не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребенок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял задания самостоятельно и с помощью взрослого, Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребенок не отбрасывал, а повторял снова, Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.
4. Значительное отставание от возрастной нормы: в контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребенок вообще не понимал. что ему предъявляют задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалось, после обучения ребенок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а также с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой, Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.
Диагностика также проводилась посредством использования дидактических игр.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ / Авт.- сост. Е.Н. Панова – Воронеж 2007.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.
Кроха. Пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)
ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)...
Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием дидактических игр
Я хочу поделиться опытом своей работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с малоопытными воспитателями и родителями....
Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр. (группа раннего возраста )...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов
Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...