Статья «Особенности индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением слуха»
статья (старшая группа)

Матвеева Олеся Александровна

Цель работы:

Обеспечить специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на ступени дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской

 Федерации Медведева Сергея Юрьевича»

Статья

«Особенности индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением слуха»

Выполнила: Матвеева О.А,

воспитатель

Бийск, 2023 г.

Ф.И.О.

Возраст 7 лет

Диагноз: двусторонняя сенсонервальная тугоухость 3 степени. 

Социальный статус

Сколько детей в семье / в т.ч.семье опекуна 2 детей

 Какой ребенок по счету в семье / в т.ч.семье опекуна первый

С кем ребенок проживает с родителями

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол,

отдельное        спальное        место,         общая        кровать        с        кем-то        из        детей        и        т.п.)

отдельная комната, свой письменный стол, отдельное спальное место.

Кто из взрослых:

  • находится с ребенком в случае болезни мама.
  • провожает и встречает из сада родители.
  • гуляет с ребенком родители.

Цели и задачи работы

Цель работы:

Обеспечить специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на ступени дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение        эмоционального        и        мышечного        напряжения.        
  • Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
  •         Оказание помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с нарушениями слуха.

Ожидаемые результаты:

1.Активность        ребёнка,        желание        взаимодействовать        со        всеми        участниками        процесса. 2.Сотрудничество родителей.

3. Реальная (адекватная)самооценка

  1. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
  2. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

Условия работы

Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная тугоухость, нейросенсорная потеря слуха) — это снижение или потеря слуха в результате поражения звуковоспринимающего аппарата.

   

Психологические особенности детей с нарушением слуха

своеобразное психическое развитие, обусловленное неустойчивым состоянием вегетативной системы, утомляемостью, нарушением моторики, лабильность эмоциональной сферы (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность);

- выраженность астенических проявлений—повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающеммире;

- недостаточность пространственных и временных представлений;

- нарушение эмоционально-волевой сферы.

Нарушения личностного развития детей с нарушениями слуха.

- пониженная мотивация к деятельности,

- неадекватная самооценка,

-стремление к ограничению социальных контактов.

Условия обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Дети с нарушениями слуха — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение процессов познания и социальной адаптации. Слуховые расстройства характеризуются нарушениями развития речи,   преобладание пассивного  словарного запаса над активным, слабая выраженность голосовых модуляций, в мышцах артикуляционного аппарата наблюдается недостаточный объём движений, страдает переключаемость.

У детей с нарушением слуха недостаточно развита пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве.

Также  часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного слухового анализатора. Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности операции обобщения.

Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости.

С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха необходимо соблюдать следующие условия:

- создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду (соблюдение акустических норм в помещении);

- соразмеренность организации информационного пространства (большая степень наглядности);

- соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на ООД, проведение физкультурных пауз и т.д.);

- осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей;

- предоставлять ребенку возможность выбора места во время ООД, где ребёнок может, в том числе и следить за артикуляцией гороврящего.

- проводить целенаправленную работу с родителями детей с нарушениями слухового аппарата, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

- формировать толерантное отношение к детям с нарушениями слухового аппарата у нормально развивающихся детей и их родителей;

- привлекать детей с нарушениями слуха к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.

Система работы по речевому развитию и другим направлениям для дошкольников с нарушениями слухового аппарата разрабатывается индивидуально, где определяется дозирование нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или иных приемов.

В процессе работы с детьми с нарушениями слухового аппарата используются пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, различного рода продуктивную деятельность и игры для развития мелкой моторики. В свободное время дети принимают участие в театральных представлениях, тематических развлечениях, спортивных праздниках, досугах. Целью речевого развития  детей с нарушениями слуха, является создание при помощи коррекционных упражнений и специальных  щадящих режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.

Для детей снарушениями слуха характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное неустойчивым состоянием вегетативной системы, утомляемостью, нарушением моторики, лабильность эмоциональной сферы. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов.

Особенности развития ребенка

(физические, психические, интеллектуальные) на начало учебного года

 Плохо развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений. Нарушено целостность зрительного восприятия и восприятие временно-пространственных отношений, слабо развита память. Нарушение волевой сферы. Внимание рассеянное. Страх всего нового. Имеются особенности речедвигательного аппарата, которые влияют на качество звукобуквенного состава. Самостоятельно не может произнести звукоподражания, лепетные и полные слова. Программный материал данного возраста не усваивает.

