Статья " Особенности взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в ДОО"
статья по коррекционной педагогике
В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной. Связь «движение и речь» – общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Интеллект неразрывно связан с общей подвижностью и деятельностью рук. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является необходимым условием в согласованных действиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2022.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Булавина Наталья Николаевна инструктор по физической культуре
Суляева Виктория Вадимовна учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 71»
Особенности взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в ДОО
В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной. Связь «движение и речь» – общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Интеллект неразрывно связан с общей подвижностью и деятельностью рук. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является необходимым условием в согласованных действиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
А для того, чтобы ребенок был физически здоров и развит, необходимо тесное сотрудничество всего педагогического персонала ДОО, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности работы в данном направлении, в нашем учреждении разработана модель взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, что способствует прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекционная работа по речевому и общему развитию воспитанников с нарушением речи ведется в тесном сотрудничестве обоих специалистов. Учитель-логопед совершенствует речевое общение, инструктор по физической культуре, в свою очередь, развивает психомоторные функции. Особое внимание уделяется возможной автоматизации поставленных звуков через специально подобранные подвижные игры и упражнения, разработанные с учетом лексической темы данного периода.
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре строится по следующему алгоритму:
-учитель-логопед знакомит инструктора с диагнозами детей (речевая характеристика), психологическим портретом ребенка;
- выявление уровня психоречевого развития ребенка;
- совместная постановка цели, задач по формированию речедвигательных навыков;
-составление плана индивидуально-коррекционных занятий.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности инструктор реализует возможность решения таких задач, как:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координация двигательных навыков;
- общая и мелкая моторика;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков, свободной речи;
- развитие речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма, интонационной выразительности речи;
-развитие мимических мышц.
Учитель-логопед знакомит инструктора с тематическим планом работы на год. В соответствии с планом совместно составляются комплекс речевого материала для разных двигательных навыков детей. Особое внимание уделяется заданиям по развитию общих двигательных умений в дополнении заданиями на коррекцию и исправлению двигательных нарушений, характерных для воспитанников с нарушениями речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры», т.к. игры, целесообразно проводить в соответствии с лексической темой, которую проработал учитель-логопед.
Материал для произношения и проговаривания подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями, а комплексы упражнений- инструктор по физической культуре с учетом необходимых речедвигательных навыков. Освоив отдельные движения, и поняв, что можно этим управлять, у ребенка появляется уверенность в своих силах и это способствует дальнейшему успеху общей и артикуляционной моторики.
В совместной работе, учитель-логопед и инструктор по физической культуре, также используют следующие технологии:
- кинезиотерапия;
-Су-Джок-терапия;
- логоритмика, мультимедийные технологии, игротерапия;
Таки образом, взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, в работе с детьми с нарушением речи, является залогом успешной коррекционной работы.
Список литературы:
- Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит,2004г.
- Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2009г.
- Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр//Начальная школа до и после плюс. – 2005г. - №10. – 14-17с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАПКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Основная форма деятельности детей — игра. Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры. В этих играх от дошкольников требуется не только ...
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....
Особенности взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Спортландию".
Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога- психолога ДОУ. Они представляют собой иг...
Статья о взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"
Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...