Статья «Особенности индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением слуха»
статья (старшая группа)
Цель работы:
Обеспечить специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на ступени дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской
Федерации Медведева Сергея Юрьевича»
Статья
«Особенности индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением слуха»
Выполнила: Матвеева О.А,
воспитатель
Бийск, 2023 г.
Ф.И.О.
Возраст 7 лет
Диагноз: двусторонняя сенсонервальная тугоухость 3 степени.
Социальный статус
Сколько детей в семье / в т.ч.семье опекуна 2 детей
Какой ребенок по счету в семье / в т.ч.семье опекуна первый
С кем ребенок проживает с родителями
Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни
Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол,
отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)
отдельная комната, свой письменный стол, отдельное спальное место.
Кто из взрослых:
- находится с ребенком в случае болезни мама.
- провожает и встречает из сада родители.
- гуляет с ребенком родители.
Цели и задачи работы
Цель работы:
Обеспечить специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на ступени дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
- Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
- Оказание помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с нарушениями слуха.
Ожидаемые результаты:
1.Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса. 2.Сотрудничество родителей.
3. Реальная (адекватная)самооценка
- Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
- Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
Условия работы
Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная тугоухость, нейросенсорная потеря слуха) — это снижение или потеря слуха в результате поражения звуковоспринимающего аппарата.
Психологические особенности детей с нарушением слуха
своеобразное психическое развитие, обусловленное неустойчивым состоянием вегетативной системы, утомляемостью, нарушением моторики, лабильность эмоциональной сферы (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность);
- выраженность астенических проявлений—повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающеммире;
- недостаточность пространственных и временных представлений;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
Нарушения личностного развития детей с нарушениями слуха.
- пониженная мотивация к деятельности,
- неадекватная самооценка,
-стремление к ограничению социальных контактов.
Условия обучения и воспитания детей с нарушением слуха
Дети с нарушениями слуха — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение процессов познания и социальной адаптации. Слуховые расстройства характеризуются нарушениями развития речи, преобладание пассивного словарного запаса над активным, слабая выраженность голосовых модуляций, в мышцах артикуляционного аппарата наблюдается недостаточный объём движений, страдает переключаемость.
У детей с нарушением слуха недостаточно развита пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве.
Также часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного слухового анализатора. Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности операции обобщения.
Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости.
С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха необходимо соблюдать следующие условия:
- создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду (соблюдение акустических норм в помещении);
- соразмеренность организации информационного пространства (большая степень наглядности);
- соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на ООД, проведение физкультурных пауз и т.д.);
- осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей;
- предоставлять ребенку возможность выбора места во время ООД, где ребёнок может, в том числе и следить за артикуляцией гороврящего.
- проводить целенаправленную работу с родителями детей с нарушениями слухового аппарата, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
- формировать толерантное отношение к детям с нарушениями слухового аппарата у нормально развивающихся детей и их родителей;
- привлекать детей с нарушениями слуха к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.
Система работы по речевому развитию и другим направлениям для дошкольников с нарушениями слухового аппарата разрабатывается индивидуально, где определяется дозирование нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или иных приемов.
В процессе работы с детьми с нарушениями слухового аппарата используются пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, различного рода продуктивную деятельность и игры для развития мелкой моторики. В свободное время дети принимают участие в театральных представлениях, тематических развлечениях, спортивных праздниках, досугах. Целью речевого развития детей с нарушениями слуха, является создание при помощи коррекционных упражнений и специальных щадящих режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.
Для детей снарушениями слуха характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное неустойчивым состоянием вегетативной системы, утомляемостью, нарушением моторики, лабильность эмоциональной сферы. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов.
Особенности развития ребенка
(физические, психические, интеллектуальные) на начало учебного года
Плохо развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений. Нарушено целостность зрительного восприятия и восприятие временно-пространственных отношений, слабо развита память. Нарушение волевой сферы. Внимание рассеянное. Страх всего нового. Имеются особенности речедвигательного аппарата, которые влияют на качество звукобуквенного состава. Самостоятельно не может произнести звукоподражания, лепетные и полные слова. Программный материал данного возраста не усваивает.
Рекомендации медицинского учреждения по диагнозу
Диагноз: двусторонняя сенсонервальная тугоухость 4 степени.
