План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Скобелкина Наталья Сергеевна

 Тема: «Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста посредством  приобщения к художественной литературе»

(2022 – 2023  учебный год, 3-4года).

Актуальность выбранной темы. Обращение к художественной литературе, как к средству развития речи детей младшего дошкольного возраста является определяющим направлением в моей работы с воспитанниками

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-y_god_plan_samoobrazovaniya_2022-23.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский   сад № 17 «Незнайка»

г.Ханты-Мансийск.

План самообразования

 тема: «Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста посредством  приобщения к художественной литературе»

(2020 – 2023  гг).

Составила:

воспитатель первой категории

 Скобелкина Н.С.

Сентябрь

2020 г

 Тема: «Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста посредством  приобщения к художественной литературе»

(2022 – 2023  учебный год, 3-4года).

Актуальность выбранной темы. Обращение к художественной литературе, как к средству развития речи детей младшего дошкольного возраста является определяющим направлением в моей работы с воспитанниками.

Цель: развитие речи детей посредством  ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

  • Формировать интерес к художественной литературе.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении  стихотворений, в драматизациях.
  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

          Развивать творческие способности у детей

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Цель. Создать условия для обеспечения всестороннего развития детей младшего  дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи.

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).

-способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-способствовать приобщению детей к словесному искусству;

-формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

-приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

- формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Планируемые результаты :

Дети - интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;

учат воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминают небольшие интересные тексты.

Взрослые - регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

План

работы над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

2 этап. Аналитический (изучение) 

3 этап. Организационный (обобщение)

1. Теоретическая часть:

- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы. В течение года.

Октябрь

2. Практическая часть:

- Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.

- Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)

- Выступление на педагогическом совете

- Участие в работе творческих групп

 В течении года, ноябрь-апрель.

4 этап. Завершающий (внедрение)

Оформление опыта работы:

Систематизация теоретической части

Систематизация практической материала

Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

в течении года, февраль – май.

5.этап. Презентация (распространение)

- Выступление на педагогическом совете: Май

- Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

май

- Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах


План работы на год

Изучение методической литературы: Сентябрь – май

1.

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2.

Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3.

Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6.

Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Месяц

Тема

Сентябрь-май

Фольклор народов мира. Песенки.

«Ой, зачем ты, жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака;

«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;

«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;

«Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.

Проект «Волшебный мир сказок К.Чуковского в течении всего учебного года. Отдельный план.

Чтение воспитателем по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» , «Жихарка», В. Даль. «Старик-годовик»;

П. Ершов. «Конек-Горбунок»;

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

Выставка рисунков по сказкам

Январь

Сказки и былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

«Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);

Март

Для заучивания наизусть

Я. Аким. «Апрель»;

П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;

Е. Благинина. «Шинель»;

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Выставка рисунков по сказкам

Апрель

Для заучивания

С. Есенин. «Береза»;

С. Маршак. «Тает месяц молодой...»;

Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

Игры-драматизации по мотивам любимых сказок.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.

«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;

С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;

Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;

М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Выставка рисунков по сказкам.

Работа с родителями.

Месяц

Тема

Сентябрь

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для родителей.

Октябрь

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривание книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Январь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Апрель

Консультация « Учите ребенка красиво говорить»

Информация в уголке для родителей

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Оформление работы.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.

Выставка рисунков

Работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Матрёшка».

2015г.Задачи:Обучающие:Учить детей украшать изображение в нетрадиционной технике «горошек» (рисование пальчиком).Учить пользоваться изобразительными материалами.Учить составлять узор, заполняя к...

Перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами этикета

Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Дерево»

- Учить детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники лепки (раскатывания, прищипывания, сглаживания).- Выразительные возможности. Развивать чувство ф...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование "Веселый снеговик"

Цель:Вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.Задачи:- Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке, на занятиях лепкой и а...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...