Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащих и позднооглохших) -старшая группа общеразвивающей направленности
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Ивановна Быкова

Индивидуальный   образовательный   маршрут обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащих и позднооглохших)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_st.g_sluh_.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска»

Индивидуальный        образовательный        маршрут обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащих и позднооглохших)

Ф. И. О. ребёнка

старшая группа

общеразвивающей направленности

г. Лесосибирск – 2023 г.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составлен в соответствии с образовательной программой ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. ИОМ строится и редактируется в течение учебного года с учетом потенциала ребенка, успешности или неуспешности выполнения ребенком предложенных упражнений и заданий, степени усвоения навыков, знаний и умений прошлого периода.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

Общая характеристика деятельности.

Диагностическое обследование проводилось путем проведения экспресс - диагностики уровня развития познавательных процессов (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.) и путем   наблюдения. Навыки самообслуживания, социально-бытовые, игровые навыки развиты в соответствии с возрастной нормой. Проявляет интерес и усидчивость на занятиях. Легко идет на контакт, быстро вникает в задачу, не отвлекается, проявляет устойчивый интерес к заданиям. В деятельность, организованную взрослым включается. Ребенок часто переспрашивает, по причине наличия слуховых нарушений, поэтому общаясь с девочкой необходимо говорить достаточно громко. Девочка спокойна, усидчива, суетливых движений не наблюдается, не пытается  направить деятельность по своему усмотрению, выполняет все задания последовательно и сосредоточено. Темп деятельности – высокий. Способна работать длительное время. Деятельность целенаправленная, планомерная. Инструкции понимает в полном объеме без дополнительных объяснений. Ответы на вопросы логичные. Произвольная регуляция деятельности развита. Речь невнятная. Фразовая и связная речь соответствуют уровню ниже возрастной нормы.

Психологические особенности, выявленные в ходе обследования:

  1. Уровень общей осведомленности соответствует возрастной норме. Задания «Нелепицы» и «Времена года» выполнила быстро, в полном объеме без дополнительных пояснений педагога.
  2.  Внимание «Найди такую же картинку» - с заданием «Найди такую же картинку» так же справилась очень быстро. Способность устанавливать тождество, находить сходство и различие предметов на основе зрительного анализа развита в соответствии с возрастной нормой. Уровень развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия соответствуют возрастной норме.
  3. Память «10 предметов» - объем непосредственной образной памяти ребенка соответствует возрастной норме (из десяти предметов назвала шесть).
  4. Мышление «Найди семью» - уровень развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению соответствует возрастной норме (самостоятельно разложила карточки с предметами по всем группам, перепутала несколько картинок из групп «Овощи» «Фрукты», назвала обобщающие слова к группам).
  5. Мышление «Рыбка» - уровень развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство соответствует возрастной норме (самостоятельно проанализировала схему и на основе анализа без затруднений воспроизвела изображение, назвала что изображено).
  6. «Рисунок человека» - ведущая рука правая, карандаш держит правильно, нажим средний. Начала рисунок  с головы, части тела изображены объемными и пропорциональными. В рисунке прорисованы все основные детали: руки с пятью пальцами, ноги (без ступней), шея, глаза, нос, рот, уши, брови, прическа с бантами.
  7. Речь, мышление «Последовательные картинки» - способности ребенка понять сюжет в целом, умение устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ развиты в соответствии с возрастной нормой (самостоятельно разложила картинки поочередно, ошиблась один раз, самостоятельно исправила ошибку, воспроизвела рассказ с небольшими подсказками педагога при построении предложений).
  8. Восприятие «Разрезные картинки» - уровень развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета соответствует возрастной норме (с заданием справилась самостоятельно, безошибочно, быстро).
  9. Воображение «На что это похоже?» - уровень развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления соответствует возрастной норме (на каждый рисунок назвала по три ассоциации).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий, способствующих социализации и личностному всестороннему развитию слабослышащего ребенка.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать временные представления.
  1. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Развивать компетенции познавательной и коммуникативной сферы.
  3. Развивать мелкую моторику.
  1. Способствовать формированию положительной оценки себя и своих способностей.

             ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИОМ:

  1. Этап наблюдения
  2. Диагностический этап
  3. Этап конструирования
  4. Этап реализации (с промежуточной диагностикой)
  5. Этап итоговой диагностики

          Срок реализации ИОМ: 2023-2024 учебный год

          Форма занятий: индивидуальные занятия два раза в неделю

Продолжительность занятия: 25 минут

Формы и методы работы:

  1. применение игровых технологий;
  2. применение нейроупражнений;
  3. включение элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования;
  4. словесные (вопросы, объяснения, беседы), наглядные (наблюдение, демонстрационные материалы), практические (упражнения, графические пробы) методы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Сформированы временные представления: ориентируется в понятиях «части суток», «дни недели», названиях месяцев.
  2. Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, уверенно включается в совместную игру с детьми.
  3. Ребенок положительно оценивает себя и свои способности.
  4. Познавательный потенциал ребёнка, развитие мелкой моторики соответствуют возрастной норме.

Способ фиксации результата реализации ИОМ: проведение промежуточного диагностического обследования в середине учебного года и проведение контрольного (итогового) диагностического обследования по завершении реализации маршрута, сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики (диагностические методики: экспресс-диагностика в детском саду под редакцией Павлова Руденко, «Лесенка» - исследование самооценки, исследование психосоциальной зрелости – кругозор); наблюдение  режимных моментов и игровой деятельности.

Календарное планирование индивидуальных

коррекционно – развивающих занятий

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ (усв/не усв/

на стадии усвоения)

КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ

1.Первичная диагностика

2.Наблюдение (режимные моменты, свободная деятельность, НОД, игровая деятельность)

3.Сбор данных по раннему развитию и динамике усвоения образовательной программы

4.Налаживание эмоционального контакта с ребенком

5.Усвоение правил поведения в кабинете педагога-психолога

6.Формирование интереса к занятиям с психологом

7.«Давай представимся» (развитие умения представиться, называть свои ФИО, рассказать о себе)

8.«Собери бусы по схеме» (развитие мелкой моторики)

9.«Копилка достижений» (проводится каждое занятие!)- ребенок вспоминает что значимого (хорошего) он сделал вчера, педагог записывает это на бумаге, обсуждает с ребенком значимость этого поступка (действия), ребенок сворачивает бумагу и кладет её в копилку достижений (поддержание положительной оценки себя и своих способностей)

10.Работа с картинками «Части суток» (развитие временных представлений)

11.«Готовим суп, компот» (расширение кругозора ребенка; формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы: овощи, фрукты, ягоды; развитие речи)

ОКТЯБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Солнышко» - ребенок рисует солнышко с лучами, описывает свое солнышко, далее ребенку предлагается представить, что он и есть это солнышко, задача ребенка каждый лучик обозначить каким-либо своим хорошим качеством (поддержание положительной самооценки)

3.Работа с блоками Дьенеша «Повтори постройку» (развитие умения действовать по образцу)

4.«Разрезные картинки» - 4-составные (развитие зрительного восприятия)

5.Работа с предметными картинками «Посуда», ответы на простые вопросы: Как мы используем эту посуду? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

6.«Обыграй ситуацию» - ребенок совместно с педагогом или сверстником обыгрывают предложенную ситуацию, например: твой друг плачет - успокой его; у тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе; ребенок играет в интересную игру, тебе тоже хочется с ним поиграть – предложи ему поиграть вместе (развитие коммуникативной сферы: умения вступать в разговор, обмениваться чувствами)

7.«Ёжик» - нейрогимнастика – ребенок при помощи пинцетов двумя руками одновременно вытаскивает иголки из ёжика, затем их вставляет обратно, пересчитывает иголки (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, закрепление счета в пределах первого десятка)