Рекомендации медицинского учреждения по диагнозу

Диагноз:  двусторонняя сенсонервальная тугоухость 4 степени.

Рекомендации медицинского учреждения:

Наблюдение сурдолога, психиатра,
офтальмолога. Консультация ортодонта. Сопровождение сурдопедагога, логопеда, психолога. Направления работы специалистов: развитие слухового восприятия, речи, психических процессов, коммуникативных навыков, формирование связной речи, правильного произношения. Рекомендуемые условия обучения: обеспечение образовательного процесса надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Продолжать развивать фонематичность речи, её грамматический строй, развивать эмоционально-волевую сферу (игры- потешки, игры с кульминацией и сопровождением движениями, игры с правилами), развивать слуховое внимание и речевой слух, соотносить фонемы с изображением.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения  дошкольников  с нарушениями слуха.  Индивидуальная  психологическая  коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с нарушениями слуха различной степени тяжести.

Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка-инвалида на основе рекомендаций или заключения врача.

Данная индивидуальная программа разработана для ребенка с нарушениями слуха, ранее посещавшего ДОУ.

Формы и условия работы с ребенком

  • Обучение  в старшей  группе по основной образовательной программе дошкольного образования.

Формы реализации коррекционных задач:

  • индивидуальная коррекционная работа;
  • консультации родителей;

С ребенком ОВЗ в детском саду работают специалисты:

Воспитатель Матвеева О.А.         музыкальный руководитель        

инструктор по физической культуре ____________________________________________

медсестра                         

Развивающая среда МБОУ «СОШ № 9 имени Героя

Российской Федерации Медведева С.Ю.»

Физкультурный зал;

Музыкальный зал;

Групповое помещение.

Этапы работы

  1. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

  1. Создание эмоционального настроя вгруппе;
  2. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
  3. Системность подачи материала;
  4. Понимать и выполнять инструкцию педагога.
  5. Наглядность обучения;
  6. Цикличность построения занятия.
  7. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
  1. ЭТАП ОСНОВНОЙ.

  1. Познавательная сфера,

  • Память
  • внимание
  • мышление
  • восприятие
  • развитие учебных навыков
  • развитие речи и слухового восприятия
  • 2. Развитие эмоциональной сферы.
  • Невербальное – вербальное общение.
  • Снятие телесного и эмоционального напряжения.
  • Формирование отношения доверия, умение сотрудничать.
  • Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
  • Воспитывать у детей нравственные качества ичувства.

Развитие самосознания и навыков саморегуляции.

3.Моторика,

  • общая
  • мелкая
  • артикуляционная

III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

  1. Определение уровня развития ребенка.
  2. Определение предпосылок учебной деятельности.

ПЛАН РАБОТЫС РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ на 2023-2024 учебный год.

п/п

Наименование мероприятия

дата

ответственный

1

Проведение мониторинга развития ребенка ОВЗ в учреждении

При поступлении, сентябрь,        май каждого уч.года.

Воспитатели группы

2

Обследование условий жизни семей

с детьми ОВЗ

октябрь

Воспитатели группы

3

Помощь        ребенку-инвалиду        в формировании        навыков: личной

гигиены - самообслуживания

В течении года

Воспитатели группы

4

Оказание консультативной помощи семье с ребенком-инвалидом

В течении года

Воспитатели   группы, узкие специалисты

5

Консультация для родителей (законных представителей) «Социализация ребенка- инвалида в дошкольном образовательном учреждении»

октябрь

Воспитатели группы, педагог-психолог

8

Беседа с педагогами

«Формирование навыков социальной адаптации у детей-инвалидов.

май

Старший воспитатель

9

Участие детей-инвалидов, детей в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском

саду

По плану

Воспитатели, узкие специалисты

10

Буклеты для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов»

июнь

Старший воспитатель

11

Консультация        для        родителей

«Психологическая поддержка ребенка-инвалида в семье»

ноябрь

Воспитатели группы

Медицинская и физическая реабилитация

Перечень мероприятий медицинской реабилитации

Срок проведения мероприятий

медицинской реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий медицинской

реабилитации

Отметка        о выполнении или невыполнении (указать причину)

Рекомендуется использовать в работе следующие упражнения:

дыхательные упражнения-формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха): «Задуваем свечу», «Сдуваем снежинки», «Дорожки», «Шторм»;

  • Развивать силу речевого выдоха (надувать воздушные шары, дуть в трубочку, пропевать гласные, их сочетания с доступными согласными: игры «Футбол», «Бульбулики»;
  • Развивать  речевую и мелкую моторику рук при помощи артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
  • Формировать умение брать мелкие предметы «щепотью» и складывать в сосуд;
  • Упражнять в произношении чистоговорок, стихов с договариванием;
  •  Побуждать ребёнка говорить фразой, озвучить его попытки обратиться к другим.

