Пояснительная записка "Музотерапия"
материал
Оздоровительные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._muzoterapiya.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Музотерапия как здоровьесберегающая технология.
В основную программу, по которой работает наше учреждение, на музыкальных занятиях я включаю элементы (технологии) Музотерапии из здоровьесберегающей программы М.Л.Лазарева «Здравствуй».
Реализация программы предполагает систему комплексной оздоровительной работы и усиленный контроль за состоянием здоровья детей, а именно создание здоровьесберегающего образовательного пространства. Если не востребована чувственная сфера у ребёнка, то в дальнейшем это приводит к задержке психического развития и соматическим заболеваниями, поэтому в образовательно- воспитательном процессе должно быть рациональное соотношение эмоциональной, интеллектуальной и двигательной нагрузки у ребёнка в течении дня.
Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает имунно- биологические процессы . При снижении эмоционального тонуса или наличия негативных эмоций снижается иммунитет человека и он чаще начинает болеть. Специально подобранная музыка позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению его заболеваемости. Музыка развивает дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизического состояния организма ребёнка и рождает ощущение здоровья и счастья в момент игры. А метод музыкальной психорегуляции дыхания (музотерапия) является развитием энергетики речи ребёнка,т.е. фундаментом здоровья ребёнка.
Цель включения в воспитательно- образовательный процесс элементов методики М.Л.Лазарева «Здравствуй» направлена на:
Помочь педагогам организовать с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) оздоровительную работу, направленную на формирование у них, с одной стороны мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни , с другой стороны укрепление и развитие разных типов дыхания с целью профилактики заболеваний , связанных с дыхательной системойребёнка (ОРВИ, астма, пневмония).
Используемый материал предполагает не только оздоровительную работу с детьми, но и включает познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребёнка. Важнейшую роль в данной технологии играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной во всех видах деятельности образовательного процесса ДОУ.
Музотерапия ,направленная на активацию двигательной деятельности детей , а так же на развитие у воспитанников разных типов дыхания используется с целю профилактики таких заболеваний, как : бронхит, ларингит, пневмония, ринит, бронхиальная астма, сердечно- сосудистые заболевания.
Данная методика позволяет педагогу создать в детском коллективе положительно- эмоциональную среду, качественно работать над фонематическим слухом, развивать артикуляционный аппарат у детей, работать над звуками речи, развивать творческое воображение.
Занятия с детьми по музотерапии предполагают следующую работу:
- Имитация звука изучаемого объекта.
- Тип дыхания (выполняются дыхательные упражнения , связанные с произношением звука).
- Звук включает слово.
- Слово обрабатывается в песне.
- Пение сопровождается эмоциональными упражнениями , которые переходят в образные движения.
В процессе работы со словом, песней, движением в работу включается та или иная часть тела (например связки, диафрагма, желудок, грудная клетка- всё тело).
Акцентируется внимание на качество движений ребёнка (гордая осанка, игра на барабане, ходьба гуськом, релаксация)
Во время занятия с детьми по музотерапии педагог решает следущие задачи:
- Отрабатывает различные типы дыхания : диагфрагмальное, мелкая вибрация, скоростное…
- Дети учатся чисто и правильно произносить слова, петь.
- Входят в воображаемый образ объекта, что развивает творческое воображение.
Предполагаемое планирование по месяцам с использованием того или иного звука русского языка представлено в виде таблицы (9 таблиц с сентября по май) с учётом времени года , возраста детей, заболеваемости, сезонности заболеваемости. Даёт возможность воспитателю целенаправленно вести работу в течении дня по оздоровлению детей (утренняя гимнастика- 5 минут, после сна – 5 минут).
За 4 года пребывания в ДОУ дети отрабатывают разные типы дыхания с помощью 48 песен.
В процессе использования музотерапии воспитатель проводит диагностику изучения функций внешнего дыхания (метод изучения дыхания прилагается). Диагностика проводится 3 раза в год в течении учебного года (октябрь- май). Результаты заносятся в таблицу с последующим анализом результативности музотерапии со всеми детьми группы. Берётся контрольная группа детей, в которую включаются дети с разными группами здоровья I II III, причём, с I группой здоровья берутся дети с низким уровнем дыхания.
Дети со II и III группой берутся с отклонением в здоровье, связанным с дыхательной системой.
Таким образом, использование технологии музотерапии (процесс дыхания, связанный с психоэмоциональной деятельностью во время пения) является инструментом улучшения общего психофизического состояния детей ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...
Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».
планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...
Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...
Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Пояснительная записка к планированию занятий в изобразительной студии....
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...