План по самообразованию педагога " Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

«Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г.п. Рощино»

План по самообразованию педагога

Тема: «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей среднего возраста»

Выполнили: воспитатели:  Козлова Л.В.

2021-2022

учебный год

Актуальностьтемы по самообразованию

Если учить ребёнка каким-нибудьнеизвестнымему пяти словам – он долго будет инапрасномучиться, но если свяжите двадцать таких слов скартинками, их он усвоитналету. К. Д.Ушинский.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

«Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии». (В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Цель и задачи профессиональной деятельности.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для развития связной речи у детей среднего   дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы  в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
  • познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  • оформить  развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

                              Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы работы:

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений  по теме самообразования (с использованием ИКТ).

Используемые технологии:здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • расширение  и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
  • умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
  • появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
  • дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании  
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования

1.

 Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь- октябрь

Составление плана работы

2.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц.

Обогащение РППС группы.

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.

3.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Накопление практического материала по теме

В течение года

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

2.

Подготовка материала к информационным стендам.

Май

День открытых дверей

Перспективное планирование

деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мнемотаблицы, мнемодорожки»

Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

«По дороге в детский сад».

Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.

 «Мои игрушки»

Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой»«моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

«Как хлеб на стол попал»

Расширение словаря существительных по теме «Хлеб», развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Описательный рассказ «Расскажи про осень»

Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а».

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.

«Моя семья»

Составление рассказа «Моя семья».

Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

Стихотворение «День и ночь» П. Соловьева

Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

«Расскажи о грибах»

Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Чудо – мастерица»»

Активизация предметного словаря: название профессии (швея), орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.

«Моя семья»

Составление рассказа «Моя семья».Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

Заучивание стихотворения «Компот». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Заучивание наизусть стихотворения «Киска» И.Токмакова

Д/игра «Наведи порядок в картинках».

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о зиме»

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.

Русская народная сказка «Снегурочка»

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Встречаем Новый год»

Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.

Январь

2 неделя



3 неделя




4 неделя

Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения

«Снегири» с помощью мнемотаблицы.

Продолжать учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

«Зимние забавы»

Учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий

содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать

знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

«Дикие животные»

Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.

Февраль

1 неделя


2 неделя



3 неделя


4 неделя

 «Моя любимая сказка»

Предложить детям самим составить мнемотаблицу о своей любимой сказке.

Стихотворение «В дозоре» И.Гамазкова

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Мои защитники»

Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Русская народная сказка «Каша из топора».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

« Поздравительные стихотворения для мам и бабушек»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «8марта»,самостоятельное составление «мнемодорожки»

 Составление рассказа о родном поселке

 Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать память, внимание, мышление.

 Разучивание потешек, загадок, пословиц ( малые формы русского народного творчества)

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Расскажи о весне»

Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Перелетные птицы»

А.Плещеев «Травка зеленеет,солнышко блестит»

Дидактическая игра"Птицы»

Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Стихотворение «Апрель» С. Маршак

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Транспорт»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.

«Составление творческих рассказов»

Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 «Стихи, рассказы по выбору детей»

 Дать возможность детям выбрать стих или рассказ по его интересам, проявить инициативу, закрепить умение составлять мнемотаблицы.

Стихотворения «Про насекомых»

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Расскажи о цветах»

Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

 Диагностика

 

III.ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление консультаций для родителей и воспитателей,развлечений по теме самообразования

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

 Самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

Взаимодействие с родителями воспитанников

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие детей 4-5  года жизни.

Родительское собрание

Октябрь

Развиваем речь.

Папка-передвижка

Ноябрь

 «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 4-5 лет».

Консультация для родителей

Декабрь

Что такое мнемотехника?

Папка-передвижка

Январь

«Развитие речи у детей 4-5  лет. Метод мнемотехники».

Консультация  

Февраль

« Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Семинар-практикум

Март

Составляем и используем мнемотаблицыдома .

Папка передвижка

Апрель

«Рассказываем сказки с помощью  с мнемотаблиц».

Индивидуальные

консультации

Май

«Наши успехи».

Родительское собрания

В течение года

Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования

Перспективное планирование  самостоятельной деятельности детей

организованной педагогами

   Вид деятельности

Задачи

Игра «Копилка слов»

Обогащать словарь, развивать долговременную память.

Игра «Волшебники»

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

Дидактическая игра"Профессии"

Рассказать о какой – либо профессии по предложенной  воспитателем таблице.

Дидактическая игра"Мое любимое животное"

Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащать словарь глаголами

Игра «Фотоаппарат»

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра"Времена года"

Составить описательный рассказ о временах года

Театрализованная деятельность

по любимым сказкам

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация).

Дидактические игры на развитие

вкусовой, зрительной, тактильной,

слуховой памяти.

Развитие различных видов памяти

Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник)

Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности

Дидактическая игра"Нарисуй слово"

Создавать образы на основе схематического изображения

Дидактическая игра"Птицы»

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу"

Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать  коллажами

                                            Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
  3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
  4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
  5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е.  Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
  7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 198 с.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
  9. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
  10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 304 с.
  11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009. –
    20 с.
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  13. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230 с.
  14. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
  15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  18. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

План по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне-старшего дошкольного возраста»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. УшинскийЦель: пов...

Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Кружковая работа «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...

"Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Как показывает практика, мнемотехника с...

«Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для...

План по самообразованию педагога Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне - старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для разви...

из опыта работы «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного  возраста»...