Рекомендации медицинского учреждения:
Наблюдение сурдолога, психиатра,
офтальмолога. Консультация ортодонта. Сопровождение сурдопедагога, логопеда, психолога. Направления работы специалистов: развитие слухового восприятия, речи, психических процессов, коммуникативных навыков, формирование связной речи, правильного произношения. Рекомендуемые условия обучения: обеспечение образовательного процесса надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Продолжать развивать фонематичность речи, её грамматический строй, развивать эмоционально-волевую сферу (игры- потешки, игры с кульминацией и сопровождением движениями, игры с правилами), развивать слуховое внимание и речевой слух, соотносить фонемы с изображением.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с нарушениями слуха. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с нарушениями слуха различной степени тяжести.
Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка-инвалида на основе рекомендаций или заключения врача.
Данная индивидуальная программа разработана для ребенка с нарушениями слуха, ранее посещавшего ДОУ.
Формы и условия работы с ребенком
- Обучение в старшей группе по основной образовательной программе дошкольного образования.
Формы реализации коррекционных задач:
- индивидуальная коррекционная работа;
- консультации родителей;
С ребенком ОВЗ в детском саду работают специалисты:
Воспитатель Матвеева О.А. музыкальный руководитель
инструктор по физической культуре ____________________________________________
медсестра
Развивающая среда МБОУ «СОШ № 9 имени Героя
Российской Федерации Медведева С.Ю.»
Физкультурный зал;
Музыкальный зал;
Групповое помещение.
Этапы работы
- ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
- Создание эмоционального настроя вгруппе;
- Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
- Системность подачи материала;
- Понимать и выполнять инструкцию педагога.
- Наглядность обучения;
- Цикличность построения занятия.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
ЭТАП ОСНОВНОЙ.
Познавательная сфера,
- Память
- внимание
- мышление
- восприятие
- развитие учебных навыков
- развитие речи и слухового восприятия
- 2. Развитие эмоциональной сферы.
- Невербальное – вербальное общение.
- Снятие телесного и эмоционального напряжения.
- Формирование отношения доверия, умение сотрудничать.
- Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
- Воспитывать у детей нравственные качества ичувства.
Развитие самосознания и навыков саморегуляции.
3.Моторика,
- общая
- мелкая
- артикуляционная
III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
- Определение уровня развития ребенка.
- Определение предпосылок учебной деятельности.
ПЛАН РАБОТЫС РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ на 2023-2024 учебный год.
№ п/п | Наименование мероприятия | дата | ответственный |
1 | Проведение мониторинга развития ребенка ОВЗ в учреждении | При поступлении, сентябрь, май каждого уч.года. | Воспитатели группы |
2 | Обследование условий жизни семей с детьми ОВЗ | октябрь | Воспитатели группы |
3 | Помощь ребенку-инвалиду в формировании навыков: личной гигиены - самообслуживания | В течении года | Воспитатели группы |
4 | Оказание консультативной помощи семье с ребенком-инвалидом | В течении года | Воспитатели группы, узкие специалисты |
5 | Консультация для родителей (законных представителей) «Социализация ребенка- инвалида в дошкольном образовательном учреждении» | октябрь | Воспитатели группы, педагог-психолог |
8 | Беседа с педагогами «Формирование навыков социальной адаптации у детей-инвалидов. | май | Старший воспитатель |
9 | Участие детей-инвалидов, детей в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду | По плану | Воспитатели, узкие специалисты |
10 | Буклеты для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов» | июнь | Старший воспитатель |
11 | Консультация для родителей «Психологическая поддержка ребенка-инвалида в семье» | ноябрь | Воспитатели группы |
Медицинская и физическая реабилитация
Перечень мероприятий медицинской реабилитации | Срок проведения мероприятий медицинской реабилитации | Исполнитель проведения мероприятий медицинской реабилитации | Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину) |
Рекомендуется использовать в работе следующие упражнения: дыхательные упражнения-формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха): «Задуваем свечу», «Сдуваем снежинки», «Дорожки», «Шторм»;
| 1 год | Медицинская сестра, Воспитатели | Выполнено |
Психолого-педагогическая реабилитация
Психологическая коррекция познавательных процессов. Рекомендуется организовывать работу в следующих направлениях:
- Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.
