Статья: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕММЬЕЙ В ДОУ
статья

Людмила Евгеньевна Кудряшова

 

Л.Е.Кудряшова,

учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР-Детский сад №9

«Родничок» г. Няндома

 

Опыт взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ

 

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими сложный дефект развития, требует активного участия родителей в этом процессе.  Однако не все родители готовы принять особенности здоровья своего ребенка и организуют для него деятельность, не соответствующую нервно-психическому уровню развития. Сложная, не доступная для понимания ребенком, игра не оправдывает ожидания родителя и нередко вызывает раздражение взрослого, потерю интереса к совместному досугу. Все это усугубляться сужением социальных контактов. Родители, стремясь защитить ребенка от конфликтов, насмешек и подобного, ограничивают круг его общения. Нередко такая семья взаимодействует только с близкими друзьями или родственниками, но и такое общение часто происходит без активной коммуникации именно с ребенком.

В сложившейся ситуации семья может пойти по наиболее легкому пути и разрешить ребенку чрезмерное увлечение современными гаджетами. Успехи ребенка в овладении телефоном или компьютером представляются родителю гарантом динамики в развитии его до нормотипичного уровня. С одной стороны, вера в перспективы может вдохновлять маму и папу на поиск новых путей коррекции, с другой оттягивает момент принятия особенностей ребенка.

Учитывая эти наблюдения, при взаимодействии с семьями воспитанников логопедической группы я рекомендую им следующие формы работы:

  1. Совместные мастер-классы по развитию мелкой или артикуляционной моторик, фонематического слуха и т.п. Они проводятся при условии свободного выполнения детьми предложенного материала. Такой подход позволяет пережить родителю чувство гордости за ребенка и создать на мастер-классе приятную атмосферу успеха.
  2. Экскурсии, которые проводит родитель. Некоторые учреждения труднодоступны для ознакомительного посещения логопедической группой, в связи с этим семье предлагается вместе посетить магазин, школу или почту. Обыденное взрослому путешествие может обернуться для ребенка увлекательной отправкой писем или получением посылки, рассмотрением журналов. Не покупая, полистать и прочитать журнал предлагается в детской библиотеке. Современная даже провинциальная библиотека проводит выставки книг и уютно оформляет пространство для чтения их прямо в залах.
  3. Настольные игры как развивающие упражнения и средства сплочение семьи. Сегодня на рынке представлен широкий выбор продукции для детей разных возрастов, часть из них имеет высокий развивающий потенциал. Для домашнего досуга можно рекомендовать следующие: «Мемори», «Доббль», «Коварный лис», «Свинтус», «Твестер», «Дженга» а также разнообразные лото и ходилки.  Красиво и качественно напечатанная игра может привлечь к совместному досугу обоих родителей, старших или младших сиблингов, бабушек и дедушек.
  4. Список художественной литературы и мультфильмов, предлагаемых к просмотру. Для детей с выраженной задержкой развития речи и формирования высших психических функций я предлагаю мультфильмы с простым понятным сюжетом. Например, «Чуня». Или короткие красочные, реалистичные истории из жизни людей и животных. Например, «Прогулка» на музыку С.Прокофьева или цикл мультфильмов «Маленькие лесные истории» и т.п.
  5. Пешие прогулки, желательно наедине с папой или мамой. Именно регулярные пешие прогулки позволят не только улучшить соматическое здоровье, развить общую моторику и выносливость, но и заложить основы спонтанного диалога между ребенком и взрослым.
  6. Оформление семейного фотоальбома. Регулярное рассматривание и пополнение альбома бумажными фотографиями дает ребенку опору для запоминания важных событий в его жизни, эмоционально окрашивает взаимоотношения с родственниками, которые постоянно не проживают с ним. Особое место фотографии занимают в коррекционной работе, их можно использовать для расширения активного и пассивного, в том числе глагольного словаря.
  7. Индивидуальный конверт с набором картинок. Названия которых соответствуют особенностям звукопроизношения ребенка и доступны для свободного правильного произнесения. Такие картинки работают не только над автоматизацией поставленных звуков, но и развивают фразовую речь. Как правило, чисто произнесенная ребенком фраза стимулирует родителей к регулярным занятиям дома.
  8. Самостоятельная творческая деятельность. Увлечение родителей расширяет выбор и для самого ребенка. Свободное наблюдение за трудом, приносящим взрослому удовольствие, побуждает его к поиску собственного хобби. У многих детей уже к 3-4 года наблюдаются склонности к определенной деятельности: некоторые из них активно рисуют, поют, танцуют, собирают лего постройки и т.п.