1 год

Медицинская сестра, Воспитатели

Выполнено

Психолого-педагогическая реабилитация

Психологическая коррекция познавательных процессов. Рекомендуется организовывать работу в следующих направлениях:

  • Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.
  • Развитие скорости восприятия объектов.
  • Обучение        детей        многообразным предметно-практическим        манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
  • Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
  •         Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Содержание индивидуальной коррекционной работы с ребенком 6-7 лет                      с нарушением слуха

Как и остальные, особенные дети в большей степени проявляют интерес к занятиям в игровой форме. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Специалисты для лечения и реабилитации детей используют и развивающие, и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.

При этом:

  1. подбирают игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  2. во время занятий учитываются состояние ребёнка, насколько он усидчив, в хорошем ли настроении;
  3. во время игры позволяют ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваются в познавательный процесс, если это не нужно ему;
  4. задания дают простые, используя короткие высказывания.

Главное - поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

 1.Артикуляционная гимнастика в совокупности с массажем мышц лица (она очень помогает в развитии речи ребенка).

2. Игры для развития мелкой моторики.

«Кубик», «Шнуровки», « Бизиборды и бизикубы» , «Серпантинки», «Рамки-вкладыши».

  1. Музыкальные игры.

 Использование музыкальных инструментов: барабаны, металлофон, бубен.

  1. Пальчиковые игры

Картотека.

5. Тактильные игры

«Сенсорный куб».

6. Дыхательные игры.

«Свеча», «Футбол», «Дорожки» и т.д.

7.Речевые игры

 «Найди пару», «Продолжи фразу». «Что сначала, что потом»,  «Четвертый лишний», Карточки Домана.

 8 Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

  «Фотографии родных», «Измени внешность», различные игры с правилами.

Социальная реабилитация

Перечень        мероприятий социальнойреабилитации

Срок        проведения мероприятий социальной реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий социальной

реабилитации

Отметка        о выполнении или невыполнении (указать причину)

  1. Консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации
  2. Обучение ребенка-инвалида социальным навыкам (личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения и др).

1 год

Воспитатели

Выполнено

3. Обучение навыкам занятий физкультуры и спорта

1 год

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Выполнено

Индивидуальные психологические особенности ребенка

Задачи сопровождения: создание эмоционально благоприятного климата в детском и педагогическом коллективе; повышение педагогической компетентности родителей и педагогов при обучении и воспитании ребёнка; изучение индивидуальных особенностей развития.

Особенности

Результаты        входящей диагностики (начало2023-

2024 учебного года)

Результаты        итоговой диагностики (окончание 2023-2024 учебного года)

ОБЩЕНИЕ

Инициативность

Проявляет интерес к совместным играм, но преобладает подражательный характер.

Круг общения

Ограничен, предпочитает определённый круг общения.

Контактность

Страх всего нового.

МОТИВАЦИЯ

Низкий уровень мотивации в следствии несформированности основных психических

х процессов.

ПОВЕДЕНИЕ (проявления)

В большей степени преобладает непроизвольный (спонтанный) характер.

СОСТОЯНИЕ

тревожность

Высокая степень тревожности.

агрессивность

Низкая степень агрессивности может проявляться как результат привлечения внимания к себе.

возбудимость

Неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость.

самооценка

Необоснованно завышенная степень самооценки.

Самообслуживание,

самостоятельность

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности.

Пространственная

ориентировка

Испытывает затруднение в пространственно-временной ориентировки.

Адаптация

Лёгкая степень адаптации. Сон, аппетит – в пределах нормы. Контакты со сверстниками и взрослыми постепенно стали устойчивыми.