- Развитие скорости восприятия объектов.
- Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
- Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
- Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Содержание индивидуальной коррекционной работы с ребенком 6-7 лет с нарушением слуха
Как и остальные, особенные дети в большей степени проявляют интерес к занятиям в игровой форме. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Специалисты для лечения и реабилитации детей используют и развивающие, и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.
При этом:
- подбирают игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
- во время занятий учитываются состояние ребёнка, насколько он усидчив, в хорошем ли настроении;
- во время игры позволяют ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваются в познавательный процесс, если это не нужно ему;
- задания дают простые, используя короткие высказывания.
Главное - поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.
1.Артикуляционная гимнастика в совокупности с массажем мышц лица (она очень помогает в развитии речи ребенка).
2. Игры для развития мелкой моторики.
«Кубик», «Шнуровки», « Бизиборды и бизикубы» , «Серпантинки», «Рамки-вкладыши».
- Музыкальные игры.
Использование музыкальных инструментов: барабаны, металлофон, бубен.
- Пальчиковые игры
Картотека.
5. Тактильные игры
«Сенсорный куб».
6. Дыхательные игры.
«Свеча», «Футбол», «Дорожки» и т.д.
7.Речевые игры
«Найди пару», «Продолжи фразу». «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», Карточки Домана.
8 Игры на развитие эмоционально-волевой сферы
«Фотографии родных», «Измени внешность», различные игры с правилами.
Социальная реабилитация
Перечень мероприятий социальнойреабилитации | Срок проведения мероприятий социальной реабилитации | Исполнитель проведения мероприятий социальной реабилитации | Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину) |
| 1 год | Воспитатели | Выполнено |
3. Обучение навыкам занятий физкультуры и спорта | 1 год | Инструктор по физической культуре, воспитатели | Выполнено |
Индивидуальные психологические особенности ребенка
Задачи сопровождения: создание эмоционально благоприятного климата в детском и педагогическом коллективе; повышение педагогической компетентности родителей и педагогов при обучении и воспитании ребёнка; изучение индивидуальных особенностей развития.
Особенности | Результаты входящей диагностики (начало2023- 2024 учебного года) | Результаты итоговой диагностики (окончание 2023-2024 учебного года) | |
ОБЩЕНИЕ | Инициативность | Проявляет интерес к совместным играм, но преобладает подражательный характер. | |
Круг общения | Ограничен, предпочитает определённый круг общения. | ||
Контактность | Страх всего нового. | ||
МОТИВАЦИЯ | Низкий уровень мотивации в следствии несформированности основных психических х процессов. | ||
ПОВЕДЕНИЕ (проявления) | В большей степени преобладает непроизвольный (спонтанный) характер. | ||
СОСТОЯНИЕ | тревожность | Высокая степень тревожности. | |
агрессивность | Низкая степень агрессивности может проявляться как результат привлечения внимания к себе. | ||
возбудимость | Неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость. | ||
самооценка | Необоснованно завышенная степень самооценки. | ||
Самообслуживание, самостоятельность | Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности. | ||
Пространственная ориентировка | Испытывает затруднение в пространственно-временной ориентировки. | ||
Адаптация | Лёгкая степень адаптации. Сон, аппетит – в пределах нормы. Контакты со сверстниками и взрослыми постепенно стали устойчивыми. | ||
Выводы по итогам входящей диагностики. Индивидуальные психологические особенности носят несформированный характер. Для ребёнка необходим индивидуальный подход.___________________________ |
Познавательные процессы
Особенности | Результаты входящей диагностики (начало 2023-2024 учебного года) | Результаты итоговой диагностики (окончание 2023- 2024 учебного года) | |
ВОСПРИЯТИЕ | Пространственное | Низкий уровень | |
Времени | Низкий уровень | ||
Зрительное | Низкий уровень | ||
Слуховое | Низкий уровень | ||
ВНИМАНИЕ | Устойчивость | Низкий уровень | |
Продолжительность | Низкий уровень | ||
Переключаемость | Низкий уровень | ||
Распределение | Низкий уровень | ||
ПАМЯТЬ | Зрительная | Низкий уровень | |
Кратковременная | Низкий уровень | ||
Долговременная | Низкий уровень | ||
Смысловая | Низкий уровень | ||
МЫШЛЕНИЕ | Наглядно-действенное | Низкий уровень | |
Наглядно-образное | Низкий уровень | ||
Словесно-логическое | Низкий уровень | ||
Анализ | Низкий уровень | ||
Синтез | Низкий уровень | ||
Обобщение | Низкий уровень | ||
Сравнение | Низкий уровень |