Значимой особенностью для домашнего досуга является фон. Это связано с тем, что телевизор, работающий фоном во время игры, сильно снижает увлеченность процессом не только ребенка, но и взрослого. Такая игра легко переходит к формальному, шаблонному развитию сюжета и может тормозить развитие игровой деятельности на уровне предметной или манипулятивной.  В итоге большую часть развивающего потенциала игра теряет.

Исходя из этого реализовывать вышеперечисленные рекомендации следует именно при полном отказе от «фоновой» работы телевизора и ограничения в пользовании компьютерных гаджетов. В начале таких ограничений дети неизменно будут требовать большего внимания и участия взрослых, они могут стать капризными, агрессивными или напротив безразличными к происходящему.  К сожалению, не все семьи готовы столкнуться с таким протестом на изменения в привычном распорядке дня. Однако те, кто решился отнестись к этому ответственно неизменно, замечают резкий толчок в развитии ребенка. Родители рассказывают, что в их семье раскрывается интерес к чтению или прослушиванию сказок, музыке, рисованию, конструированию, пешим прогулкам. Дети начинают с большим интересом откликаться на предложения трудового или культурного досуга, например, помощь престарелым родственникам, посещения концертов, театров, музеев, мастер -классов.

Список используемой литературы:

  1. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста. /М.В. Белоусова // Практическая медицина. – 2014. - №9 (85). С.108 - 112.  URL https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-kommunikatsii-sotsializatsii-i-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta
  2. Волкова, О. В. Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76761/
  3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ.М.: 2011.
    Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Т.В., Шибалова М.С. «Влияние гаджетов на развитие детей» https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey/viewer
  4. Смирнова, Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43009/
  5. Смирнова Е.О. Матушкина Н.Ю. Виртуальная реальность современного детства. /Е.О Смирнова // Культурно- историческая психология. – 2017. – Т.13. №2. С. 71 – 78 URL DOI: 10.17759/chp.2017130208.

 






 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vzaimodeystvia_1.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Е.Кудряшова,

учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР-Детский сад №9

«Родничок» г. Няндома

Опыт взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими сложный дефект развития, требует активного участия родителей в этом процессе.  Однако не все родители готовы принять особенности здоровья своего ребенка и организуют для него деятельность, не соответствующую нервно-психическому уровню развития. Сложная, не доступная для понимания ребенком, игра не оправдывает ожидания родителя и нередко вызывает раздражение взрослого, потерю интереса к совместному досугу. Все это усугубляться сужением социальных контактов. Родители, стремясь защитить ребенка от конфликтов, насмешек и подобного, ограничивают круг его общения. Нередко такая семья взаимодействует только с близкими друзьями или родственниками, но и такое общение часто происходит без активной коммуникации именно с ребенком.

В сложившейся ситуации семья может пойти по наиболее легкому пути и разрешить ребенку чрезмерное увлечение современными гаджетами. Успехи ребенка в овладении телефоном или компьютером представляются родителю гарантом динамики в развитии его до нормотипичного уровня. С одной стороны, вера в перспективы может вдохновлять маму и папу на поиск новых путей коррекции, с другой оттягивает момент принятия особенностей ребенка.

Учитывая эти наблюдения, при взаимодействии с семьями воспитанников логопедической группы я рекомендую им следующие формы работы:

  1. Совместные мастер-классы по развитию мелкой или артикуляционной моторик, фонематического слуха и т.п. Они проводятся при условии свободного выполнения детьми предложенного материала. Такой подход позволяет пережить родителю чувство гордости за ребенка и создать на мастер-классе приятную атмосферу успеха.
  2. Экскурсии, которые проводит родитель. Некоторые учреждения труднодоступны для ознакомительного посещения логопедической группой, в связи с этим семье предлагается вместе посетить магазин, школу или почту. Обыденное взрослому путешествие может обернуться для ребенка увлекательной отправкой писем или получением посылки, рассмотрением журналов. Не покупая, полистать и прочитать журнал предлагается в детской библиотеке. Современная даже провинциальная библиотека проводит выставки книг и уютно оформляет пространство для чтения их прямо в залах.
  3. Настольные игры как развивающие упражнения и средства сплочение семьи. Сегодня на рынке представлен широкий выбор продукции для детей разных возрастов, часть из них имеет высокий развивающий потенциал. Для домашнего досуга можно рекомендовать следующие: «Мемори», «Доббль», «Коварный лис», «Свинтус», «Твестер», «Дженга» а также разнообразные лото и ходилки.  Красиво и качественно напечатанная игра может привлечь к совместному досугу обоих родителей, старших или младших сиблингов, бабушек и дедушек.
  4. Список художественной литературы и мультфильмов, предлагаемых к просмотру. Для детей с выраженной задержкой развития речи и формирования высших психических функций я предлагаю мультфильмы с простым понятным сюжетом. Например, «Чуня». Или короткие красочные, реалистичные истории из жизни людей и животных. Например, «Прогулка» на музыку С.Прокофьева или цикл мультфильмов «Маленькие лесные истории» и т.п.
  5. Пешие прогулки, желательно наедине с папой или мамой. Именно регулярные пешие прогулки позволят не только улучшить соматическое здоровье, развить общую моторику и выносливость, но и заложить основы спонтанного диалога между ребенком и взрослым.
  6. Оформление семейного фотоальбома. Регулярное рассматривание и пополнение альбома бумажными фотографиями дает ребенку опору для запоминания важных событий в его жизни, эмоционально окрашивает взаимоотношения с родственниками, которые постоянно не проживают с ним. Особое место фотографии занимают в коррекционной работе, их можно использовать для расширения активного и пассивного, в том числе глагольного словаря.
  7. Индивидуальный конверт с набором картинок. Названия которых соответствуют особенностям звукопроизношения ребенка и доступны для свободного правильного произнесения. Такие картинки работают не только над автоматизацией поставленных звуков, но и развивают фразовую речь. Как правило, чисто произнесенная ребенком фраза стимулирует родителей к регулярным занятиям дома.
  8. Самостоятельная творческая деятельность. Увлечение родителей расширяет выбор и для самого ребенка. Свободное наблюдение за трудом, приносящим взрослому удовольствие, побуждает его к поиску собственного хобби. У многих детей уже к 3-4 года наблюдаются склонности к определенной деятельности: некоторые из них активно рисуют, поют, танцуют, собирают лего постройки и т.п.

Значимой особенностью для домашнего досуга является фон. Это связано с тем, что телевизор, работающий фоном во время игры, сильно снижает увлеченность процессом не только ребенка, но и взрослого. Такая игра легко переходит к формальному, шаблонному развитию сюжета и может тормозить развитие игровой деятельности на уровне предметной или манипулятивной.  В итоге большую часть развивающего потенциала игра теряет.

Исходя из этого реализовывать вышеперечисленные рекомендации следует именно при полном отказе от «фоновой» работы телевизора и ограничения в пользовании компьютерных гаджетов. В начале таких ограничений дети неизменно будут требовать большего внимания и участия взрослых, они могут стать капризными, агрессивными или напротив безразличными к происходящему.  К сожалению, не все семьи готовы столкнуться с таким протестом на изменения в привычном распорядке дня. Однако те, кто решился отнестись к этому ответственно неизменно, замечают резкий толчок в развитии ребенка. Родители рассказывают, что в их семье раскрывается интерес к чтению или прослушиванию сказок, музыке, рисованию, конструированию, пешим прогулкам. Дети начинают с большим интересом откликаться на предложения трудового или культурного досуга, например, помощь престарелым родственникам, посещения концертов, театров, музеев, мастер -классов.

Список используемой литературы:

  1. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста. /М.В. Белоусова // Практическая медицина. – 2014. - №9 (85). С.108 - 112.  URL https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-kommunikatsii-sotsializatsii-i-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta
  2. Волкова, О. В. Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76761/
  3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ.М.: 2011.
    Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Т.В., Шибалова М.С. «Влияние гаджетов на развитие детей»
    https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey/viewer
  4. Смирнова, Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43009/
  5. Смирнова Е.О. Матушкина Н.Ю. Виртуальная реальность современного детства. /Е.О Смирнова // Культурно- историческая психология. – 2017. – Т.13. №2. С. 71 – 78 URL DOI: 10.17759/chp.2017130208.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....

Статья на тему "Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов"

Основное условие комплексного решения проблем детей с умственной отсталостью - создание ситуации успешного развития, преодоления и предупреждения нарушений, единого образовательного пространства. Для ...

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и родителей в современных условиях"

В статье излагается информация из опыта работы логопеда с родителями в дистанционном формате в условиях борьбы с короновирусом...

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях"

В статье "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях" рассказывается о новой форме работы с родителями при помощи современных IT технологий....

статья Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ

в статье представлен опыт практикования некоторых форм взаимодействия.учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ...

Статья " Особенности взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в ДОО"

     В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной. Связь «движение и речь» – общеизвестный факт, не вызывающий со...