Выводы по итогам входящей диагностики. Индивидуальные психологические особенности носят несформированный характер. Для ребёнка необходим индивидуальный подход.___________________________

Познавательные процессы

Особенности

Результаты входящей диагностики (начало 2023-2024 учебного

года)

Результаты итоговой диагностики (окончание        2023-

2024 учебного года)

ВОСПРИЯТИЕ

Пространственное

 Низкий уровень

Времени

Низкий уровень

Зрительное

Низкий уровень

Слуховое

Низкий уровень

ВНИМАНИЕ

Устойчивость

Низкий уровень

Продолжительность

Низкий уровень

Переключаемость

Низкий уровень

Распределение

Низкий уровень

ПАМЯТЬ

Зрительная

Низкий уровень

Кратковременная

Низкий уровень

Долговременная

Низкий уровень

Смысловая

Низкий уровень

МЫШЛЕНИЕ

Наглядно-действенное

Низкий уровень

Наглядно-образное

Низкий уровень

Словесно-логическое

Низкий уровень

Анализ

Низкий уровень

Синтез

Низкий уровень

Обобщение

Низкий уровень

Сравнение

Низкий уровень

Выводы по итогам входящей диагностики недостаточный уровень развития основных психических процессов. Образовательные области освоены ребенком не в полном объёме относительно возрастной нормы и образовательной программы ДОУ.

___________________________________________

______________________________________________________________________________

Речевое развитие

Коррекция нарушений речи

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Предъявляемые задания

Результаты входящей диагностики (начало учебного года – 14.09.2023г.)

Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Уровень

сформированности двигательных функций

Низкий

Заключение

недостаточно точная координация, что проявляется в основных двигательных навыках.

Мелкая моторика пальцев рук

Уровень

сформированности

мелкой моторики пальцев рук

Низкий

Заключение

отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей.

Звукопроизношение

Уровень

сформированности звукопроизношения

низкий

Заключение

 Произносит несколько отдельных звукоподражательных слов, отвечает на вопросы односложно.

Словарный запас

Уровень

сформированности словарного запаса

низкий

Заключение

Пассивный словарный запас преобладает над активным.

Связная речь

Уровень

сформированности связной речи

низкий

Заключение

Интонационная и грамматическая несформированность связной речи, эмоционально окрашена.

Анализ речевого развития ребенка

Недостаточно сформирована фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи (неверное использование форм множественного числа; нарушение словообразования).

Выводы. Выявленные проблемы.        

Таким образом, у ребёнка двигательная функция артикуляционного аппарата недостаточно активная; объем движений неполный; замена движений, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть; в развитии мелкой моторики пальцев рук наблюдается положительная тенденция; Недостаточно сформирована фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи.

Пути их решения:

-организовать соразмерность организации информационного пространства (большая степень наглядности);

- соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на ООД, проведение физкультурных пауз и т.д.);

- предоставлять ребенку возможность выбора места во время ООД, где ребёнок может, в том числе и следить за артикуляцией говорящего.

- проводить целенаправленную работу с родителями детей с нарушениями слухового аппарата, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

- привлекать детей с нарушениями слуха к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.

-использовать игры и упражнений, направленных на развитие физиологического слуха и слухового внимания. дыхательные упражнения-формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха): «Задуваем свечу», «Сдуваем снежинки», «Дорожки», «Шторм»;

  • Развивать силу речевого выдоха (надувать воздушные шары, дуть в трубочку, пропевать гласные, их сочетания с доступными согласными: игры «Футбол», «Бульбулики»;
  • Развивать речевую и мелкую моторику рук при помощи артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
  • Формировать умение брать мелкие предметы «щепотью» и складывать в сосуд;
  • Упражнять в произношении чистоговорок, стихов с договариванием;

 Побуждать ребёнка говорить фразой, озвучить его попытки обратиться к другим.

Список использованной литературы

  1. Куражева        Н.Ю..  Бараева        Н.В.,        Тузаева        А.С., Козлова        И.А.        Программа        психолого- педагогических занятий для дошкольников. «Цветик - семицветик». СПб.: Речь; М.: Сфера,2012.

- 155с.

  1. МамайчукИ.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.:Речь, 2006. -400с.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. - М.: Издательство «Книголюб»,2008.
  3. Грабенко Т.М.; Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «Детство- пресс», 2004. -64с.
  4. Шанина СЛ., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.
  • М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. - 249с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Игровые технологии как средства реализации индивидуального образовательного маршрута с тяжелыми нарушениями речи

Использование игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста.  Построение образовательной траектории для легкого восприятия информа...

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»Сетка индивидуальных занятий на год...