Выводы по итогам входящей диагностики недостаточный уровень развития основных психических процессов. Образовательные области освоены ребенком не в полном объёме относительно возрастной нормы и образовательной программы ДОУ. ___________________________________________ ______________________________________________________________________________ |
Речевое развитие
Коррекция нарушений речи
Входная диагностика | Итоговая диагностика | |||
Предъявляемые задания | Результаты входящей диагностики (начало учебного года – 14.09.2023г.) | Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года – дата) | ||
Двигательные функции артикуляционного аппарата | ||||
Уровень сформированности двигательных функций | Низкий | |||
Заключение | недостаточно точная координация, что проявляется в основных двигательных навыках. | |||
Мелкая моторика пальцев рук | ||||
Уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук | Низкий | |||
Заключение | отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей. | |||
Звукопроизношение | ||||
Уровень сформированности звукопроизношения | низкий | |||
Заключение | Произносит несколько отдельных звукоподражательных слов, отвечает на вопросы односложно. | |||
Словарный запас | ||||
Уровень сформированности словарного запаса | низкий | |||
Заключение | Пассивный словарный запас преобладает над активным. | |||
Связная речь | ||||
Уровень сформированности связной речи | низкий | |||
Заключение | Интонационная и грамматическая несформированность связной речи, эмоционально окрашена. | |||
Анализ речевого развития ребенка | ||||
Недостаточно сформирована фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи (неверное использование форм множественного числа; нарушение словообразования). |
Выводы. Выявленные проблемы.
Таким образом, у ребёнка двигательная функция артикуляционного аппарата недостаточно активная; объем движений неполный; замена движений, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть; в развитии мелкой моторики пальцев рук наблюдается положительная тенденция; Недостаточно сформирована фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи.
Пути их решения:
-организовать соразмерность организации информационного пространства (большая степень наглядности);
- соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на ООД, проведение физкультурных пауз и т.д.);
- предоставлять ребенку возможность выбора места во время ООД, где ребёнок может, в том числе и следить за артикуляцией говорящего.
- проводить целенаправленную работу с родителями детей с нарушениями слухового аппарата, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
- привлекать детей с нарушениями слуха к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.
-использовать игры и упражнений, направленных на развитие физиологического слуха и слухового внимания. дыхательные упражнения-формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха): «Задуваем свечу», «Сдуваем снежинки», «Дорожки», «Шторм»;
- Развивать силу речевого выдоха (надувать воздушные шары, дуть в трубочку, пропевать гласные, их сочетания с доступными согласными: игры «Футбол», «Бульбулики»;
- Развивать речевую и мелкую моторику рук при помощи артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
- Формировать умение брать мелкие предметы «щепотью» и складывать в сосуд;
- Упражнять в произношении чистоговорок, стихов с договариванием;
Побуждать ребёнка говорить фразой, озвучить его попытки обратиться к другим.
Список использованной литературы
- Куражева Н.Ю.. Бараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. «Цветик - семицветик». СПб.: Речь; М.: Сфера,2012.
- 155с.
- МамайчукИ.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.:Речь, 2006. -400с.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. - М.: Издательство «Книголюб»,2008.
- Грабенко Т.М.; Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «Детство- пресс», 2004. -64с.
- Шанина СЛ., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.
- М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. - 249с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Игровые технологии как средства реализации индивидуального образовательного маршрута с тяжелыми нарушениями речи
Использование игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста. Построение образовательной траектории для легкого восприятия информа...

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с нарушением слуха
Пример ИОМ дошкольника с нарушением слуха...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»Сетка индивидуальных занятий на год...

Особенности индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Особенности индивидуального образовательного маршрута дошкольника...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащих и позднооглохших) -старшая группа общеразвивающей направленности
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащих и позднооглохших)...