8. Работа с карточками «Время суток» - ребенок отвечает на вопросы в соответствии с предлагаемой ему карточкой: Какое изображено время суток? Что обычно делают люди в это время суток? (развитие временных представлений)

9.«Сверни ленту», «Собери бусы по схеме», «Составь узор из счетных палочек», «Мнем – расправляем бумагу двумя руками» (развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия)

10. «Пройди лабиринт» (развитие зрительного внимания: сосредоточение и удержание)

НОЯБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Я» - педагог перечисляет качества человека, если ребенок считает, что это качество ему свойственно, встает на стул и кричит: «Это про меня!» (развитие адекватной самооценки)

3.Работа с предметными картинками «Дикие и домашние животные», короткое описание животного, ответы на простые вопросы: Где живет? Чем питается? Как говорит? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

4.«Назови что было нарисовано» - 5 предметов (развитие зрительной памяти)

5.«Прищепки» - задача ребенка прикрепить прищепки к кругу в соответствии с цветом; прикрепить прищепки в цветовом порядке, который диктует педагог; прикреплять прищепки двумя руками одновременно в соответствии с цветом, например, правая рука – синие прищепки, левая - красные  (развитие моторики, межполушарного взаимодействия, умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого)

6.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения)

7.«Пальцы добрые  - пальцы злые» - взрослый предлагает детям превратить свои пальчики на одной руке в добрых волчат, на другой в злых зайчат, им нужно познакомиться, поиграть, может быть поссориться (развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков)

8.«Опиши свой день» - ребенок составляет рассказ, в котором описывает свою деятельность в каждое время суток (развитие временных представлений и умения составлять самостоятельный рассказ, расширение активного словаря)

9.Нейрогимнастика: «Веселые пальчики», «Повтори движение», «Пройди по маршруту двумя руками», «Мнем и расправляем бумагу» (развитие межполушарного взаимодействия)

10.Самомассаж, упражнения с мячами Су-джок, «Вырежи геометрические фигуры» (развитие мелкой моторики)

ДЕКАБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.Рисование «Я победитель!» - ребенок изображает себя на листе бумаге в роли победителя, рассказывает историю своей победы (повышение самооценки ребенка)

3.«Назови что было нарисовано» - 7 предметов (развитие зрительной памяти)

4.Работа с предметными картинками «Мебель», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет мебели? Есть ли в этой комнате такой предмет мебели? Покажи его, потрогай его, какой он? Твердый, мягкий, горячий, холодный? Какого цвета? Большой или маленький? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи, усвоение сенсорных эталонов)

5.Аппликация «Цветная цепочка на ёлку» (развитие мелкой моторики)

6.«Изобрази пословицу» - ребенок с помощью жестов и мимики изображает пословицы, например: слово не воробей – вылетит, не поймаешь; нет друга – ищи, а найдешь – береги; без труда не вытащишь и рыбку из пруда (развитие умения использовать невербальные средства общения)

7.«Путешествие по дням недели» - на полу разложены 7 обручей, каждый обруч – день недели. Ребенок встает в первый обруч «Понедельник», рассказывает как обычно проходит его понедельник. Таким образом ребенок проходит все обручи «Дни недели». Если ребенок затрудняется, сначала проходит все обручи педагог (развитие временных представлений, активного словаря)

8.«Разрезные картинки» - 6-составные (развитие зрительного восприятия)

9.«Найди отличия» (развитие внимания: сосредоточение и удержание)

10.Работа с карточками «Что из чего» - задача ребенка разложить карточки с предметами, в соответствии с материалом, из которого они изготовлены (расширение общего кругозора, развитие способности группировать предметы, подбирать обобщающее слово)

ЯНВАРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Мой подарок для тебя» - педагог (ребенок из группы, желательно друг) и ребенок придумывают что бы они подарили друг другу, затем рисуют задуманный подарок, дарят друг другу рисунки с подарками, объясняют почему именно этот подарок (повышение самооценки)

