ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова»
материал (средняя группа)
Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова».
Актуальность: Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Большую его часть они проводят за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают
Задача состоит в том, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т.е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. использование художественного слова и словесных методов способствует обогащению речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель: повышение теоретического уровня, педагогического мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;
- Создать предметно-развивающую среду и изготовить наглядно – демонстрационный и методический материал;
- Изучить и применить новые формы, методы и приемы обучения
- Взаимодействовать с родителями и с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_4-5_let.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - детский сад № 177»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Фролова Любовь Николаевна
Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова»
Подготовила воспитатель
Фролова Л.Н.
г. Саратов
2023-2024
Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова».
Актуальность: Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Большую его часть они проводят за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают
Задача состоит в том, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т.е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. использование художественного слова и словесных методов способствует обогащению речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель: повышение теоретического уровня, педагогического мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;
- Создать предметно-развивающую среду и изготовить наглядно – демонстрационный и методический материал;
- Изучить и применить новые формы, методы и приемы обучения
- Взаимодействовать с родителями и с педагогами.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Сроки: 2023-2024 учебный год.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Содержание работы | Работа с родителями |
Сентябрь | Изучение литературы по теме | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Сентябрь - май | Разучивание потешек, считалочек. Пальчиковые игры. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Оформление родителями: альбом потешек, книжка- игрушка. |
Октябрь | Игры и упражнения для развития речи детей среднего дош- кольного возраста (О. С. Ушакова). | Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Воспитывать интерес к художественному слову. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей. |
Ноябрь | Чтение и обсуждение, пересказ сказок. | Обучать связному последовательному пересказу, приемам планирования собственного пересказа. Активизировать и обогащать словарный запас детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
декабрь | Разучивание песен, стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей. | Организация выступлений детей на новогоднем утреннике. |
Январь- февраль | Составление рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Март | Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Три медведя», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Изготовление вместе с детьми разных атрибутов, масок для игр. |
Апрель | Отгадывание загадок; составление загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Май | Отчёт по теме самообразования | Выступление на педсовете |
Литература:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
#1041;ондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.
- Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
- Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.
- Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 4 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
- Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
- Ткаченко Т.А., Использование схем в составлении рассказов, Д/В № 10,1999
- Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
- Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...
План по самообразованию педагога " Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста"
laquo;Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Испо...
План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»(2022 – 2023 учебный год, 3-4года).Актуальность вы...
Индивидуальный план по самообразованию.Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»
Цель самообразования:-Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр. -Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Научить детей четко про...
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...
План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).
План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»(2020 – 2023 гг)....