Статья " Особенности взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в ДОО"
статья по коррекционной педагогике

Булавина Наталья Николаевна

       В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной. Связь «движение и речь» – общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Интеллект неразрывно связан с общей подвижностью и деятельностью рук. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является необходимым условием в согласованных действиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Булавина Наталья Николаевна инструктор по физической культуре

Суляева Виктория Вадимовна учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 71»

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в ДОО

       В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной. Связь «движение и речь» – общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Интеллект неразрывно связан с общей подвижностью и деятельностью рук. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является необходимым условием в согласованных действиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

      А для того, чтобы ребенок был физически здоров и развит, необходимо тесное сотрудничество всего педагогического персонала ДОО, медицинского персонала и родителей.

      С целью повышения эффективности работы в данном направлении, в нашем учреждении разработана модель взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, что способствует прочному закреплению результатов логопедической работы.

        Коррекционная работа по речевому и общему развитию воспитанников с нарушением речи ведется в тесном сотрудничестве обоих специалистов. Учитель-логопед совершенствует речевое общение, инструктор по физической культуре, в свою очередь, развивает психомоторные функции. Особое внимание уделяется возможной автоматизации поставленных звуков через специально подобранные подвижные игры и упражнения, разработанные с учетом лексической темы данного периода.

        Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре строится по следующему алгоритму:

-учитель-логопед знакомит инструктора с диагнозами детей  (речевая характеристика), психологическим портретом ребенка;

- выявление уровня психоречевого развития ребенка;

- совместная постановка цели, задач по формированию речедвигательных навыков;

-составление плана индивидуально-коррекционных занятий.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности инструктор реализует возможность решения таких задач, как:

- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координация двигательных навыков;

- общая и мелкая моторика;

- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков, свободной речи;

- развитие речевого и физиологического дыхания;

- формирование темпа, ритма, интонационной выразительности речи;

-развитие мимических мышц.

       Учитель-логопед знакомит инструктора с тематическим планом работы на год. В соответствии с планом совместно составляются комплекс речевого материала для разных двигательных навыков детей. Особое внимание уделяется заданиям по развитию общих двигательных умений в дополнении заданиями на коррекцию и исправлению двигательных нарушений, характерных для воспитанников с нарушениями речи.

      Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры», т.к. игры, целесообразно проводить в соответствии с лексической темой, которую проработал учитель-логопед.

      Материал для произношения и проговаривания подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями, а комплексы упражнений- инструктор по физической культуре с учетом необходимых речедвигательных навыков. Освоив отдельные движения, и поняв, что можно этим управлять, у ребенка появляется уверенность в своих силах и это способствует дальнейшему успеху общей и артикуляционной моторики.

     В совместной работе, учитель-логопед и инструктор по физической культуре, также используют следующие технологии:

- кинезиотерапия;

-Су-Джок-терапия;

- логоритмика, мультимедийные технологии, игротерапия;

      Таки образом, взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, в работе с детьми с нарушением речи, является залогом успешной коррекционной работы.

Список литературы:

  1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит,2004г.
  2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144с.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2009г.
  4. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр//Начальная школа до и после плюс. – 2005г. - №10. – 14-17с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАПКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Основная форма деятельности детей — игра. Особенно любимы детьми    коллективные    подвижные игры. В этих играх от дошкольников требуется не только ...

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

Особенности взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Спортландию".

Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога- психолога ДОУ. Они представляют собой иг...

Статья о взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОО  КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"

Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...