3.«Назови что было нарисовано» - 10 предметов (развитие зрительной памяти)

4.Промежуточная диагностика

5.Работа с предметными картинками «Электрические приборы», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

6.«Интервью» - ребенок встает на стульчик, представляет, что он уже взрослый человек, педагог берет у него интервью, задает вопросы: представьтесь, расскажите о вашей семье, расскажите о своей профессии и т.д. Затем ребенок берет интервью у педагога. На следующем этапе ребенок проигрывает игру со сверстником (развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог)

7.«Живая неделя» - перед ребенком на столе раскладываются карточки с цифрами от 1 до 7. Задача ребенка разложить карточки по порядку от 1 до 7. Каждая карточка обозначает порядковый номер дня недели. На столе лежат семь игрушек, у каждой игрушки своё имя (имена – дни недели). Педагог предлагает ребенку игрушку, которую зовут Понедельник, ребенок должен положить игрушку к карточке с соответствующей цифрой (1). И далее ребенку предлагаются остальные игрушки в порядковом счете дней недели. В конце упражнения ребенок проговаривает по порядку все дни недели (развитие временных представлений)

8.«Он, она, оно, они» - работа с предметными картинками, распределение картинок по группам: он, она, оно, они (развитие способности склонять предметы: число, род)

9.«Рыбалка» - задача ребенка разложить разноцветных рыбок в аквариуме в соответствии со схемой, на которой указаны цвет рыбки, направление её движения – лево право, расположение – верх низ (развитие пространственных представлений)

10.«Подбери эмоцию героя в соответствии с сюжетом картинки» (развитие эмоционально-личностной сферы)

ФЕВРАЛЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Я – лев» - короткая беседа про царя зверей – льва, ребенок закрывает глаза, представляет, что он могучий и всесильный лев, открывает глаза, представляется: «Я лев (львица) Андрей» и проходит по кругу гордой уверенной походкой (повышение уверенности в себе)

3.Работа с карточками «Профессии» (повышение уровня осведомленности ребенка об окружающем мире, развитие речи)

4.«Сиамские близнецы» - упражнение проводится в паре со сверстником. Дети садятся за стол близко друг к другу, правая рука одного ребенка связывается с левой рукой второго от локтя до кисти, каждому дается цветной восковой мелок разных цветов, до начала рисования дети договариваются что будут рисовать и как (развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков)

5.«Времена года – зима» - работа с зимними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

6.«Зимние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц зимы. Ребенок садится на первый стульчик (декабрь), рассказывает что обычно происходит в декабре (новый год, утренник, подготовка костюма и стихотворения и т.д.), затем тоже самое проделывается со стульчиками «Январь» (например, описание каникул), «Февраль» (например, праздник 23 февраля). В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку зимние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

7.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (развитие способности составлять последовательный рассказ, устанавливать причинно-следственные связи)

8.Нейроупражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Кольцо, зайчик, цепочка», «Перекрестное марширование» (развитие межполушарного взаимодействия)

9.«Четвертый лишний» (развитие мышления, способности группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее)

10. Рисование «Человек» - перед рисованием проходит беседа «Строение человека» с опорой на плакат (повышение уровня осведомленности об окружающем мире, развитие графомоторных функций)

МАРТ

1.«Копилка достижений»

2.«Закончи предложение» - педагог начинает предложение (я умею..; у меня хорошо получается..; я хороший, потому что...; со мной хотят дружить, потому что.., и т.д.) ребенок заканчивает предложение (повышение самооценки)

3.Работа с предметными картинками «Одежда», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет гардероба? На какую часть тела мы его одеваем? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

4. «Давай поговорим» - Педагог начинает словами: «Давай поговорим. Я хотела бы стать…. Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположения, завязывается беседа. В конце можно спросить у ребенка: «А кем ты хочешь стать? (развитие коммуникативных навыков)

