План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
методическая разработка (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
План по самообразованию в средней группе №1
на 2022 – 2023 учебный год
по теме: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Воспитатели: Малышева А.С.
г. Барнаул
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты»
К.С. Станиславский
Актуальность
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Значение театрализованной деятельности:
-помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
-появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
-совершенствует артикуляционный аппарат
-формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
-дети получают эмоциональный подъём
-способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
-позволяет формировать опыт социального поведения
-стимулирует активную речь.
Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я выяснила, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи для педагога:
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;
- способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
- создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
- способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
- формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
-активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей
Ожидаемые результаты для педагога:
- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
-повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста».
Ожидаемые результаты для детей:
- владеет навыками выразительной речи;
- умеет передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
- проявляет интерес, желание к театральному искусству;
- передает образы сказочных персонажей характерными движениями;
- взаимодействует коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
- умеет последовательно высказывать свои мысли;
- умеет произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читает стихотворный текст;
- владеет своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Были намечены этапы самообразования:
1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы. Составление плана работы.
2 этап – практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Реализация плана работы. Апробация подобранного материала.
3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность. Представление результатов работы педагогам и родителям.
Методы работы с детьми:
- Словесный метод (чтение и рассказывание сказок);
- Наглядный метод (просмотр спектаклей, знакомство с видами театра);
- Практический метод (показ сказок, спектаклей, этюдов).
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- консультации,
- беседы,
- совместное изготовление дидактического материала.
Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет; семьи детей, посещающих детский сад.
Материально-техническое обеспечение: книги, наглядный материал, кукольный театр, театр на палочках, перчаточный театр, пальчиковый театр.
Изучение методической литературы по теме:
1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
4. Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности в детском саду. -М., 2015
8. Доронова Т.Н., Е.Г. Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
9. Доронова Т.Н. «Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
10. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
11. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.
12. Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
13. Зимина И.В. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., #8470;4.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия,
15. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
16. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003
17. Щеткин А.В Театральная деятельность в детском саду.-М.: Мозаика- Синтез, 2021
18. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.
19. Сидорова И. В. В гостях у сказки // Воспитатель, 2009, № 4, С.124-127.
План работы.
Тематическое планирование для детей 4-5 лет
№ | Темы занятий с детьми. Программное содержание | Работа с родителями | Пополнение РППС Изучение литературы |
Январь | |||
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. -Разработка содержания проекта. Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты. -Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | |||
Февраль | |||
1 | Д/И «Расскажи сказку» (использование мнемотаблиц) Развивать речь детей, обогащать словарный запас; учить проговаривать | Консультация «Развиваем речь с помощью сказок» | -Изготовление костюмов к русской народной сказке «Три медведя» -Пополнение картотеки «Игры- этюды на осознание и выражение основных эмоций» Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991 |
2 | Разучивание текста к сказке «Теремок» Формировать четкую грамотную речь. | ||
3 | Чтение сказки «Заюшкина избушка», беседа по сказке Развивать внимание, речь детей | Консультация «Какие бывают театры: кукольный, настольный, пальчиковый…» | -Оформление консультации «Какие бывают театры: кукольный, настольный, пальчиковый…» -Оформление альбома «Театры Барнаула» |
4 | Показ настольного театра «Заюшкина избушка» Развивать речь, память детей. | ||
Март | |||
5 | Беседа об эмоциях. Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) Игра «Зеркало. | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности | -Оформление картотеки шуточных стихов для театрализации. Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют. – Паритет, 2003 |
6 | Распределение ролей, разучивание текста к сказке «Теремок» по ролям. | ||
7 | Беседа «Всемирный день театра» С/Р игра «Театр» Формировать представление детей о культуре поведения в общественных местах; совершенствовать словарный запас детей. | ||
Апрель | |||
8 | Беседа «Театры нашего города» Рассматривание альбома «Театры города Барнаула» Формировать представление детей о театрах родного города, обогащать словарный запас детей. | Поручение родителям по изготовлению мозаик к русским народным сказкам. | - Пополнение картотеки «Веселые считалочки» Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2003 |
9 | Театрализованная игра «Полет на луну» Развивать двигательные способности, пластическую выразительность. | ||
10 | Разучивание текста к сказке «Теремок», репетиция ролей. | Привлечение родителей к инсценировке к сказке «Теремок» | Изготовление декораций к сказке «Теремок» |
11 | Игры с разными видами театров «Придумай свою сказку» Развивать воображение, творческое мышление. | ||
Май | |||
1 | Итоговое занятие по сказкам – викторина «О какой сказке идет речь?» | Презентация-отчет с фотографиями «Мы любим театр» | Создание презентации викторины «О какой сказке идет речь?» - Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. - Сидорова И. В. В гостях у сказки // Воспитатель, 2009, № 4, С.124-127. |
2 | Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) – «Мой любимый сказочный герой» | ||
3 | Показ сказки для детей других групп - инсценирование сказки «Теремок» |
Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию
- Наглядная агитация (памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
- Консультации, беседы, родительские собрания.
- Выставки.
- Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Мастер- класс...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения способности правильно говорить. Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс ...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
В данном материале говорится о формировании диалоговой, эмоциональной, насыщенной речи детей, что они лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, развитие речи детей ...