Конспект по художественной деятельности "Русский сарафан"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект по художественной деятельности "Русский сарафан" разработан для старшей группы

Цель: создать условия для развития воображения, художественно-творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей в процессе ознакомления с русским национальном костюмом.

Образовательные задачи

1. Задачи, направленные на получение когнитивного опыта.

- Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного национального костюма.

- Продолжать знакомить с орнаментами на русском народном сарафане.

- Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса.

2. Задачи, направленные на получение эмоционально-ценностного опыта.

- Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор.

- Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

3. Задачи, направленные на получение опыта практической деятельности

 - Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением сарафана, кисти, гуашь, тряпочки, образцы узоров вышивки сарафанов, кукла в русском народном костюме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_hudozhestvennoy_deyatelnosti.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе

Тема: «Русский народный сарафан»

Цель: создать условия для развития воображения, художественно-творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей в процессе ознакомления с русским национальном костюмом.

Образовательные задачи

1. Задачи, направленные на получение когнитивного опыта.

- Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского народного национального костюма.

- Продолжать знакомить с орнаментами на русском народном сарафане.

- Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса.

2. Задачи, направленные на получение эмоционально-ценностного опыта.

- Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме, развивать зрительное внимание, учить прорисовывать узор.

- Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

3. Задачи, направленные на получение опыта практической деятельности

 - Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением сарафана, кисти, гуашь, тряпочки, образцы узоров вышивки сарафанов, кукла в русском народном костюме.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этапы

Содержание деятельности

Методические указания

Подготовительный этап

рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментом вышивки, беседы об истории русского национального костюма.

Активизировать словарь: вышивка, узор, сформировать знания детей об русском народном костюме.

Основной этап

Воспитатель: Здравствуйте добры молодцы и красны девицы!

Давайте встанем со стульчиков и поприветствуем друг друга.

Девочки встают напротив мальчиков.

Утром солнышко встаёт (руки поднять вверх),

Всех на улицу зовет (сгибать руки в локтях),

Выхожу из дома я (показать рукой на себя),

«Здравствуй, улица моя!» (выпрямить руки в стороны),

Отвечаю солнцу я (поднять руки над головой),

Отвечаю травам я (опустить руки вниз),

Отвечаю ветру я (поднять руки над головой и покачать ими),

Здравствуй, Родина моя! (взять друг друга за руки)

После приветствия дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: сегодня, ребята, на нашем занятии мы поговорим с вами о…стук в дверь…Ой, ребята, вы слышали, кто-то стучит, высидите тихо, а я пойду посмотрю

Воспитатель идет посмотреть за дверь и выходит вместе с девочкой, девочка тащит за собой корзинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.

Девочка Маша: Здравствуйте добры молодцы, здравствуйте красавицы.

Дети: Здравствуй девочка

Девочка Маша: звать меня Машей. Решилася я поехать на ярмарку, пока собиралась притомилася вся, так и не знаю какой наряд мне нужен, поэтому и пришла к вам за помощью, даже все наряды притащила (вздыхает…)

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Маше попасть на ярмарку?

(ответ детей)

Воспитатель: Отлично. Но для того, чтобы мы с вами смогли помочь, нам нужно вспомнить, как раньше одевались русские красавицы. Давайте посмотрим на доску (на доске расположены картинки с изображением русской национальной одежды).

Воспитатель: с самых давних времен славилась наша Русь- матушка искусством мастериц- рукодельниц. Не было в те времена ни швейных машин, ни таких больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины умели ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.

Основными элементами русского женского костюма были сарафан, рубаха, передник. Одежда была свободной, длинной и необычно красивой.

Сарафан- это старинный вид одежды, который носили и девушки, и женщины. Его шили из домотканной ткани: шерсти, льна. Девичий и будничный сарафан почти не украшали. Девичий был сшит из двух полотнищ, а в женский по бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом. Его тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. Вышивка с золотыми пуговицами, тесьмой, шнурами была одним из украшений сарафана.

Но главной частью русского народного костюма была рубаха- это длинная, ниже колен одежда. Такую рубаху красиво украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту. В этой вышивке использовали следующие элементы прямые и волнистые линии, ромбы, треугольники, круги, кресты, квадраты. Орнаментами изображали землю, солнце, воду, птиц, растения.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете для чего нужна вышивка?

(ответы детей)

Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. А сейчас предлагаю поиграть вам в небольшую игру.

Воспитатель: ну что, ребята, когда мы узнали, о русских женских национальных нарядах, мы сможем помочь Машеньке. Открывай, Машенька, свою корзину. А, вы ребята, вставайте и помогите Маше нарядиться.

Ребята нарядили Машу.

Маша: (кланяется) спасибо вам добры молодцы и красавицы, вот теперь я могу поехать на ярмарку.

Воспитатель: Ну что ж, торопись Машенька, чтобы не опоздать. Маша уходит.

Ну а вам ребята предлагаю присесть за столы и дополнить узорами русские народные костюмы. Но чтобы узор получился ярким и красивым, давайте разомнем пальчики.

Физминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний, 
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
( ОСАНКА)

Воспитатель: теперь ребята можете приступить к работе. Чтобы узор получился красивым его нужно выполнять аккуратно, не отвлекаться. Незабываем держать кисть правильно, рисуем концом кисти, меняя краску хорошо промываем кисть и вытираем тряпочкой. Воспитатель: какие прекрасные у вас получились узоры! Молодцы, ребята! Все старались быть внимательными и аккуратными.

Сконцентрировать внимание детей на занятии, продолжить сформирование знаний детей о русском национальном костюме и отразить это в практической части.

Заключительный этап

Итак, ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? Смогли ли мы помочь Машеньке? Что интересного вы узнали? Вам понравилось?

Подведение итогов занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятия «Сошью Дуне сарафан»

Познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским); формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому....

Конспект занятия Рисование "Украсим сарафан и платочек матрешке" 2 младшая группа ГБДОУ Детский сад№89 г.Севастополь

Образовательная деятельность. Рисование "Украсим сарафан и платочек матрешке"Программное содержание:Образовательное:Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.Учить рисовать узор на сар...

Конспект НОД «Художественно-эстетическое направление» для детей средней группы Тема: обрывная аппликация «Сарафан для девочки и брюки для мальчика»

Программное содержание1.     Закреплять представления детей о профессиях работников ателье, о свойствах и разнообразии тканей.2.     Научить выполнять аппликаци...

Конспект НОД (Художественное творчество – Рисование) Тема: « Русский сарафан»

-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;-вызвать интерес к жизни наших предков;-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной к...

Конспект занятия "Украсим матрёшке сарафан"

Концептуальные основы занятияОбразовательные:Уточнить представление о том, для чего нужна посуда.Научить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.Упражнять в различение геометрически...

Конспект по аппликации « Украсим сарафан Матрешке»

Конспект  для детей второй  младшей группыпо аппликации « Украсим сарафан Матрешке» Цель: Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги.Задач...