5.«Времена года – весна» - работа с весенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

6.«Весенние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц весны. Ребенок садится на первый стульчик (март), рассказывает что обычно происходит в марте (изменения в погоде, международный женский день и т.д.), затем тоже самое проделывается со стульчиками «Апрель» и «Май». В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку весенние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

7.Работа с карточками «Эмоции», распределение их по группам: гнев, радость, удивление, стеснение, страх, грусть (развитие эмоционально-личностной сферы)

8.«Назови ласково» (развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные)

9.«Антонимы» (развитие атрибутивного словаря)

10.«Пластилинография» - украшаем яйцо деталями из пластилина (развитие мелкой моторики)

АПРЕЛЬ

1.«Копилка достижений»

2.Работа с предметными картинками «Транспорт», ответы на простые вопросы: Где движется этот транспорт? – по земле, воде, в воздухе (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

3.«Хороший продавец» - сначала взрослый в роли продавца, а ребенок в роли покупателя, задача продавца заинтересовать покупателя товаром, описав достоинства товаров. На следующем этапе роль продавца играет ребенок, роль покупателя играет педагог или сверстник (развитие коммуникативных навыков, расширение активного словаря)

4.«Времена года – лето» - работа с летними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

5.«Летние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц лета. Ребенок садится на первый стульчик (июнь), рассказывает что обычно происходит в июне, затем тоже самое проделывается со стульчиками «Июль» и «Август». В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку летние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

6.«Заплети косу из лент» (развитие мелкой моторики)

7.Корректурные пробы (развитие зрительного внимания)

8.«Геометрическая мозаика» - складывание узора из разноцветных геометрических фигур по образцу и по замыслу (закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом)

9.«Чудесный мешочек» - педагог расставляет на столе геометрические фигуры и набор таких же фигур складывает в мешочек. Ребенок по указанию педагога находит в мешочке ту фигуру, которую показал педагог и называет её (закрепление сенсорных эталонов, развитие тактильных ощущений)

10. «Что где находится по правую (левую) руку» (развитие пространственных представлений)

МАЙ

1.«Копилка достижений»

2.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять описательный рассказ)

3.«Эмоции героев» - педагог читает ребенку сказку о каком-то герое, в процессе слушания сказки ребенок поднимает над головой картинки с нарисованными эмоциями, которые испытывает герой в сюжете (развитие эмоционально-личностной сферы)

4.«Времена года – осень» - работа с осенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

5.«Осенние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц осени. Ребенок садится на первый стульчик (сентябрь), рассказывает что обычно происходит в сентябре, затем тоже самое проделывается со стульчиками «Октябрь» и «Ноябрь». В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку осенние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

6.«Собери горошины» - задача ребенка брать горошины по одной с помощью большого и указательного пальцев и складывать их в ладонь этой же руки, затем упражнение выполняется двумя руками одновременно (развитие мелкой моторики)

7.«Сколько пальцев» - педагог сидит за столом напротив ребенка, положив руки со сжатыми в кулак пальцами на стол, ребенок повторяет за педагогом. Педагог выбрасывает определенное количество пальцев, затем поднимает и опускает руки на стол, задача ребенка повторить за педагогом (развитие мелкой моторики пальцев, внимания, наблюдательности, реакции, умения быстро считать предметы)

8.«Заплатки» (развитие зрительного восприятия)

9.Нейрогимнастика «Цветные пальчики», «Математические пальчики» (развитие межполушарного взаимодействия)

10.«Цветные карандаши» - педагог выкладывает в руке пять цветных карандашей в определенном порядке, ребенок смотрит на карандаши 5-10 секунд, педагог прячет карандаши за спину, задача ребенка воспроизвести очередность расположения карандашей (развитие зрительной памяти)

11.Контрольная диагностика, сравнительный анализ